Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:10, шпаргалка
Философское знание имеет определенную структуру и включает себя : Философская онтология, или учение о бытии, рассматривает вопросы о существующем. Гносеология, или учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы.
8) Выделяются три способа воспроизводства окружающего мира – научная, философская и религиозная картины мира. Для научной картины мира характерна целостность системы представлений об общих свойствах и закономерностях мира, которая появляется на основе обобщенных и синтезированных базовых понятий и принципов естественных наук. В научной картине мира принято выделять два основных компонента: понятийный, или концептуальный и чувственно-образный. Философия как тип мировоззрения осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира. Познавая безграничный окружающий мир, она пытается понять не многообразие его явлений, а единство его сущности. Поэтому философская картина мира может быть представлена как системно-рационализированная совокупность представлений о мире в целом, в которую, безусловно, входит и человек. Философская картина мира базируется на фундаментальном философском понятии «бытия». Религиозная картина мира также предстает как целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, но возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей. Данная картина мира основана на различении бытия как такового и существования. Дуалистичность религиозной концепции обусловлена противопоставлением абсолютного, сверхъестественного бытия, тождественного Богу, и естественных вещей, во всем их многообразии, наделенных бытием. Особенности религиозной картины мира зависят от смыслового содержания мира, которое связано с тем, как в нем реализована воля Бога. Мате́рия— философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию (духу). Время— это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами. движение понимается как всякое изменение вещей и процессов.Покой - состояние, являющееся антиподом движения.В зависимости от содержания, вкладываемого в термин "движение", П. может пониматься либо в узком смысле слова, как неподвижность в пространстве (если движение трактуется как механич. перемещение), либо в широком смысле, как неизменность вообще – если движение трактуется как изменение вообще. Детермини́зм— учение о закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений, доктрина о всеобщей причинности.
9) Диалектика - это философское учение о всеобщих связей бытья, о движении и развитии всего сущего. Кроме того, она является и способов (методом) философского мышления, с помощью которого окружающий человека мир воспринимается как единое, противоречивое и динамическое целое.Диалектическая традиция является древней в философии. Она представлена во многих школах и учениях в виде различных исторических форм диалектики.В античности существовала наивная, стихийная диалектика, которая была результатом простого созерцания окружающего мира. Платон и Аристотель пытались понять природу и источники развития мира. Сократ пытался исследовать движение человеческого познания. Но основателем диалектической традиции считается Гераклит, который считал, что природа представляет непрерывный поток изменений, а весь мир есть процесс.Диалектическая мысль существовала в средние века, но развивалась в основном как искусство спора. В Новое время диалектика развивалась под воздействием открытий, сделанных в естествознаний. Но в силу господства в науке механики и математики в 17-18 веках преобладала метафизическое мышление. Правда, в 18-ом веке Ж. Кондорсе и Ф. Вольтером была выдвинута идея прогресса мировой истории.В первые в истории философии целостное диалектическое учение было разработано в немецкой классической философии. Это была вторая историческая форма диалектики - идеалистическая диалектика. Основная заслуга в разработке диалектики как системы принципов, законов и категорий принадлежит Г. Гегелю.В 19-ом веке естествознание перешло к изучению связей и процессов, существующих между предметами и явлениями, что потребовало соответствующего философского метода. Благодаря творчеству Ф. Энгельса, К. Маркса, В. И. Ленина сформировалось третья историческая форма диалектики - материалистическая диалектика.Диалектика представляет собой сложную систему принципов, законов и категорий. Основными принципами (исходными положениями) диалектики являются принцип развития и принцип взаимосвязи. В соответствии с этими принципами в диалектики утверждается следующее:1. Любые явления и предметы в мире подвержены качественным изменениям (развитию);2. Все в мире взаимосвязано, что подчеркивает вся история развития мира, данные естественных и общественных наук.
10) Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Закон перехода количественных изменений в качественные:Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового. Закон отрицания отрицания:Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Диалектика не исчерпывается тремя основными законами. Кроме них так же существует ряд диалектических закономерностей, конкретизирующие и дополняющие основные законы диалектики, выраженные в категориях: сущность и явление, содержание и форма, случайность и необходимость, причина и следствие, возможность и действительность, единичное, особенное и всеобщее и т.д.Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики. истина есть соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической. Действительность - осуществленная реальность во всей своей совокупности - реальность не только вещей, но и овеществленных идей, целей, идеалов, общественных институтов, общепринятого знания. Мышление— это познавательная деятельность человека.Совесть- всеобщий факт, что люди производят нравственную оценку как своих собственных поступков (до и после совершения их), так и действий других людей.