Философия жестов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:47, реферат

Краткое описание

Можно просмотреть эволюцию некоторых жестов от животных к человеку. Например, зверь обнажает свои зубы, когда собирается атаковать другого зверя. Этот жест до сих пор используется современным человеком в форме усмешки и в различных других враждебных жестах, хотя он, конечно, не собирается никого атаковать зубами. Улыбка тоже вначале имела угрожающее значение, но сегодня она вместе в другими неугрожающими жестами показывает просто удовольствие.

Файлы: 1 файл

Философия жестов.docx

— 646.91 Кб (Скачать)

Философия жестов.

Введение.

Определения.

Жесты - это различные телодвижения, особенно движения рук, в качестве средства общения. Жестикуляция относится к невербальным (несловесным) способам передачи информации.

Невербальная  коммуникация – это общение, обмен информацией без помощи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы. Все эти способы общения по аналогии иногда также называют языками – первичными и вторичными, или естественными и искусственным.

пример: Чарли Чаплин и многие другие актеры немого кинематографа были пионерами невербальной коммуникации, так как в то время это был единственный способ сказать что-либо с экрана. Каждый актер квалифицировался как хороший или плохой по тому, как он умел использовать жесты или другое сигналы, чтобы сообщить что-то с экрана. Когда начали снимать звуковые фильмы и стали уделять меньше внимания языку жестов, то многие актеры немого кинематографа просто исчезли, а цениться стали те, которые умеют хорошо говорить.

История.

Впервые общество узнало о  языке жестов из работ Джулиуса Фаста, книга его была опубликована в 70-м  году. По мнению Аллана Пиза, наиболее важной работой по языку жестов, сделанных до 20века, была работа Чарльза Дарвина “Выражение эмоций животными и человеком”, опубликованная в 1872 году. Эта работа повлияла на многие современные исследования мимики и жестов, и многие из идей Дарвина были продолжены современными учеными во всем мире. С того времени ученые зафиксировали и обнаружили почти миллион невербальных сигналов. Альберт Миробян обнаружил, что в акте коммуникаций непосредственно слова занимают 7%; 38% - это звуки и интонации и 55% уходит на невербальные коммуникации. Профессор Бердвистел провел подобные исследования и по его подсчетам в среднем человек говорит 10-11 минут в день и среднее предложение звучит около 2,5 секунд. Также как и Миробян, он обнаружил, что вербальный компонент разговора занимает 35%, и невербальный 65%.

Эволюция жестов.

Можно просмотреть эволюцию некоторых жестов от животных к человеку. Например, зверь обнажает свои зубы, когда собирается атаковать другого  зверя. Этот жест до сих пор используется современным человеком в форме  усмешки и в различных других враждебных жестах, хотя он, конечно, не собирается никого атаковать зубами. Улыбка тоже вначале имела угрожающее значение, но сегодня она вместе в другими неугрожающими жестами показывает просто удовольствие.

 

Структурированная часть.

Категории жестов.

Большое количество исследований было проведено для того, чтобы  определить , являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или каким либо другим способом. По результатам этих исследований установлено, что жесты можно разделить на несколько категорий:

1)Врожденные жесты или  генетические.

Например, кивание головой  означает “да” или согласие. Врожденный потому что его можно увидеть и у слепых людей.

2)Приобретенные.

Покачивание головой из стороны  в сторону означает “нет”, или отрицание, и распространенно практически повсеместно; скорее всего этот жест приобретается в младенчестве. Когда ребенок получил достаточное количество пищи, он качает головой из стороны в сторону для того, чтобы родители не могли засунуть ему в рот ложку. Поэтому он быстро осознает, что такое покачивание означает несогласие или отрицательное отношение.

Так же жесты различаются  в зависимости от передаваемой информации. Они бывают:

- Ритмические, которые информируют адресата об организации текста – логических ударениях, границах фрагментов (покачивать головой, двигать ребром ладони сверху вниз),

- Эмоциональные. Они свидетельствуют о чувствах говорящего (всплеснуть руками, прижать руку к груди, обхватить руками голову, постучать косточками пальцев по лбу),

- Указательные – выделяют какое-либо пространство или направление в пространстве (кивок головы, движение руки, указательного пальца в нужном направлении),

- Изобразительные – представляют собой подражание реальности (имитация игры на клавишном или другом музыкальном инструменте, изображение кругового движения, движения вверх или вниз, большого или маленького предмета),

- Символические – имеют условное содержание, понятное в данном речевом коллективе (в общерусской практике: кивок головой как знак согласия, покачивание из стороны в сторону – знак несогласия, пожимание плечами – знак сомнения, нерешительности; указательный палец, прижатый к губам – просьба о молчании).

