Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 17:04, доклад
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ – область философских исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее воздействий на общество, культуру и человека. Философия техники возникла во 2-й пол. 19 в. Первоначально философские вопросы техники ставили инженеры – Э.Гартинг, И.Бекманн, Ф.Рело, А.Ридлер. Термин «философия техники» ввел Эрнст Капп, создавший одну из первых концепций философии техники.
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ – область 
философских исследований, направленных 
на осмысление природы техники и оценку 
ее воздействий на общество, культуру 
и человека. Философия техники возникла 
во 2-й пол. 19 в. Первоначально философские 
вопросы техники ставили инженеры – Э.Гартинг, 
И.Бекманн, Ф.Рело, А.Ридлер. Термин «философия 
техники» ввел Эрнст Капп, создавший одну 
из первых концепций философии техники. 
Существенную роль в формировании философии 
техники сыграли также А.Эспинас, Ф.Бон, 
Ф.Дессауер, русский инженер и философ 
П.К.Энгельмейер. В нач. 20 в. философия техники 
успешно развивалась в России, однако 
позднее эта дисциплина (как буржуазная 
наука) перестала разрабатываться в нашей 
стране. В 1960–70-х гг. получил развитие 
ряд дисциплин, в которых изучались и обсуждались 
различные аспекты техники: история техники, 
философские вопросы техники, методология 
и история технических наук, методология 
и история проектирования и инженерной 
деятельности. Ныне эти области исследований 
развиваются не только самостоятельно, 
но и в рамках философии техники. 
В фокусе интересов философии техники 
стоит феномен и сущность техники. Как 
феномен техника выступает в виде машин 
и орудий, а сегодня также и в виде технических 
сооружений и даже технической среды (техносферы). 
К числу феноменов техники относятся также 
знания, используемые в технике. В отличие 
от феноменологических описаний, служащих 
в философии техники в качестве эмпирического 
материала, осмысление сущности техники 
– это попытки ответить на вопросы о природе 
техники; об отношении техники к другим 
сферам человеческой деятельности – науке, 
искусству, инженерии, проектированию, 
практической деятельности; о возникновении 
техники и этапах ее развития; о том, действительно 
ли техника угрожает нашей цивилизации; 
о влиянии техники на человека и на природу, 
наконец, о перспективах развития и изменения 
техники. 
Для философии техники характерно отсутствие 
единой философской системы; наряду с 
собственно философской она включает 
и другие формы рефлексии по поводу техники 
– историческую, аксиологическую, методологическую, 
проектную. Философский характер такого 
рода размышлениям придает направленность 
мышления на уяснение идеи и сущности 
техники, на понимание места техники в 
культуре и в социальном универсуме, в 
историческом контексте. Существует точка 
зрения, согласно которой философия техники 
– это скорее не собственно философия, 
а междисциплинарная область знаний, для 
которой характерно самое широкое рассмотрение 
техники. При этом опираются на то, что 
философия техники включает разные формы 
рефлексии и по языку далеко отклоняется 
от классических философских традиций. 
В целом философия техники ориентирована 
на две основные задачи. Первая – осмысление 
техники, уяснение ее природы и сущности 
– порождена кризисом не столько техники, 
сколько всей современной «техногенной 
цивилизации». Постепенно становилось 
понятным, что кризисы нашей цивилизации 
– экологический, антропологический, 
кризис культуры и другие – взаимосвязаны, 
причем техника (и более широко – специфически 
техническое отношение к миру) является 
одним из факторов, вызывающих это глобальное 
неблагополучие. Вторая задача – это поиск 
путей разрешения кризиса. 
К сфере философии техники относят и 
прикладные задачи, и проблемы, напр., такие, 
как определение основ научно-технической 
политики, разработка методологии научно-технических 
и гуманитарно-технических экспертиз, 
методология научно-технического прогнозирования 
и др. На заре формирования этой дисциплины 
(в кон. 19 – нач. 20 в.) в философию техники 
подобные прикладные, хотя и достаточно 
широкие, проблемы не включались. 
Важной методологической проблемой философии 
техники является проблема допустимых 
пределов ее редукции к таким реалиям, 
как деятельность, формы технической рациональности, 
ценности, те или иные аспекты культуры. 
Во многих основных определениях техники, 
которые даются в философии техники, происходит 
ее «распредмечивание», техника как бы 
исчезает, ее подменяют определенные формы 
деятельности, ценности, дух, аспекты культуры 
и т.п. С одной стороны, такая редукция 
является необходимым моментом и условием 
познания техники, с другой стороны, возникает 
опасность вообще утратить специфику 
техники как объекта изучения. «Распредмечивание» 
техники порой заходит так далеко, что 
техника представляется как глубинный 
и глобальный аспекты всякой человеческой 
деятельности и культуры, а не как нечто 
субстанциальное, что обычно мы интуитивно 
имеем в виду, говоря о технике. В связи 
с этим возникает дилемма: является ли 
техника самостоятельной реальностью, 
или же она есть инобытие чего-то другого, 
всего лишь аспект духа, человеческой 
деятельности или культуры и т.п. 
В последние годы возникла новая проблема 
– анализ культурно-исторических изменений 
в понимании и восприятии техники. Исследования 
показывают, что, напр., в архаической культуре 
орудия, простейшие механизмы и сооружения 
понимались в анимистической картине 
мира. Древний человек думал, что в орудиях 
присутствуют духи, помогающие или препятствующие 
человеку. Развитие же техники в культуре 
Нового времени привело к тому, что современный 
человек видит в технике действие законов 
природы и свое собственное инженерное 
творчество. И дело не сводится к той или 
иной трактовке техники – речь идет о 
ее культурном существовании и бытии. 
Понятая в качестве духа, техника живет 
по одной «логике», имеет одни степени 
свободы; понятая же как проявление божественного 
творчества (средневековая трактовка) 
– по другой «логике», понятая как процесс 
(сила, энергия) природы – по третьей. 
Философия техники находит применение 
в целом ряде областей, напр. в системе 
управления народным хозяйством (экспертиза 
научно-технических проектов, консультирование, 
прогнозирование и т.д.), в разных областях 
науки и техники, наконец, в гуманитарных 
дисциплинах (как момент рефлексии технической 
и технологической стороны гуманитарной 
работы и мышления).