Философия. Всеобщее как предметное пространство философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 02:43, контрольная работа

Краткое описание

Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости. Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире. Споры, что такое предмет философии продолжаются . Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции.

Оглавление

Введение.
2. Предмет философии .
3. Всеобщее как предметное пространство философии.
4. Основные проблемы философии, их особенности.
5. Основной вопрос философии.
6. Философский плюрализм.
Заключение.
Словарь терминов.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 73.68 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

 

                                                                                                        

                                               6. Философский плюрализм.

         Плюрализм (от лат. «pluralis» — множественный, много) — признает существование в мире много взаимодействующих факторов и начал. Само слово «плюрализм» применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже — противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и тому подобное.

          Суть Плюрализма в признании им противоречий как источника социального прогресса, стимулировании многообразия общественной жизни с вытекающими отсюда оппозицией, конфликтами и конкуренцией. Разрешение этих противоречий предполагается демократически, в рамках закона. Сам термин "Плюрализм" был введен в оборот систематизатором и популяризатором философии Лейбница Вольфом в 1712. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время — как порядок сменяющихся друг друга явлений или состояний. Разновидностью плюрализма является дуализм, сводящий число независимых первосущностей к двум.( Дуализм (от лат. «duo» — два) — это мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми и создает все то, что есть в действительности. В этой неразрывной двоице могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское и Женское и так далее.  
В истории философии последовательный плюрализм встречается не чаще, чем последовательный монизм. Классическим плюралистом, признающим более чем два независимых первоначала, считается Эмпедокл. Он учил, что мир образован четырьмя элементами — землей, водой, воздухом и огнем, которые вечны, неизменны и, следовательно, не влияют друг на друга и не переходят друг в друга. Все в мире объясняется их механическим смешением.  С гносеологической точки зрения плюрализм — это частный случай эклектики. Плюрализм — такой же признак неблагополучия теории, как и возникающие в ней парадоксы. Его начинают исповедовать, только когда, несмотря на все усилия, не удается последовательно провести монистическую интерпретацию исследуемых явлений. От мировоззренческого отличают методологический плюрализм — стремление объяснить исследуемый объект взаимодействием множества независимых и не связанных между собой начал. Таков, напр., многофакторный подход к исследованию человеческого общества. Ему противостоит однофакторный подход, объясняющий изменение общества каким-то одним явлением — географической средой, экономикой и т. д. 
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Заключение.

Всякая истинная философия одновременно персонально и универсальна: персонально в том, что она связана с существованием философа; универсальна в том, что она поднимает это существование до сущности и заключает в систему... А это означает, что философия имеет прямое отношение к пережитому. Ницше говорил, что философское произведение — это универсализированная описанием его собственная жизнь, хотя то, что относится к философии Канта или Шопенгауэра, не может быть представлено просто как “биография души”, но в первом случае это “рассудок”, а во втором “характер”. Всякая философия рождается от беспокойства, которое пытается преодолеть мыслитель, никогда полностью не достигая этой цели. Ее можно рассматривать как психоанализ в двойном смысле, а именно как анализ и лечение. Ее побудительный мотив — это устремленность к внешнему и внутреннему миру. Она отказывается от насилия, поскольку мир — это обмен словами, а насилие разрешается в спорах. Но такая гармония никогда не выступает в качестве отправной точки. Отсюда следует та ностальгия, которая ощущается как неудовлетворенное беспокойство.  Философия — это ностальгия вдохновенного бытия о самом себе, говорил Новалис. И представляется, что невозможно лучше раскрыть ее сущность. Эта же идея довольно ясно присутствует и у Маркса: конечной целью Марксова мышления является стремление сделать мир человеческой обителью, где человек смог бы жить сам по себе

Однако философия — это не только форма реализации беспокойства и ностальгии. Через философствование можно прийти к бытию, к Я. Философия это вопрошающее мышление. Но постановка вопроса перед самим собой предполагает врожденную уверенность, предварительную очевидность... Философия — это возвышение личного существования до универсального разума. Гегель говорил, что сова Минервы вылетает ночью. Философия — это то, что пробуждается позже, после трудов и дней. Но если он пробуждается позже в качестве философа, то встает раньше в качестве человека. И в этом качестве он причастен ко всем проблемам других людей. Он размышляет о действиях людей и результатах этих действий, стремится сопоставить их друг с другом, поставить в отношение к целому. В результате он создает открытую систему... Именно в этом мы можем поддержать идею философии как строгой науки: система полностью            рациональна, даже если она не является собственно наукой.

 
  

 

Словарь терминов: 
Дуализм – одновременное наличие у чего-либо двух, как правило, противоположных качеств или свойств 
Идеализм - философское представление, по которому реально и вечно существует некое бестелесное (сверхчувственное) начало, которое порождает (творит) материальный мир (ср. материализм) 
 Идеальное - не воспринимающееся органами чувств и не имеющее физических качеств (ср. материальное) 
Логика – наука о формах и законах правильного мышления 
Материализм - философское представление, по которому реально и вечно существует физический (материальный) мир, а все духовные явления - это результат деятельности человеческого сознания, которое представляет собой высшую стадию эволюции физического мира (ср. идеализм) 
Материальное - воспринимающееся органами чувств и имеющее физические качества (ср. идеальное) 
Материя - совокупность всего физического, чувственного (материального)Онтология - раздел философии, посвященный изучению (постижению) БытияРеализм - одно из решений средневековой полемики об Универсалиях, по которому последние существуют до вещей, в особом сверхчувственном мире и являются их причинами 
Натурализм - философская идея, признающая природу первичной реальностью и главным объектом познания, а также - стремящаяся объяснить все только естественными (природными) причинами 
Символ (с гp.) — отличительный знак, которому придает особое значение какая-либо группа людей. Символ всегда многозначен, он хранит тайну, намек, понятный только посвященным. Символы влияют на все стороны жизни человека: разрешают и запрещают, предписывают и покоряют.

ЭКЛЕКТИКА (греч. ekigo — выбираю) — соединение различных, иногда .противоположных философских взглядов, теоретических посылок, ценностных суждений и т. п. Как методологический прием, заключающийся в бессистемном сборе и сочетании различных сведений и знаний, Э. использовалась в позднегреч. философии, схоластике, в нек-рых дискуссиях нового времени. Э. характеризуется неумением выделять гл., ведущие закономерности, объясняющие процессы развития в природном и социальном мире,  

 

 

 

Список литературы.

    1. Спиркин А. Г. Философия 2001.
    2. И.Т Фролова: Учебник для вузов 1990.
    3. Маркс К. Энгельс Ф. : Сочинение т. 21
    4. Степина В.С :Энциклопедия. Новая философия 2001.
    5. Балашов Л.Е : Учебник.2-ая редакция
    6. Философский энциклопедический словарь. - М: Сов. Энциклопедия, 1983.
  1. Введение в философию. М-: Политиздат, 1989.- Т. 2.

 

 

 


Информация о работе Философия. Всеобщее как предметное пространство философии