На жесты распространяется представление о культурных предписаниях. Они бывают этикетные и не этикетные  – грубоватые, развязные, неуважительные. Например, не полагается показывать пальцем  на человека; грубый жест — «покрутить пальцем у виска» и «показать  кулак»;  вульгарный  жест «щёлкнуть пальцами по горлу».

 

Сочетание жестов.

Как в любом другом языку, в языке жестов есть слова, приложения и знаки препинания. Каждый жесть  здесь подобен отдельному взятому  слову, каждое слово может иметь  несколько различных значений. Только когда Вы поместите слово в  предложение вместе с другими  словами, Вы сможете понять его значение. Жесты складываются в предложения  и говорят нам всю правду о  действительных чувствах человека или  его отношении к тому или иному  событию.

Отметим, что важно не только сочетание жестов и движения тела, но и то, что все жест рассматриваются  в определённом контексте ситуации, в которой они сделаны. Например, если кто-нибудь сидит на автобусной остановке, скрестив руки и ноги и  пустив подбородок на грудь, а в это  время стоит зима и день достаточно холодный, скорей всего это значит, что он или она замерзли, а не обороняются. Однако. Если тот же самый  человек использует этот жест, когда  Вы пытаетесь продать ему что-нибудь, то скорее всего этот жесть значит, что человек совершенно не хочет это покупать, т.е. он отрицательно относится к Вам и к ситуации вообще.

 

Как определить врет ли ваш  собеседник.

Когда человек лжет его жесты связаны с прикосновением рук к лицу.

Защита Рта  Рукой.

 

 Рис.51. Прикрытие рта рукой.

Защита рта рукой является одним из немногих жестов взрослого  человека и имеет тот же смысл, что и детский жест. Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания посылает сигналы  сдержать произносимые слова. Иногда это  могут быть только несколько пальцев  у рта или даже кулак, но значение жеста остается тем же.

Прикосновение к Носу.

 Рис.52. Прикосновение к носу.

 

В сущности, прикосновение  к носу является утонченным, замаскированным  вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом, или быть выражен одним быстрым, почти незаметным прикосновением. Некоторые  женщины очень осторожно проделывают  этот жест, чтобы не смазать помаду и не повредить макияж.

Одно из объяснений природы  этого жеста заключается в  том, что когда плохие мысли проникают  в сознание, подсознание велит  руке прикрыть рот, но в самый последний  момент, из желания замаскировать  этот жест, рука отдергивается ото  рта, и получается легкое прикосновение к носу.

Другим объяснением может  быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа, и очень хочется почесать нос, чтобы избавиться от них. Меня часто  спрашивают: "А что, если у человека просто часто чешется нос?" Если чешется нос, то человек намеренно  поскребет его или почешет, что  отличается от легких прикосновений  руки к носу при ситуации обмана. Как и прикосновение ко рту, прикосновение  к носу может использоваться как  говорящим для маскировки его собственного обмана, так и слушающим, сомневаю-щимся в искренности слов говорящего.

Потирание Века.

Мудрая обезьяна говорит: "Не вижу греха", закрывая глаза. Этот жест вызван тем, что в мозгу появляется желание скрыться от обмана, подозрения или лжи, с которыми он сталкивается, или желание избежать взгляда  в глаза человеку, которому он говорит  неправду. Мужчины обычно потирают веко очень энергичным образом, а  если ложь очень серьезная, то отворачивают взгляд в сторону, обычно в пол. Женщины очень деликатно проделывают это движение, проводя пальцем под глазом. Это может быть вызвано двумя причинами: в силу своего воспитания они не знакомы с грубыми жестами; осторожность движений объясняется наличием макияжа на веках. Отводя глаза в сторону, они смотрят на потолок.

 

 Рис.53. Потирание века пальцем.

Почесывание и  Потирание Уха.

Фактически этот жест вызван желанием слушающего отгородиться от слов, положив руку около или сверху уха. Этот жест является взрослой усовершенствованной  модификацией жеста маленького ребенка, когда он затыкает уши, чтобы не выслушивать  упреков родителей. Другими вариантами прикосновения к уху является потирание ушной раковины, сверление  в ухе (кончиком пальца), потягивание  мочки уха или сгибание уха  в попытке прикрыть им слуховое отверстие. Этот последний жест говорит о  том, что человек наслушался вдоволь  и хочет, возможно, высказаться.

Рис.54. Потирание уха.

Почесывание Шеи.

