Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 10:26, реферат
Тема человека является для философии сквозной, традиционной и центральной. Раздел философии, в котором изучается данная проблематика, называется философской антропологией. Вопрос о том, что такое человек, для этого раздела - основной вопрос. Полное представление о человеке можно сформировать лишь в рамках междисциплинарного исследования усилиями многих наук. Поэтому в последнее время человекознание все чаще выделяется как особая область научного знания и как учебная дисциплина. Что касается философии, то она в отличие от других наук о человеке (анатомия, психология и др.) стремится постичь человека как целостное существо. Она рассматривает человека, взятого в единстве всех его сущностных сил и проявлений разнообразной духовно-практической деятельности, как существо многомерное и универсальное.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….2
2.1 ЧЕЛОВЕК – ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕМА ФИЛОСОФИИ ………………………………….2
2.2 ЧЕЛОВЕК – «МАЛАЯ ВСЕЛЕННАЯ» (АНТИЧНОСТЬ)……………………………....2
2.3 ЧЕЛОВЕК – «ТВАРНОЕ СУЩЕСТВО» (СРЕДНИЕ ВЕКА)…………………………..3
2.4 ЧЕЛОВЕК – «ГОСПОДИН ПРИРОДЫ» (ВОЗРОЖДЕНИЕ)………………………….4
2.5 ЧЕЛОВЕК – «СУЩЕСТВО РАЗУМНОЕ» (НОВОЕ ВРЕМЯ)……………………..…..5
3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….….5
4.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………...6
ВЯТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат на тему
"Человек как философская проблема:
ее
становление и
место в истории
философии."
Студентки 1-го курса
экономического ф-та
Русских Н.Л.
группа МР-11
Киров
2009
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
2.1 ЧЕЛОВЕК – ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕМА ФИЛОСОФИИ ………………………………….2
2.2 ЧЕЛОВЕК
– «МАЛАЯ ВСЕЛЕННАЯ» (АНТИЧНОСТЬ)……………………………....2
2.3 ЧЕЛОВЕК
– «ТВАРНОЕ СУЩЕСТВО» (СРЕДНИЕ ВЕКА)…………………………..3
2.4 ЧЕЛОВЕК
– «ГОСПОДИН ПРИРОДЫ» (ВОЗРОЖДЕНИЕ)………………………….4
2.5 ЧЕЛОВЕК
– «СУЩЕСТВО РАЗУМНОЕ» (НОВОЕ ВРЕМЯ)……………………..…..5
3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
4.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
1.ВВЕДЕНИЕ
Если философия хочет быть полезной людям, она должна сделать человека своей центральной проблемой.
И.Гердер
Тема человека
является для философии
2.1 ЧЕЛОВЕК
– ЦЕНТРАЛЬНАЯ
ТЕМА ФИЛОСОФИИ
Вопрос о сущности и природе человека присутствует практически во всех философских школах и учениях. По словам Л.Н.Толстого, философия есть знание о челове-ческой жизни, дающее ответ на смысло-жизненный вопрос: «Для чего человеку жить?» Н.А.Бердяев подчеркивал, что проблема человека является для человека основной, и человек по сути дела «неустраним» из нее. Во всем этом проявляется гуманитарная традиция в философии («линия Сократа - Фейербаха - Достоевского» ) с ее нацеленностью на человека как уникальное и сложнейшее явление Космоса. Разумеется, философия не сводит тему человека лишь к проблеме его происхождения и становления. Философская антропология охватывает в себе весьма широкий круг вопросов как методологического, так и мировоззренческого характера.
2.2 ЧЕЛОВЕК
– «МАЛАЯ ВСЕЛЕННАЯ» (АНТИЧНОСТЬ)
Проблема человека была обозначена, хотя и в нераз-витой форме, уже в философии древнего мира. Известно, что в ту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть, как «малая Вселенная». Он как бы погружен в этот Космос и живет по его законам. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко даже и враждебен человеку. Идеальное существо-вание человека - это жить все же в согласии с этим миром, в чем и состоит подлинная мудрость.
