Философия Вильгельма Дильтея

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:05, реферат

Краткое описание

У Дильтея методом наук о духе провозглашается непосредственное переживание исторических событий и их истолкование.
В его системе "наук о духе" они принимают форму "герменевтики" (с древнегреческого - искусство истолкования), т.е. "искусства понимания письменно зафиксированных жизненных проявлений".

Оглавление

Введение
1. Проблемное поле исследований и методология "описательной психологии"
2. Учение о сознании
3. Место психического в теории познания
4. Понятие жизненной единицы
5. Учение о целесообразности
6. Учение о душе человека как структурной связи элементов психического
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

философия реферат.docx

— 77.35 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЛОСОФИЯ

НА ТЕМУ: «Философия Вильгельма Дильтея»

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса 1 группы

Специальность Национальная Экономика

Дорофеева Екатерина Олеговна

 

 Проверила:

Кандидат социологических  наук

Доцент кафедры философии

Данченко-Морозова Людмила  Вячеславовна

 

 

 

 

Самара 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

1. Проблемное поле исследований  и методология "описательной  психологии"

2. Учение о сознании

3. Место психического  в теории познания

4. Понятие жизненной единицы

5. Учение о целесообразности

6. Учение о душе человека  как структурной связи элементов  психического

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

     Для ницшеанского варианта  философии жизни характерна острая  политическая заостренность. Однако  это был не единственный вариант.  В Германии существовало философское  течение, которое с помощью  онтологических моделей, основанных  на понятии "жизнь", истолковывало исторический процесс. Родоначальником этого течения был Вильгельм Дильтей. Он стал основателем так называемой "академической" "философии жизни" в Германии, стремящейся истолковать исторический процесс и соответственно изменить понимание смысла и задач исторической науки.     

 Историческое  знание или, говоря шире, гуманитарное  знание, совпадает у Дильтея с  науками о духе.     

 Науки о духе  Дильтей противопоставляет наукам  о природе. Здесь его позиция отличается от точки зрения его современников - позитивистов - философов, считающих все науки в принципе однородными. Но она близка взглядам представителей другого философского течения этого периода, которые поставили вопрос о специфике исторического, или вообще гуманитарного знания - неокантианцев фрейбургской (баденской) школы.     

 Однако в рассмотрении  этого вопроса ими и Дильтеем  были существенные различия.     

 Дильтей утверждает, что "природу мы объясняем,  душевную жизнь понимаем". Если  неокантианцы, отвергнув понятие  закона применительно к истории,  все же считали необходимым  применение в историческом исследовании  рационального метода, то Дильтей,  утверждая, что предметом наук  о духе являетсяжизнь, говорит, что "жизнь не может предстать перед судейским креслом разума". То есть по Дильтею, познание жизни или душевных явлений, что является предметом наук о духе - это понимание, оно достоверно, истинно, но интуитивно и, по сути дела, иррационально. "Во всяком понимании, - говорит Дильтей, - имеется иррациональное, как иррациональна и сама жизнь". Познание же природы - это предметное знание, это объяснение. Оно рационально, осуществляется с помощью логических категорий, рассудочных понятий. Но оно не достоверно, гипотетично и не схватывает самой сути бытия.     

 У Дильтея  методом наук о духе провозглашается  непосредственное переживание исторических  событий и их истолкование.     

 В его системе  "наук о духе" они принимают  форму "герменевтики" (с древнегреческого - искусство истолкования), т.е. "искусства  понимания письменно зафиксированных  жизненных проявлений".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проблемное  поле исследований и методология  "описательной психологии"

 

В. Дильтей вошел в историю  философии не только как последователь  направления "философия жизни", но главным образом, как яркий  представитель неокантианства и  основоположник описательной (понимающей) психологии (1894 год), внеся существенный вклад в формирование исторического направления методологии науки.

