Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:05, реферат
У Дильтея методом наук о духе провозглашается непосредственное переживание исторических событий и их истолкование.
В его системе "наук о духе" они принимают форму "герменевтики" (с древнегреческого - искусство истолкования), т.е. "искусства понимания письменно зафиксированных жизненных проявлений".
Введение
1. Проблемное поле исследований и методология "описательной психологии"
2. Учение о сознании
3. Место психического в теории познания
4. Понятие жизненной единицы
5. Учение о целесообразности
6. Учение о душе человека как структурной связи элементов психического
Заключение
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЛОСОФИЯ
НА ТЕМУ: «Философия Вильгельма Дильтея»
Выполнила:
Студентка 1 курса 1 группы
Специальность Национальная Экономика
Дорофеева Екатерина Олеговна
Проверила:
Кандидат социологических наук
Доцент кафедры философии
Данченко-Морозова Людмила Вячеславовна
Самара 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Проблемное поле исследований и методология "описательной психологии"
2. Учение о сознании
3. Место психического в теории познания
4. Понятие жизненной единицы
5. Учение о целесообразности
6. Учение о душе человека
как структурной связи
Заключение
Список литературы
Введение
Для ницшеанского
Историческое знание или, говоря шире, гуманитарное знание, совпадает у Дильтея с науками о духе.
Науки о духе
Дильтей противопоставляет
Однако в рассмотрении этого вопроса ими и Дильтеем были существенные различия.
Дильтей утверждает,
что "природу мы объясняем,
душевную жизнь понимаем". Если
неокантианцы, отвергнув понятие
закона применительно к
У Дильтея
методом наук о духе
В его системе
"наук о духе" они принимают
форму "герменевтики" (с древнегреческого
- искусство истолкования), т.е. "искусства
понимания письменно
1. Проблемное
поле исследований и
В. Дильтей вошел в историю философии не только как последователь направления "философия жизни", но главным образом, как яркий представитель неокантианства и основоположник описательной (понимающей) психологии (1894 год), внеся существенный вклад в формирование исторического направления методологии науки.
Развитие душевной жизни
каждого человека, по Дильтею, имеет
универсальный –
Возрастные приобретения души развитого человека содержат, наряду со свойственными чертами пола, расы, нации, сословия, индивидуальности,– однотипные связи, единообразно повторяющиеся во всех индивидах. Другими словами, в истории развития душевной жизни содержатся правила, по которым осуществляется формирование и развитие индивидов и индивидуальностей. Расы, нации, общественные классы, профессиональные организации и союзы, считает Дильтей, осуществляют добавочную надстройку над "единообразной человеческой природой".
В подходе к исследованию "единообразной человеческой природы" Дильтей намечает принципиальные различия между традиционной объяснительной психологией и его собственной – описательной. Описательная психология должна исследовать особенности человеческой природы сквозь призму индивидуальных особенностей человека, в то время как объяснительная психология имеет предметом человеческую природу вообще, без обращения к жизни человека, без понимания связей индивидуального и всеобщего. "Великая задача" описательной психологии состоит в том, чтобы "перекинуть мост" от объяснения природы человека к описанию истории человека, его индивидуальной, т.е. душевной жизни.
Такова главная задача и, чтобы ее решить, Дильтей выдвигает новые требования к познавательным процессам, а именно:
Дильтей, выступая с критикой
ассоциативной психологии, психологического
материализма, концепций Гербарта,
Спенсера, Тэна, обвиняет представителей
указанных точек зрения на человека
в том, что они устанавливают
систему причинной связи
Дильтей следующим образом
обосновывает необходимость "описательной
психологии". С одной стороны,
прежняя объяснительная психология,
пишет Дильтей, имеет большое
количество не всегда оправданных допущений:
вся психическая
2. Учение о сознании
Дильтей исходит из предположения,
что возможно принципиальное восприятие
внутренней жизни человека уже потому,
что каждый человек знает собственные
душевные состояния: чувство удовольствия,
волевой импульс, мыслительный акт
и другие. Причем, утверждает Дильтей,
"никто не подвержен опасности
смешать их между собой". Из существования
такого знания Дильтей делает заключение
о его возможности. Можно поэтому
заключить, что в этом исходном аспекте
своей философии Дильтей
Если внешнее восприятие покоится на различении воспринимающего субъекта и предмета, то внутреннее восприятие "есть не что иное, как именно внутреннее сознание какого-либо состояния или процесса". "Подобно тому, как везде следует избегать смешения предпосылок познания природы с предпосылками постижения фактов духовной жизни, так и здесь мы должны остерегаться перенесения того, что имеет место при наблюдении внешних предметов, на внимательное постижение внутренних состояний".
Итак, существует возможность постижения внутренних состояний сознания, но это постижение затрудняется непостоянством всего психического, поскольку психическое всегда есть процесс, движение, изменение. В смене этих процессов содержится лишь то, что составляет форму нашей сознательной жизни – отношение между "я" и предметным миром.
Дильтей предлагает субстанциональное, аналогично Декарту, понимание жизни, сознания, "я": если во мне связаны все процессы, тогда "я" не могу быть процессом; следовательно, "я", т.е. мое сознание, не преходяще, а пребывающее. Но субстанциональное понимание сознание Дильтея обладает одной особенностью, а именно, содержанием сознания является "отношение мира и "я", т.е. мира и сознающего этот мир человека. Окружающий человека мир существовал до человека, будет существовать после человека. Окружающий человека мир является противоположностью "я", и сознание, противостоя этому миру, отражает его. Поэтому, считает Дильтей, содержание сознания, по характеру, не будет ничем отличаться от самого отражаемого предмета, а поэтому "сознание этого мира – не процессы и не агрегаты процессов". К процессам может быть отнесено все то, что лежит за границами сознания – "отношения мира и "я".
Уже в предыдущих двух абзацах
можно обнаружить двойственную позицию
Дильтея относительно понимания
сознания: с одной стороны, рассмотрения
сознания "как психического" –
результат увлеченности психологией,
с другой,– критики
3. Место психического в теории познания
В классической античной и
новоевропейской философии псих
Представители "философии жизни", к которым непосредственно примыкает Дильтей, взяли на себя историческую миссию вернуть субъекту его исконное личностно-психологическое, "субъективное начало". Большую работу по введению личностно-психологического начала в онтологию, в структуру бытия, внесли Ф.М.Достоевский, С.Кьеркегор, Ф.Ницше.
Дильтей продолжает эту традицию и, в свою очередь, психическое начало вводит в теорию познания, но закрепив за психическим характер человечески-общезначимого, придав психическому статус положительно нагруженной познавательной ценности.
Жизнь любого человека "содержит
в себе постоянные связи, единообразно
повторяющиеся во всех человеческих
индивидах. Наряду с такими, которые
свойственны одному какому-либо полу,
расе, нации, сословию и т.д., наконец,
отдельному индивиду. Так как у
всех людей один и тот же внешний
мир, то они и создают себе одну
и ту же систему чисел, те же пространственные
отношения, те же грамматические и логические
соотношения. Так как люди живут
в условиях соответствия между этим
внешним миром и общей им всем
структурной связью души, то отсюда
возникают одинаковые формы предпочтения
и выбора, одинаковые соотношения
между целями и средствами, известные
единообразные соотношения
Однотипность жизненного уклада, исходных и фундаментальных целей, желаний, стремлений, идеалов всех людей, уходит корнями в душевную жизнь – основание всякой индивидуальности.