Философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:54, контрольная работа

Краткое описание

Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, т.е. бытия
В первом приближении можно сказать: философия — что наиболее общее учение о мире и человеке, теоретическая основа мировоззрения.

Оглавление

Введение.
Сознание.
Язык.
Речь.
Заключение.
Список источников и литературы.

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Таким образом, той системой, внутри которой возникает  и развивается сознание, является практическая деятельность людей, направленная на преобразование действительности. Чтобы регулировать отношения между людьми в ходе трудовой деятельности и в других типах взаимодействия, понадобились средства, созданные самими людьми, не данные им от природы: традиции и обычаи, нормы-императивы и нормы-табу, формы социального наследования и семейного регулирования, выражаемые с помощью языка. Тем самым люди создают «вторую природу», особую социальную среду жизни, — средства производства, общественные отношения, духовную культуру. Опыт этой созидательной деятельности отражается в сознании, обуславливая его последовательное развитие вместе с историческим обогащением самого этого опыта.

Так как люди осуществляют свою деятельность совместно, то каждое новое поколение усваивает  уже сложившиеся в обществе представления, понятия, взгляды и т.д. Именно с появлением сознания человечество обретает средство закрепления и развития своего исторического и индивидуального опыта, в то время как у животных видовой опыт передается наследственно, а индивидуальный опыт утрачивается для последующих поколений. Сознание, таким образом, оказывается всеобщим, необходимым и универсальным способом организации и выражения отношения человека к миру, другому человеку и к самому себе.

Сознание не только исторически возникает как  общественное явление, но и становится возможным лишь как продукт совместной трудовой деятельности. Вплетенность действий каждого отдельного человека в совместную коллективную деятельность на каждом историческом этапе развития общества приводит к тому, что сознание индивида приобретает надличностный, надиндивидуальный характер. Формируется общественное сознание – совокупность идей, концепций, учений, массовидных психологических процессов, имеющих свою собственную логику функционирования и развития, отличную от индивидуального сознания.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Сознание связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

Сознание - функция  сложнейшей материальной, физиологической  системы - человеческого мозга.

«Ядром» сознания, способом его существования является знание.

Формирование  сознания связано с возникновением труда. “...Труд, -- говорит Энгельс, -- создал самого человека” 

Осознанный  опыт играет большую роль в определении  нашего отношения к действию.

Сознание имеет  многокомпонентную структуру, но тем  не менее оно - единое целое.

Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.

Сознание человека не представляет собой чего-то неизменного. В ходе исторического развития отдельные психические процессы могут перестраиваться. Поэтому сознание нужно рассматривать в его изменении и развитии, в его существенных зависимостях от образа жизни людей, которое определяется наличными общественными отношениями и местом, которое занимает данный человек в этих отношениях.

Возникновение сознания вне общества невозможно. Основным условием возникновения и  развития сознания является соответствующий  уровень биологической организации, наличие социального окружения  и коллективный труд.

Необходимость труда в процессе общения вызвала  появление языка. Человек отличается от животного наличием языка как  системы кодов, обозначающих предметы и их отношения, с помощью которых  предметы вводятся в известные системы  или категории. Эта системы кодов ведет к формированию отвлеченного мышления, к формированию «категориального» мышления. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.

Язык и речь не тождественны. Речь является вторичным  образованием языка. Это - способ использования языка.

В последние  годы психологи уделяют повышенное внимание проблеме сознания. Основной прогресс в данной области был  достигнут благодаря исследованиям  психологических процессов, протекающих  в условиях отсутствия сознания. Одним  из примеров является «слепое пятно», появляющееся в зрительном поле при повреждении затылочной доли коры, когда люди тем не менее могут неосознанно распознавать зрительные объекты. Подобные неосознаваемые процессы постоянно присутствуют в нашей жизни, когда мы, например, извлекаем из памяти информацию, не замечая этого. Еще одним распространенным примером неосознаваемых процессов являются автоматизмы. Эти явления доказали, что сознание действует как монитор, который позволяет нам подняться над привычными, шаблонными движениями, скорректировать наши действия в соответствии с изменившимися обстоятельствами.

 

 

 

 

Список источников и литературы

 

  1. Алексеев В.П. Философия. М., ТК Велби, Проспект, 2007.
  2. Канке В.А. Основы философии.  М., Логос, 2003.
  3. Локк Д. Опыт о человеческом разумении. М., 1985.
  4. Марков Б.В. Разум и сердце. СПб, 1993.

 


Информация о работе Философия