Развитие душевной жизни  каждого человека, по Дильтею, имеет  универсальный – общечеловеческий – характер и испытывает воздействие  трех классов условий: состояния  и развития тела, влияния окружающей "физической" среды и влияния  окружающего духовного мира. Это  значит, что можно "нарисовать картины  возрастов жизни, в связи которых  состояло это развитие, и совершить  анализ различных возрастов по факторам, их обусловливающим. Детство, когда  из структуры душевной жизни может  быть выведена игра, как необходимое  проявление жизни. Утренняя заря, когда  выси и дали еще окутаны дымкой", когда все кажется независимым  и бесконечным, свежим и подвижным, когда все еще впереди. И, наконец, в старческом возрасте душевный облик  властно господствует в то время, как тело становится немощным: появляется "над жизненное настроение", где выражено господство души над  духом, где проявляется душевная мощь физически слабого человека.

Возрастные приобретения души развитого человека содержат, наряду со свойственными чертами  пола, расы, нации, сословия, индивидуальности,– однотипные связи, единообразно повторяющиеся во всех индивидах. Другими словами, в истории развития душевной жизни содержатся правила, по которым осуществляется формирование и развитие индивидов и индивидуальностей. Расы, нации, общественные классы, профессиональные организации и союзы, считает Дильтей, осуществляют добавочную надстройку над "единообразной человеческой природой".

В подходе к исследованию "единообразной человеческой природы" Дильтей намечает принципиальные различия между традиционной объяснительной психологией и его собственной  – описательной. Описательная психология должна исследовать особенности  человеческой природы сквозь призму индивидуальных особенностей человека, в то время как объяснительная психология имеет предметом человеческую природу вообще, без обращения  к жизни человека, без понимания  связей индивидуального и всеобщего. "Великая задача" описательной психологии состоит в том, чтобы "перекинуть мост" от объяснения природы человека к описанию истории человека, его индивидуальной, т.е. душевной жизни.

Такова главная задача и, чтобы ее решить, Дильтей выдвигает  новые требования к познавательным процессам, а именно:

  1. направить исследовательскую деятельность на анализ индивидуальных особенностей душевной жизни людей,– предмет описательной психологии;
  2. ввести "изучение общественных продуктов" как средства получения полного и достоверного знания о душевной жизни;
  3. с этой целью изменить научный инструментарий: в процессе познания души человека ведущим сделать эксперимент, а прежние средства познания человека рассматривать исключительно как вспомогательные.

Дильтей, выступая с критикой ассоциативной психологии, психологического материализма, концепций Гербарта, Спенсера, Тэна, обвиняет представителей указанных точек зрения на человека в том, что они устанавливают  систему причинной связи душевного  мира человека точно так, как устанавливает  систему причинной связи телесного  мира экспериментальная физика и  химия. С другой стороны, Дильтей  стремиться отмежеваться от объяснительной "метафизической" психологии, которая  объясняла феномен жизни человека как непосредственное переживание.

Дильтей следующим образом  обосновывает необходимость "описательной психологии". С одной стороны, прежняя объяснительная психология, пишет Дильтей, имеет большое  количество не всегда оправданных допущений: вся психическая действительность объясняется как факт внутреннего  опыта, а причинная связь душевных процессов рассматривается как  совокупность ассоциаций. Таким образом, психические процессы поменяются гипотетической конструкцией. Объяснительная психология, выросшая на противопоставлении восприятия и воспоминания, не охватывает все  психические процессы, не анализирует "всю полноту человеческой природы". Психология, ранее находившаяся в "расчлененном" состоянии, должна стать "психологической  систематикой". Поэтому предметом описательной психологии является "вся ценность душевной жизни", причем как с точки зрения формы, так содержания. С другой стороны, науки о духе нуждаются в прочно обоснованной и достоверной психологии, которая сделает анализ душевной связи индивидов во всей общественной и исторической действительности – хозяйстве, праве, религии, искусстве. Анализ целостной душевной связи не должен быть искалечен односторонностью, не должен быть расчленен на неестественные составляющие. Именно такой анализ предлагает осуществить Дильтей в своей описательной психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Учение  о сознании

 

Дильтей исходит из предположения, что возможно принципиальное восприятие внутренней жизни человека уже потому, что каждый человек знает собственные  душевные состояния: чувство удовольствия, волевой импульс, мыслительный акт  и другие. Причем, утверждает Дильтей, "никто не подвержен опасности  смешать их между собой". Из существования  такого знания Дильтей делает заключение о его возможности. Можно поэтому  заключить, что в этом исходном аспекте  своей философии Дильтей придерживается индуктивно-эмпирического характера аргументации, что повлияет на философскую концепцию Дильтея в целом.

