Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:18, контрольная работа
Научная картина мира (сокр. НКМ) — одно из основополагающих понятий в естествознании — особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают
В самом деле, чтобы установить
причинную связь между
Подобные абстракции при установлении причинной зависимости используются настолько часто, что становятся привычными и естественными. Та легкость, с которой они осуществляются; и их практическая эффективность порождают иллюзию, что, оправдывая себя в одном или нескольких случаях, они должны быть вполне уместными и во всех других аналогичных случаях. Лишь сталкиваясь с более сложными случаями, мы начинаем осознавать всю меру трудностей, которые нужно преодолеть для установления причины или следствия данного события в переплетении множества других предметов и явлений.
Чем, например, объяснить образование пустынь на месте ранее цветущих районов Средней Азии? Ясно, что причина есть, хотя она представляет, очевидно, весьма сложную систему факторов. Поэтому, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно изучить огромный объем метеорологического, геологического, географического и других материалов, прибегнуть к геоморфологическому анализу водоемов, наблюдению над меняющимися в этих районах климатом, изучить структуру почвенного покрова и т.д. Только в итоге выполнения такой исследовательской работы можно будет отбросить несущественные факторы и дать более или менее адекватное объяснение образованию пустынь. Но почему задача объяснения оказывается в данном случае такой сложной? Потому ли, что исследователь должен кропотливо изыскивать признаки, свидетельствующие о существовании причинной зависимости? Нет, скорее потому, что их слишком много и надлежит правильно выбрать из них те, которые соответствуют реальному положению дел, предварительно оценив их сравнительное значение в данной ситуации.
Итак, можно сделать вывод,
что абстракции, используемые при
установлении причины и следствия,
играют весьма существенную роль в
процессах объяснения, предсказания
явлений действительности. Если эти
абстракции не могут быть осуществлены
из-за каких-либо экспериментальных
или теоретических трудностей, то
правильное объяснение или предсказание
событий на основе принципа причинности
будет невозможным. Иначе говоря,
ответ на вопрос о существовании
причинной зависимости можно
получить лишь тогда, когда наблюдаются
или логически выводятся
Ясно, что сама объективная
действительность далеко не всегда предоставляет
возможность выполнения правил абстрагирования.
Ученые во многих случаях, вероятно, предпочли
бы возможность
Задачей эксперимента в этом случае выступает демонстрация того, что изменения одного предмета или явления (не нарушающие в искусственно созданных условиях характера естественных процессов) при прочих постоянных условиях вызывают соответствующие изменения (возникновение) другого. Именно сохранение всех прочих условий в неизменном виде позволяет соблюдать принцип ceteris paribus (при прочих равных условиях). Когда же экспериментальная проверка причинной зависимости оказывается невозможной, выполнение правил абстрагирования может быть обеспечено, например, математическими средствами.
В самом деле, как можно объяснить, скажем, тот факт, что давление газа на стенки сосуда остается постоянным, если известно, что газ состоит из множества молекул, в хаотическом беспорядке ударяющихся о стенки сосуда? Чтобы объяснить постоянство давления, нужно предположить, что, несмотря на хаотическое движение молекул, давление газа в любой точке объема в среднем одинаково. Но спрашивается, будет ли используемое допущение правильным, существуют ли объективные условия, позволяющие подобное объяснение?
Оказывается, что такие условия действительно есть, и они создают требующуюся основу для применения теории вероятности в причинном анализе. Дело в том, что, когда мы имеем дело с большим количеством молекул, каждая молекула в среднем будет находиться одинаковое количество времени в любой точке данного объема. Имеется одинаковая вероятность того, что любая молекула попадает в любую конкретную область, независимо от того, где находится данная область. Множество хаотических столкновений создает ситуацию, при которой (в среднем) ни одна молекула не будет находиться около другой. Следовательно, каждая молекула получает высокую степень независимости в процессе движения относительно других молекул. Случайные столкновения стремятся ко все более полной компенсации и в результате складываются условия для применения понятия причинности в полном соответствии с правилами абстрагирования.
Что же происходит, когда
эти правила не выполняются? Происходит
незаметное для самого исследователя
(который не придает серьезного значения
правилам абстрагирования) искажение
результатов исследования. Предположим,
что мы объясняем, опираясь на закон
Гука, пропорциональное увеличение напряжения
в стальном бруске посредством увеличения
давления, пренебрегая тем, что подобная
причинная зависимость
Таким образом, если строгий
учет условий познания не имеет значения
для принципиального решения
вопроса об объективности причинной
зависимости, то для многих конкретных
объяснений и предсказаний точное соблюдение
правил абстрагирования (точность принятых
допущений даже в количественном
выражении) оказывается чрезвычайно
важным. Игнорируя их, мы можем получить
в итоге совершенно превратное объяснение
события. Использование принципа причинности
в каждом конкретном случае должно
быть обеспечено вполне определенными
объективными условиями. Это значит,
что понятие причинности
Учитывая столь сложную
теоретико-познавательную структуру
принципа причинности, приходится мириться
с тем, что неточности во всяком причинном
исследовании неизбежны. Но тогда задача
ученого состоит в том, чтобы
они не превышали допустимого
предела. Тем более что он располагает
теперь эффективными техническими и
концептуальными средствами, чтобы
«нейтрализовать» в итоге свои ошибки,
свести их к минимуму. Так, в обыденной
ситуации мы не считаем, например, ошибкой,
когда в качестве причины замерзания
воды указывается понижение
Ясно, таким образом, что ученый не может и не должен позволять себе никакого произвола в причинных объяснениях и предсказаниях, соблюдая и обеспечивая всеми возможными средствами условия абстрагирования. Вполне допустимо изменять условия, приспосабливая их к требованиям ситуации (если ошибка не превышает при этом заданной величины). Можно использовать в этих целях концептуальные или математические средства данной науки, не омертвляя самой действительности, не нарушая ее «живую связь».
Объективное обоснование
принципа причинности, однако, состоит
не только в том, что он отражает
некоторые стороны
Список литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.Ф. Философия. 3-е изд. М., 2007.
2. Крылов А.Г. Антология мировой философии. М., 2008.
3. Греков А.М. Введение в философию. М., 2006.
4. Кун Т. Структуры научных революций. М., 2006.
5. Никифоров Л.А. Философия науки. Сбп., 2007.