Философские воззрения Томаса Гоббса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:49, доклад

Краткое описание

В XVII в. в Англии приобрел известность государствовед и философ Томас Гоббс (1588 — 1679). Его труды «О гражданине» и «Левиафан» были своего рода библией господствующих слоев английского общества. В них он стремился выработать философскую систему, основываясь исключительно на принципах механики и геометрии.

Файлы: 1 файл

Философские воззрения Томаса Гоббса.docx

— 17.47 Кб (Скачать)

Философские воззрения  Томаса Гоббса

В XVII в. в Англии приобрел известность государствовед и философ Томас Гоббс (1588 — 1679). Его труды «О гражданине» и «Левиафан» были своего рода библией господствующих слоев английского общества. В них он стремился выработать философскую систему, основываясь исключительно на принципах механики и геометрии.

Гоббс развил бэконовский материализм. Определяя предмет философии, Гоббс указывал, что философия должна включать в свое содержание все научное знание, накопленное человечеством. Задача ученого состоит в том, чтобы раскрыть связь всех наук, изгнать из области науки и философии теологию, астрологию, религиозные культы. Так, например, он писал, что церковники снимают пенку со страны в виде даров Божественных людей, благоговеющих перед ними. Страх и невежество порождают религию.

Философия, говорил он, исключает из себя теологию, учения об ангелах и о всех тex вещах, которые нельзя считать ни телами, ни свойствами тел. Нет никаких не телесных, т.е. нематериальных, духов, нет духовных субстанций. Следовательно, мыслят сами тела. Не бывает также и врожденных идей. И вообще во Вселенной «нет такой реальной части ее, которая не была бы также и телом». Поэтому «небесная душа», «не телесный дух», «не телесный бог» — это бессмысленные наборы слов. Правда, существуют не одни только тела, но и их свойства (акциденции), образы в сознании (фантасмы), имена тел, свойств и образов, а также искусственные тела, как, например, государства. Тела — это то, что не зависит от мысли и протяженно. «Субстанция», «материя» и «первоматерия» суть не более чем имена, знаки, обозначающие количественную сторону всех тел при отвлечении от их акциденций. Тела состоят из корпускул, делимых до бесконечности.

Гоббс был материалистом-механицистом. Он первым в истории философии создал законченную систему механистического материализма. В его философии  ярко отразились механистические тенденции  естествознания того времени. Геометрию  и механику он считал прообразами  всего научного мышления. Природу  Гоббс рассматривал как совокупность протяженных тел, различающихся  между собой величиной, фигурой, положением и движением. Последнее  понималось как перемещение тел  относительно друг друга. Источник движения Гоббс видел в действии одного тела на другое в результате толчка. Высшие формы движения материи он сводил к простейшей механической форме. Сущностью материи Гоббс  считал протяженность. Качественное многообразие природы, связанное с ее пониманием Бэконом, утрачивается в философии Гоббса.

Философ был убежден в том, что основой  познания являются чувственные восприятия, которые обрабатываются разумом. Но он не сумел раскрыть диалектику чувственного и рационального. Гоббс односторонне полагал, что общие понятия представляют собой лишь простые имена, которые люди создают по своему усмотрению. В то же время Гоббс утверждал, что всякое умозрение стремится к практике и технике, с помощью которых человеческий род измеряет тела и их движения, воздвигает строения, плавает по морям и океанам, вычисляет движения звезд, покоряет силы природы. Он высказал гениальную догадку относительно того, что современный человек отличается от дикарей уровнем развития техники.

Гоббс вошел в историю не только как  последовательный материалист XVII в., но и как автор теории государства, в которой он сделал попытку обнаружить земную основу государства, показать его не как божественное творение, а как продукт сознания людей. Если Аристотель считал человека изначально общественным существом, то Гоббс полагал, что человек от природы враг другого человека вследствие «естественной жадности», эгоистичности всех своих желаний. Человек стремится не к мирному сожительству с себе подобными, а к обладанию благами, могуществу, власти. «Величайшим из всех благ является самосохранение. Ибо природа устроила так, что все хотят себе добра». Человек является более хищным и жестоким зверем, чем волки, медведи и змеи, потому что ради удовлетворения своих будущих потребностей, которые он способен предвидеть, готов на все. Дело доходит до того, что людям становится неприятен вид чужого счастья и, наоборот, приятен вид несчастья своих собратьев. Гоббс даже делает парадоксальный вывод: плач растроганного при примирении прежних врагов происходит от «сожаления по поводу несостоявшейся мести». Возникает состояние «войны всех против всех». Образно это обозначено Гоббсом так:«Человек человеку — волк». Состояние постоянных междоусобиц он называет «естественным состоянием», в котором активность людей приводит к разрушительным последствиям.