Если внешнее восприятие покоится на различении воспринимающего субъекта и предмета, то внутреннее восприятие "есть не что иное, как именно внутреннее сознание какого-либо состояния или процесса". "Подобно тому, как везде следует избегать смешения предпосылок познания природы с предпосылками постижения фактов духовной жизни, так и здесь мы должны остерегаться перенесения того, что имеет место при наблюдении внешних предметов, на внимательное постижение внутренних состояний".

Итак, существует возможность  постижения внутренних состояний сознания, но это постижение затрудняется непостоянством всего психического, поскольку психическое  всегда есть процесс, движение, изменение. В смене этих процессов содержится лишь то, что составляет форму нашей  сознательной жизни – отношение  между "я" и предметным миром.

Дильтей предлагает субстанциональное, аналогично Декарту, понимание жизни, сознания, "я": если во мне связаны  все процессы, тогда "я" не могу быть процессом; следовательно, "я", т.е. мое сознание, не преходяще, а пребывающее. Но субстанциональное понимание сознание Дильтея обладает одной особенностью, а именно, содержанием сознания является "отношение мира и "я", т.е. мира и сознающего этот мир человека. Окружающий человека мир существовал до человека, будет существовать после человека. Окружающий человека мир является противоположностью "я", и сознание, противостоя этому миру, отражает его. Поэтому, считает Дильтей, содержание сознания, по характеру, не будет ничем отличаться от самого отражаемого предмета, а поэтому "сознание этого мира – не процессы и не агрегаты процессов". К процессам может быть отнесено все то, что лежит за границами сознания – "отношения мира и "я".

Уже в предыдущих двух абзацах  можно обнаружить двойственную позицию  Дильтея относительно понимания  сознания: с одной стороны, рассмотрения сознания "как психического" –  результат увлеченности психологией, с другой,– критики психологизма, в соответствии с которой сознание определяется Дильтеем как "не процесс", а как "status conscientiae", "душевное состояние", "пребывающая жизнь" в состоянии цельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Место  психического в теории познания

 

В классической античной и  новоевропейской философии психический аспект познавательной деятельности и знания повсеместно соотносился с субъективным началом и, как таковая, психика рассматривалась сопричастной области случайного, отрицательно значимого содержания знания. Психологическая сторона деятельности и знания подлежала обязательному преодолению в процессе движения к истине. Кульминационный момент в понимании психического как сугубо негативного содержания, мешающего, а потому недостойного аспекта познания, ярко выражен в системе Гегеля. Термин "психологизм" становится, чуть ли не бранным словом для уважающего себя философа.

Представители "философии  жизни", к которым непосредственно  примыкает Дильтей, взяли на себя историческую миссию вернуть субъекту его исконное личностно-психологическое, "субъективное начало". Большую  работу по введению личностно-психологического начала в онтологию, в структуру  бытия, внесли Ф.М.Достоевский, С.Кьеркегор, Ф.Ницше.

Дильтей продолжает эту традицию и, в свою очередь, психическое начало вводит в теорию познания, но закрепив за психическим характер человечески-общезначимого, придав психическому статус положительно нагруженной познавательной ценности.

Жизнь любого человека "содержит в себе постоянные связи, единообразно повторяющиеся во всех человеческих индивидах. Наряду с такими, которые  свойственны одному какому-либо полу, расе, нации, сословию и т.д., наконец, отдельному индивиду. Так как у  всех людей один и тот же внешний  мир, то они и создают себе одну и ту же систему чисел, те же пространственные отношения, те же грамматические и логические соотношения. Так как люди живут  в условиях соответствия между этим внешним миром и общей им всем структурной связью души, то отсюда возникают одинаковые формы предпочтения и выбора, одинаковые соотношения  между целями и средствами, известные  единообразные соотношения между  ценностями, известные единообразные  черты жизненного идеала", указывающие  на "факты родства". Существование  такого родства людей между собой, выражающее общее состояние душевной жизни человечества, воплощенное в культурных системах, и является предметом психологической науки.

Однотипность жизненного уклада, исходных и фундаментальных  целей, желаний, стремлений, идеалов  всех людей, уходит корнями в душевную жизнь – основание всякой индивидуальности.

Информация о работе Философия Вильгельма Дильтея