Поворот философской мысли к теме отдельного (отде-ленного) от Космоса человека принято связывать с именем греческого философа Сократа. Во многом благодаря ему стала постепенно формироваться философская антропология. Сократ призывал человека заниматься углубленным познанием самого себя, выявляя свою нравственную позицию. Вечное самопознание, поиск самого себя в мире - в этом и состоит подлинный смысл жизни человека. Позже Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья человека. Он
полагал, что каждый человек способен избирать собственную траекторию бытия, те. жизненный путь. Философ Диоген предложил для осмысления тему аскетизма, под которым он понимал весьма скромный образ жизни, установку на умеренность во всем.
В древней философии
рассматривались
2.3 ЧЕЛОВЕК
– «ТВАРНОЕ СУЩЕСТВО» (СРЕДНИЕ
ВЕКА)
В философии средних
веков господствовал
Философия средних веков
полагала, что человек пред-ставляет
собой существо, промежуточное между
животными и ангелами. Будучи единством
души и тела, он изначально раздвоен (двусоставен)
и поэтому сочетает в себе и высокое и
низкое. Его тело (плоть) бренно, смертно,
а душа - бессмертна. По выражению Фомы
Аквинского, тело - это «лошадь», а душа
- ее «наездник». Смысл жизни человека
состоит в постижении божественного, приближении
к нему и тем самым - в спасении себя. В
символе креста христианство призывало
человека; распинай земное в себе и стремись
к Богу, уничтожай зло на своем пути, и
тогда ты будешь спасен на небесах. Следует
заметить, что философия средних веков
в большей мере, нежели древняя, обратила
внимание на внут-ренний (духовный) мир
человека. Тем самым создавались предпосылки
для отрыва человека от внешнего (природного)
мира и постепенного противопоставления
ему.
2.4 ЧЕЛОВЕК
– «ГОСПОДИН ПРИРОДЫ» (ВОЗРОЖДЕНИЕ)
В отличие от средневековья,
философия эпохи Воз-рождения превратила
живого человека в предмет культа,
поклонения. В это время утверждался
антропоцентризм как
Наряду
с эти философская мысль того
времени подчеркивала, что человек
- это продукт окружающей
2.5 ЧЕЛОВЕК
– «СУЩЕСТВО РАЗУМНОЕ»
(НОВОЕ ВРЕМЯ)
В философии Нового времени человек исследовался с позиций механизма как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир, тоже есть механизм, сложная машина. Эта машина является порождением природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке - это его разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания. Такое рационалистическое восприятие человека наиболее полно было представлено, в частности, в творчестве французских просветителей XVIII в. (Вольтер, К.Гельвеций, Д.Дидро и др.). Новое время продолжало творить культ человека. Полагалось, что и все общество должно быть переустроено таким образом, чтобы в нем полностью смогли бы раскрыться все задатки и способности людей. Рационалистическая антропология как бы подталкивала человека к революционному преобразованию мира общественных отношений и даже к насилию над историей.
Говоря об антропологии
Нового времени, следует упо-мянуть
об особой позиции французского ученого
Б.Паскаля. Не соглашаясь с самообожествлением
человека, он напоминал, что человек есть
всего лишь «мыслящий тростник», затерянный
в бесконечных просторах Вселенной - Человек
хотя и разумное существо, но существо
хрупкое и беззащитное перед силами космоса.
Он есть «мельчайший атом», «тень, промелькнувшая
на миг». «Пусть человек, - призывал ученый,
- снова подумает о себе и сравнит свое
существо со всем сущим; пусть по-чувствует,
как он затерян в этом глухом углу Вселенной...
Человек в бесконечности - что он значит?»
Подобные рассуждения можно определить
как трагический гуманизм. В самом деле,
бытие человека противоречиво:он и могуч
и слаб одновременно. Трагизм ситуации
состоит еще и в том, что человек осознает
конечность своей жизни и неумолимое приближение
смерти.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обращение к истории
философской мысли показывает, что
тема человека является, во-первых, непреходящей.
Во-вторых, она осмысливается с
различных мировоззренческих