Подобно тому как "реальностью" знака является для Гоббса имя, слово, эта единица  языка, так и "реальностью" познания оказывается речь. Последняя и составляет, по мнению Гоббса, специфическую "особенность человека". Соглашение людей относительно знаков и слов — вот единственное упорядочивающее, организующее начало, ограничивающее произвол речевой деятельности. Овладев речью, этой специфически человеческой формой социально обусловленного знания и познания, человек приобретает, согласно Гоббсу, некоторые важные преимущества. Прежде всего Гоббс, в соответствии с устремлениями современной ему науки, упоминает о пользе числительных, тех имен, которые помогают человеку считать, измерять, рассчитывать. "Отсюда для человеческого рода возникают огромные удобства, которых лишены другие живые существа. Ибо всякому известно, какую огромную помощь оказывают людям эти способности при измерении тел, исчислении времени, вычислении движении звезд, описании земли, в мореплавании, возведении построек, создании машин и в других случаях. Все это зиждется на способности считать, способность же считать зиждется на речи". Во-вторых, продолжает Гоббс, речь "дает возможность одному человеку обучать другого, т.е. сообщать ему то, что он знает, а также увещевать другого или советоваться с ним". "Третье и величайшее благодеяние, которым мы обязаны речи, заключается в том, что мы можем, приказывать и получать приказания, ибо без этой способности была бы немыслима никакая общественная организация среди людей, не существовало бы никакого мира и, следовательно, никакой дисциплины, а царила бы одна дикость".

"Истина, — говорит Гоббс, — не есть  свойство вещей... она присуща  одному только языку". Если  мышление сводится к произвольному  обозначению вещей и сочетанию  имен в предположениях, то истина  неизбежно превращается в особое  свойство высказываний, предложений,  в свойство языка. И поскольку  истинное мышление реализуется  в языковой форме, постольку  Гоббс прав: мышление отдельного человека, несомненно, зависит от такого важного и универсального явления социальной реальности, как язык. В ходе Гоббсова анализа по сути дела отодвигается в сторону другой вопрос, над которым бьются Декарт и Спиноза: как, благодаря чему истина добывается и обретает внутреннюю достоверность? При этом речь идет не о "принципах", "истинах" здравого смысла, но об основах тогдашней науки. Вопрос, следовательно, стоит иначе, чем у Гоббса: каковы свойства истины (и истинного познания), которые только обнаруживаются, а не формируются в процессе коммуникации, т. е. в процессе "обмена" знаниями и познаниями.

Философская система Томаса Гоббса сыграла очень  важную роль в истории  развития общественной мысли. XVII столетие имело  таких глубоких философов, как Декарта, Спинозу и отчасти Лейбница, которые силой ума и глубиною превосходили Гоббса. Однако они меньше сделали для правильного понимания природы, человека и общества. Его заслуга в том, что он изгнал теологию из философии.

Он  построил свою систему - от самого простого движения он поднимается   линии  к самому сложному движению. В этом построении он предвосхитил кантовскую классификацию наук. Гоббс вывел  основные понятия познания из ощущения и восприятия. Он первый пробил себе дорогу "от сенсуализма к конструктивному  методу, выросшему из математической философии".

Гоббс также является родоначальником  материалистической и механической психологии. Он выдвинул идеи, которые  легли в основу ассоциативной  психологии.

Он  первый положил основу положительной  науке о морали или науке о нравах. Теория Гоббса оказала большое воздействие на развитие политико-юридической мысли и его времени, и более поздних периодов. Можно сказать, что концепции государства и права XVII-XVIII вв. складывались в значительной степени под знаком проблем, поднятых  Гоббсом.

Мощный  ум Гоббса, его проницательность позволили  Гоббсу построить  систему, из которой  черпали, как из богатого источника, все буржуазные мыслители не только семнадцатого, но и восемнадцатого и двадцатого  веков вплоть до современности.

Современники  и последователи теории Гоббса ценили его чрезвычайно высоко - так Д. Дидро в своих изысканиях не раз  хвалил высокую четкость и определенность в трудах Гоббса, он сравнивал его  с тогдашним корифеем  сенсуализма  Локком и даже ставил Гоббса выше его. О высокой оценке  Гоббса свидетельствует  характеристика Маркса, в которой  он хотя и подчеркивает физическую и механистическую ограниченность Гоббса, но вместе с тем Маркс  видит в нем одного из родоначальников  материализма нового времени.

Ограниченность его материалистической философии лежит в ограниченности его эпохи и того нового класса, идеологом которого он явился.


Информация о работе Философские воззрения Томаса Гоббса