Философия в Древнем Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 12:45, реферат

Краткое описание

Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это, прежде всего, ее подчиненностью политической и моральной практике. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений между "верхами" и "низами" и т. п. были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами. "Знание - действие - нравственность" - эта цепочка в Древнем Китае составляла одну из главных линий философствования. Китайская философия, как и китайская культура в целом, в период своего возникновения и развития не испытывала существенного влияния никаких иных, не китайских, духовных традиций. Это вполне самостоятельная философия, в наибольшей степени отличная от европейской.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..…………….3
1. Формирование китайской философской школы……………………………..…4
2. Основные этапы и специфика древнекитайской философии…………………..6
3. Философские, религиозные и идеологические основы конфуцианства……..11
3.1. Понятие «дао» и роль даосизма в китайской культуре…………………….16
Заключение…………………………………………………………………….…....19
Список используемой литературы………………………………………..……….21

Файлы: 1 файл

Доклад по философии.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

В отличие от этико-политических взглядов Конфуция, Лао-цзы размышляет о мироздании, о мировом естественном ритме событий, используя для этого два основных понятия: "дао" и "дэ". Если для основателя конфуцианства дао   - путь поведения человека, путь Китая, то для даосов это – всеобщее мировоззренческое понятие, обозначающее первоначало, основу и завершение всего сущего, некий всеохватывающий закон бытия.

           Иероглиф Дао состоит из двух частей: шоу – голова и цзоу – идти, поэтому основное значение этого иероглифа – дорога, по которой ходят люди, но в дальнейшем этот иероглиф приобрел переносный смысл и стал означать закономерность, закон. Лао-цзы, приняв Дао за высшую категорию своей философии, придал ей не только смысл всеобщего закона, но и рассматривает ее как источник происхождения мира. Он считал. Что Дао – это «корень неба и земли», «мать всех вещей», что Дао лежит в основе мира. Лао-цзы говорил: «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождает все существа», что является характеристикой процесса происхождения всего сущего от Дао. 

           Если "дао" есть некая духовная сущность, то "дэ", - скорее, ее материальное воплощение, проявление дао в вещах и поведении человека. Дао и дэ неразрывны: дао не только порождает вещи, но и постоянно совершенствует их.  Дао не имеет никакой определенности (поэтому его нельзя выразить словами), оно тождественно пустоте (небытию), но это рождающая пустота, в ней скрыты все возможности мира.

          Высказывая в такой, хотя и наивной форме глубокие диалектические идеи, даосы подчеркивали, что мир – непрерывное рождение и смерть всего, возникновение и возвращение. Все несет в себе Дао, придающее миру гармонию и единство. И жизнь человека предопределена: он должен жить и поступать в соответствии с "естественностью", то есть, не нарушая закона Дао. Люди поэтому не должны стремиться к активному действию, вмешиваться в естественный ход событий, тем более изменять его.

          Историческая ограниченность представителей даосской школы состояла в том, что идеализируя по традиции прошлое, они требовали возврата к нему. Кроме того, они проповедовали фаталистическую теорию «недеяния», согласно которой люди должны слепо следовать Дао и не противодействовать ему, так как в противном случае их усилия могут привести к обратным результатам.  Самым разумным поведением является стремление к удовлетворению в спокойствии. Более поздний даосизм, вылившийся в реакционное религиозное течение, развивал именно эти отрицательный стороны учения даосской школы.

            В социально-этическом учении Лао-цзы нетрудно заметить явное противоречие. С одной стороны, против социального неравенства и угнетения в древнекитайском обществе, критика произвола и жестокости своекорыстных правителей; с другой – отрицание всякой борьбы, фатализм, упование исключительно на естественный ход вещей.  Не видя выхода из создавшейся ситуации, Лао-цзы проповедовал идею возврата к первобытнообщинному образу жизни.

               Таким образом, учение Лао-цзы носит противоречивый двойственный характер. Его диалектические идеи об изменчивости мира вещей, о взаимном переходе противоположностей и другие сочетаются с метафизическим пониманием единства всего сущего; материалистическая трактовка мира вещей как естественного процесса носит абстрактный, созерцательный характер, что послужило основой для формирования даосистской теории «недеяния»; его критика социального зла сопровождалась призывом к возрождению исторически исчерпавшего себя жизненного уклада. 