В этом случае человек почесывает указательным пальцем правой руки место  под мочкой уха или же боковую  часть шеи. Наши наблюдения за этим жестом выявили интересный момент: человек обычно делает пять почесывающих движений. Очень редко количество почесываний будет менее пяти или более пяти. Этот жест говорит  о сомнении и неуверенности человека, который говорит: "Я не уверен, что я с вами согласен". Он особенно бросается в глаза в том  случае, если он противоречит вербальному  языку, например, если человек говорит  нечто подобное: "Я отлично  понимаю, что вы испытываете".

Рис.55. Почесывание шеи.

Оттягивание Воротничка.

В ходе исследования жестов людей, сопровождающих их ложь, Десмонд Моррис заметил, что ложь вызывает зудящее ощущение в нежных мышечных тканях лица и шеи, и требуется почесывание, чтобы успокоить эти ощущения. Похоже, это является приемлемым объяснением того, почему некоторые люди оттягивают воротничок, когда они лгут и подозревают, что их обман раскрыт. Также похоже, что у обманщика выступают капельки пота на шее, когда он чувствует, что вы заподозрили обман. Этот жест используется также, когда человек разгневан или расстроен, при- этом он оттягивает воротничок от шеи, чтобы охладить ее свежим воздухом. Когда вы видите, что человек делает этот жест, вы можете спросить его: "Не могли бы это повторить, сэр?" или "Не могли бы уточнить этот пункт, сэр?" И это заставит обманщика отказаться от продолжения своей хитрой игры.

Рис.56. Оттягивание воротничка.

Пальцы во Рту.

Моррис дает такое объяснение этому жесту: человек кладет пальцы в рот в состоянии сильного угнетения. Это бессознательная  попытка человека вернуться к  тому безопасному, .безоблачному времени в грудном возрасте, когда ребенок сосал грудь своей матери. Маленький ребенок сосет палец, а что касается взрослого, то кроме пальца он засовывает себе в рот такие предметы, как сигареты, трубки, ручки и подобное. Если жесты, связанные с прикрытием рта рукой, обозначают обман, пальцы во рту говорят о внутренней потребности в одобрении и поддержке. Поэтому, когда появляется этот жест, необходимо поддержать человека или заверить его гарантиями (рис.57).

Рис.57. Здесь требуется поддержка.

Оценочные Отношения.

Человек принимает оценочную  позу, если он подпирает щеку сжатыми  в кулак пальцами, а указательный палец упирается в висок (рис.59). Если человек теряет интерес, но из вежливости хочет выглядеть заинтересованным, его поза слегка изменится так, что  голова будет опираться на основание ладони, как показано на рисунке 58. Я присутствовал на многочисленных совещаниях менеджеров, где' видел, как молодые подрастающие менеджеры пользовались этим жестом для того, чтобы изобразить интерес из уважения к президенту компании, который в этот момент делал скучное сообщение. Однако, к несчастью для них, любое подпирание головы рукой означает скуку

Рис.59. Поза заинтересованного и оценивающего человека.

и выдает их, а президент может понять, что они по характеру неискренни или просто хотят ему польстить.

Настоящий интерес проявляется, когда рука, находясь под щекой, не служит опорой для головы. Простой  способ возродить их интерес, может  быть, если президент скажет что-нибудь типа: "Я рад, что вы так внимаете моим словам, потому что через секунду  я буду задавать вам вопросы!" Это поможет повысить интерес  слушателей к его речи, потому что  они боятся, что не смогут ответить на его вопросы.

Когда указательный палец  направлен вертикально к виску, и большой палец поддерживает подбородок, это указывает на то, что

Рис.60. У него негативные мысли.

слушатель негативно или критически относится к лектору или к предмету его сообщения. Часто указательный палец может потирать или натягивать веко по мере того, как негативные мысли сгущаются. Чем дольше сохраняет человек эти жесты, тем дольше сохранится его критическое отношение. Этот жест является сигналом к тому, что выступающему необходимо срочно что-то предпринять, или же постараться увлечь слушателя содержанием своего сообщения, или закруглить свое выступление. Простой способ, заключается в том, чтобы дать ему что-то поддержать и тем самым изменить его позу. Жест критической оценки часто путают с сигналом заин-тересованности, но при критическом отношении обязательно будет Присутствовать подпирание подбородка большим пальцем руки (рис.60).

Правило № 8 Как распознать жесты из категории «Я защищаюсь»

Жесты защиты достаточно красноречиво свидетельствуют о том, что человек  подсознательно или сознательно  чувствует страх перед вами либо ощущает вину. Он находится в ситуации, когда ему нужно защититься от ваших нападок, все невербальные сигналы будут говорить о том, что он хочет заблокировать ваши попытки воздействовать на него.

Информация о работе Философия жестов