Философские основы буддизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 21:36, реферат

Краткое описание

Буддизм - огромная и сложная тема, поэтому следует воздерживаться от обобщений, построенных на изучении какой-либо одной его части. Так, надо осторожно относиться к высказываниям, которые начинаются со слов «буддисты считают…» или «буддизм учит…». Они требуют уточнения: какие буддисты имеются в виду, какому направлению буддизма они следуют, к какой школе или направлению они принадлежат и т.д., иначе эти высказывания не многого стоят.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………..2
2. Буддийские направления и школы……………………………………………2
3. Будда……………………………………………………………………………3
4. Четыре благородные истины………………………………………………….4
5. Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 23.57 Кб (Скачать)

«Нирвана» буквально  означает «угасание» или «задувание», подобно тому, как гаснет пламя  свечи. Но что именно угасает? Может  быть это душа человека ,его «я», его индивидуальность? Это не может быть душа, поскольку буддизм вообще отрицает ее существование. Это и не «я» или самосознание, хотя нирвана, безусловно, предполагает коренное изменение состояния сознания, освобожденного от привязанности к «я» и «мое». На самом деле гаснет пламя триады - страсти, ненависти и заблуждения, которая ведет к перевоплощению. Это явление психологическое и нравственное, трансформированное состояние личности, которому присущи покой, глубокая духовная радость, сострадание, утонченное и проникновенное восприятие. Негативные психические состояния и эмоции, такие, как сомнение, тревога, беспокойство и страх, в просветленном разуме отсутствуют.

Некоторые или  все эти качества присущи святым во многих религиях, в какой-то мере некоторыми из них могут обладать и обычные люди. Однако Просветленным, подобным Будде, присущи в полном объеме.

Что происходит с человеком, когда он умирает? Ясного ответа на этот вопрос в ранних источниках нет. Трудности в понимании этого  возникают именно в связи с  последней нирваной, когда гаснет пламя жажды жизни, прекращаются перерождения и человек, достигший  просветления, не рождается вновь. Будда  сказал, что спрашивать, где находится  Просветленный после смерти ,все равно что спрашивать, куда уходит пламя, когда его задувают. Пламя, разумеется, никуда не «уходит», просто прекращается процесс горения. Избавление от жажды жизни и неведения равносильно прекращению доступа кислорода, необходимого для горения.

Четвертая Благородная  истина - Истина пути - разъясняет, как  должен происходить переход в  нирвану. В суете повседневности мало кто останавливается, чтобы  подумать о наиболее полноценном  образе жизни.

Будда полагал, что высшая форма жизни - это жизнь, ведущая к совершенствованию  добродетели и знания, а «восьмеричный  путь» определяет образ жизни, с  помощью которого можно осуществить  это на практике. Его называют также  «срединным путем», поскольку он проходит между двумя крайностями: жизнью в излишествах и строгим аскетизмом. В него входит восемь ступеней, подразделенных на три категории - нравственность, сосредоточение (медитация) и мудрость. Они определяют параметры человеческого  блага.

Хотя «путь» состоит из восьми частей, не следует  представлять их себе как этапы, которые  человек проходит, приближаясь к  нирване, оставляя их позади. Напротив, восемь ступеней представляют собой  пути постоянного совершенствования  «нравственности», «медитации» и  «мудрости». «Правильные воззрения» означают сначала признание буддийского  учения, а затем их эмпирическое подтверждение; «правильное размышление» - приверженность к формированию верных установок; «правильная речь» - изречение  правды, проявление вдумчивости и  заинтересованности в разговоре, а  «правильное поведение» - воздержание  от дурных поступков, таких, как убийство, воровство или плохое поведение (чувственные удовольствия). «Правильный  способ поддержания жизни» подразумевает  отказ от поступков, приносящих вред другим; «правильное приложение сил» - обретение контроля над своими мыслями и развитие позитивных умонастроений; «правильная память» - развитие постоянного  понимания; «правильное сосредоточение» - достижение состояния глубочайшего спокойствия разума, на что направлены различные приемы концентрации сознания и интегрирования личности.

В этом отношении  практика «восьмеричного пути» - это  своего рода процесс моделирования; путь самотрансформации, интеллектуальная, эмоциональная, нравственная перестройка, в ходе которой человек переориентируется с узких, эгоистичных целей на развитие возможностей самореализации. 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Дамьен Кеоун. Буддизм. Москва , 2001.

2. Кочетов А.Н.  Буддизм. Москва, 1983.

3. Джаммапада. Москва, 1960. 


Информация о работе Философские основы буддизма