Однако в условиях древнего Китая рациональные идеи Лао-цзы сыграли положительную роль, послужив исходной платформой для дальнейшего развития материалистических взглядов и прогрессивных социологических воззрений самых различных направлений. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

                                                         Заключение.

 

         Древневосточная философия представляет собой большую культурную ценность для всего человечества. Её идеи были интегрированы в духовную среду Запада. Известные литераторы Европы и России неоднократно обращались к ней исключительно в положительном смысле.

             Можно утверждать, что философская культура Древнего Востока не замкнулась в себе и проложила дорогу на Запад.

              Философская, общественно-политическая мысль Китая издавна привлекает внимание обществоведов. Особый интерес к этому предмету объясняется той исключительной ролью в развитии китайской цивилизации в целом, которую играет эта философия. Она – своеобразный ключ к пониманию специфики и системы ценностей китайской цивилизации. 

            Поэтому практически ни один китаевед будь то историк, археолог, экономист, географ, не обходил и не может  обойти стороной  китайскую философию.

             Древнекитайскую философию отличает следующее. Выйдя из глубин мифологически-религиозного мировоззрения, она сохранила его общие структуры и стабильный круг проблем и понятий. Философские размышления носили отчетливо выраженный практический характер, они были сориентированы на решение морально-этических и социально-политических проблем.

             Есть, однако, у Древневосточной философии и другая сторона. Как и каждая далёкая от нас философия прошлого, она несёт неразгаданные идеи, значение которых раскрывается порой неожиданно в связи с гораздо более поздними находками человеческой мысли, открытиями в науке, поисками смысла бытия.

            Китайская философия отражает историю развития воззрений китайского народа на природу, общество, на взаимоотношения человека с природой и с обществом. Особое внимание в мировоззренческих подходах китайцев занимает проблема отношений человека и неба.

Китайский народ создал свою оригинальную систему взглядов на природу и человеческое общество, на историю развития культуры. В размышлениях китайских мудрецов с древности до наших дней неизменно важное место занимают рассуждения о природе человека, о сущности знания и методах его достижения, о взаимоотношении человеческого знания и действия, о влиянии познания и действия на его нравственный облик.

            В древнекитайской философии просматриваются два типа мудрецов: конфуцианский и даосский. За ними стоят две концепции человека: политический человек у Конфуция и естественный человек у даосов. Обе концепции с разных сторон шли к одному, а именно - к "золотой середине", то есть гармонии в Поднебесной.

          Итак, можно с полным основанием утверждать, что Лао-цзы и Конфуций своим философским творчеством заложили прочный фундамент для развития китайской философии на многие века вперед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

                                   

                               Список используемой литературы.

 

1. Алексеев П. В. История философии: Учебник. – М., 2005.

2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. – 3-е изд., – М., 2004.

3. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. -  М., 2008.

4. Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С. Философия для технических      

    вузов.Учебник. – Ростов-на-Дону, 2004.

5. Ильин В. В. Философия. В 2-х кн. – М., 2000.

6. Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студ. гуманит.-соц.

    спец. выс-ших учебных заведений. – 4-е изд., М., 2003.

7. Мир философии: Книга для чтения. В 2-x ч. - М., 1991.

8. Миронов В. В. Философия: Учебник. – М.: Проспект, 2009.

9. Моисеева Н. А., Сороковикова В. А. Философия: Краткий курс. – СПб.:    

    Питер, 2010.

10. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. - М., 2007.

11. Соколов С. В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.

12. Спиркин А. Г. Основы философии. –М., 2006.

13. Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Юрист,             

     2008.

14. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону:

     Феникс, 1996

15. Философия науки: Словарь основных терминов. – М.: Академический

      Проект, 2004.

16. Философский энциклопедический словарь. - М., 1999.

17. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: изд. "Феникс", 1999.

 


Информация о работе Философия в Древнем Китае