Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 17:04, доклад
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ – область философских исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее воздействий на общество, культуру и человека. Философия техники возникла во 2-й пол. 19 в. Первоначально философские вопросы техники ставили инженеры – Э.Гартинг, И.Бекманн, Ф.Рело, А.Ридлер. Термин «философия техники» ввел Эрнст Капп, создавший одну из первых концепций философии техники.
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ – область
философских исследований, направленных
на осмысление природы техники и оценку
ее воздействий на общество, культуру
и человека. Философия техники возникла
во 2-й пол. 19 в. Первоначально философские
вопросы техники ставили инженеры – Э.Гартинг,
И.Бекманн, Ф.Рело, А.Ридлер. Термин «философия
техники» ввел Эрнст Капп, создавший одну
из первых концепций философии техники.
Существенную роль в формировании философии
техники сыграли также А.Эспинас, Ф.Бон,
Ф.Дессауер, русский инженер и философ
П.К.Энгельмейер. В нач. 20 в. философия техники
успешно развивалась в России, однако
позднее эта дисциплина (как буржуазная
наука) перестала разрабатываться в нашей
стране. В 1960–70-х гг. получил развитие
ряд дисциплин, в которых изучались и обсуждались
различные аспекты техники: история техники,
философские вопросы техники, методология
и история технических наук, методология
и история проектирования и инженерной
деятельности. Ныне эти области исследований
развиваются не только самостоятельно,
но и в рамках философии техники.
В фокусе интересов философии техники
стоит феномен и сущность техники. Как
феномен техника выступает в виде машин
и орудий, а сегодня также и в виде технических
сооружений и даже технической среды (техносферы).
К числу феноменов техники относятся также
знания, используемые в технике. В отличие
от феноменологических описаний, служащих
в философии техники в качестве эмпирического
материала, осмысление сущности техники
– это попытки ответить на вопросы о природе
техники; об отношении техники к другим
сферам человеческой деятельности – науке,
искусству, инженерии, проектированию,
практической деятельности; о возникновении
техники и этапах ее развития; о том, действительно
ли техника угрожает нашей цивилизации;
о влиянии техники на человека и на природу,
наконец, о перспективах развития и изменения
техники.
Для философии техники характерно отсутствие
единой философской системы; наряду с
собственно философской она включает
и другие формы рефлексии по поводу техники
– историческую, аксиологическую, методологическую,
проектную. Философский характер такого
рода размышлениям придает направленность
мышления на уяснение идеи и сущности
техники, на понимание места техники в
культуре и в социальном универсуме, в
историческом контексте. Существует точка
зрения, согласно которой философия техники
– это скорее не собственно философия,
а междисциплинарная область знаний, для
которой характерно самое широкое рассмотрение
техники. При этом опираются на то, что
философия техники включает разные формы
рефлексии и по языку далеко отклоняется
от классических философских традиций.
В целом философия техники ориентирована
на две основные задачи. Первая – осмысление
техники, уяснение ее природы и сущности
– порождена кризисом не столько техники,
сколько всей современной «техногенной
цивилизации». Постепенно становилось
понятным, что кризисы нашей цивилизации
– экологический, антропологический,
кризис культуры и другие – взаимосвязаны,
причем техника (и более широко – специфически
техническое отношение к миру) является
одним из факторов, вызывающих это глобальное
неблагополучие. Вторая задача – это поиск
путей разрешения кризиса.
К сфере философии техники относят и
прикладные задачи, и проблемы, напр., такие,
как определение основ научно-технической
политики, разработка методологии научно-технических
и гуманитарно-технических экспертиз,
методология научно-технического прогнозирования
и др. На заре формирования этой дисциплины
(в кон. 19 – нач. 20 в.) в философию техники
подобные прикладные, хотя и достаточно
широкие, проблемы не включались.
Важной методологической проблемой философии
техники является проблема допустимых
пределов ее редукции к таким реалиям,
как деятельность, формы технической рациональности,
ценности, те или иные аспекты культуры.
Во многих основных определениях техники,
которые даются в философии техники, происходит
ее «распредмечивание», техника как бы
исчезает, ее подменяют определенные формы
деятельности, ценности, дух, аспекты культуры
и т.п. С одной стороны, такая редукция
является необходимым моментом и условием
познания техники, с другой стороны, возникает
опасность вообще утратить специфику
техники как объекта изучения. «Распредмечивание»
техники порой заходит так далеко, что
техника представляется как глубинный
и глобальный аспекты всякой человеческой
деятельности и культуры, а не как нечто
субстанциальное, что обычно мы интуитивно
имеем в виду, говоря о технике. В связи
с этим возникает дилемма: является ли
техника самостоятельной реальностью,
или же она есть инобытие чего-то другого,
всего лишь аспект духа, человеческой
деятельности или культуры и т.п.
В последние годы возникла новая проблема
– анализ культурно-исторических изменений
в понимании и восприятии техники. Исследования
показывают, что, напр., в архаической культуре
орудия, простейшие механизмы и сооружения
понимались в анимистической картине
мира. Древний человек думал, что в орудиях
присутствуют духи, помогающие или препятствующие
человеку. Развитие же техники в культуре
Нового времени привело к тому, что современный
человек видит в технике действие законов
природы и свое собственное инженерное
творчество. И дело не сводится к той или
иной трактовке техники – речь идет о
ее культурном существовании и бытии.
Понятая в качестве духа, техника живет
по одной «логике», имеет одни степени
свободы; понятая же как проявление божественного
творчества (средневековая трактовка)
– по другой «логике», понятая как процесс
(сила, энергия) природы – по третьей.
Философия техники находит применение
в целом ряде областей, напр. в системе
управления народным хозяйством (экспертиза
научно-технических проектов, консультирование,
прогнозирование и т.д.), в разных областях
науки и техники, наконец, в гуманитарных
дисциплинах (как момент рефлексии технической
и технологической стороны гуманитарной
работы и мышления).