Философия стоиков
Учение Стои — стоицизм — охватывает почти
шесть столетий. В его столь долгой истории
различают три основные части: Древнюю,
или Старшую Стою (конец IV в. до н.э. — середина
II в. до н.э.), Среднюю (II вв. до н.э.) и Новую
(I в. до н.э. — III в. н.э.).
Стоицизм как философское
учение сочетал в себе элементы материализма
и идеализма, атеизма и теизма. С течением
времени идеалистическая тенденция в
стоицизме нарастала, а сам стоицизм превратился
в чисто этическое учение. Школа получила
свое название от знаменитой художественной
галереи Stoa Picelis («Расписанная
Стоя»), портика на холме в Афинах, расписанного
знаменитым греческим художником Полигнетом.
Ее основателем считается Зенон из Кития
с острова Кипр (336 — 264 гг. до н.э.), который
проводил свои занятия под сводами этой
галереи.
Попав в Афины, Зенон в течение
двадцати лет знакомился с разными школами
и философскими течениями: киниками, академиками,
перипатетиками. А около 300 г. до н.э. основал
свою школу. В трактате «О человеческой
природе» он первым провозгласил, что
«жить согласно с Природой — это то же
самое, что жить согласно с добродетелью»
и что это — основная цель человека. Этим
он ориентировал стоическую философию
на этику. Выдвинутый идеал он реализовал
в своей жизни. Зенону также принадлежит
идея соединить три части философии (логику,
физику и этику) в единую систему.
Его последователями были Клеанф (331-232 гг. до н.э.)
и Хрисипп (280 — 207 гг. до н.э.).
Наиболее яркими представителями
Средней Стои являются Панетий (Панеций)
и Посидоний (Посейдоний).
Благодаря Панетию (ок. 185 — ок.
110 гг. до н.э.) учение стоиков перешло из
Греции в Рим.
Наиболее видными представителями
римского стоицизма (Новой Стои) были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.
Они жили в разное время, различным было
и их социальное положение. Но каждый последующий
из них был знаком с трудами предшественника. Сенека (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.) — крупный
римский сановник и богач, Эпиктет (50 — 138 гг. н.э.) — сперва раб,
а потом нищий вольноотпущенник, Марк Аврелий (121 — 180 гг. н.э.) — римский император.
Сенека известен как автор многих произведений,
посвященных этическим проблемам: «Письма
к Луцилию», «О стойкости философа»… Эпиктет
сам ничего не писал, но его мысли зафиксировал
ученик Арриан из Никомедии в трактатах
«Рассуждения Эпиктета» и «Руководство
Эпиктета». Марк Аврелий является автором
знаменитых размышлений «К себе самому».
Марк Аврелий — последний стоик античности,
и, по сути, на нем стоицизм заканчивается.
Стоическое учение во многом повлияло
на формирование раннего христианства.
Каково же учение стоиков? Это
была эклектическая школа, которая объединяла
разные философские направления. Место
и роль наук в учении стоиков определялись
ими следующим сравнением: логика — это
ограда, физика — плодоносная почва, этика
— ее плоды. Главная задача философии
— в этике; знание — лишь средство для
приобретения мудрости, умения жить сообразно
Природе. Таков идеал истинного мудреца.
Счастье же состоит в свободе от страстей
и в спокойствии духа.
Физика стоиков занималась изучением
законов и явлений микро- и макрокосмоса.
Логика была своего рода психологией,
изучала скрытые механизмы человеческого
мышления, что давало возможность познавать
и понимать видимые и невидимые явления
в Природе и в Космосе.
Этика являлась философией жизни,
или практической мудростью, то есть учением
о морали.
Стоики признают четыре основных
добродетели: разумность, умеренность,
справедливость и доблесть. Главной добродетелью
в стоической этике является умение жить
в согласии с разумом.
В основе стоической этики лежит
утверждение, что не следует искать причины
человеческих проблем во внешнем мире,
поскольку это — лишь внешнее проявление
происходящего в человеческой душе.
Человек — часть великой Вселенной,
он связан со всем существующим в ней и
живет по ее законам. Поэтому проблемы
и неудачи человека возникают из-за того,
что он отрывается от Природы, от Божественного
мира.
Ему надо вновь встретиться
с Природой, с Богом, с самим собой. А встретиться
с Богом — значит научиться видеть во
всем проявление Божественного Промысла.
Следует помнить, что многие вещи в мире
не зависят от человека, однако он может
изменить свое отношение к ним.
Основными задачами стоической
философии были:
Воспитание внутренне свободного человека,
не зависящего от внешних обстоятельств.
Воспитание внутренне сильного человека,
способного выстоять в хаосе окружающего
мира.
Пробуждение в человеке голоса Совести.
Воспитание веротерпимости и любви к
людям.
Воспитание чувства юмора.
Умение применять все это на практике.
Стоици́зм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть
до конца античного мира. Своё имя школа получила
по названию портикаСтоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»),
где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил
в качестве учителя. До того стоиками в
Афинах называли сообщество поэтов, собиравшихся
в Стоа Пойкиле за сто лет до появления там
Зенона и его учеников и единомышленников[1]. В истории стоицизма различают
три главных периода: Древняя (Старшая)
Стоя (конец IV века до н. э. — середина II века
до н. э.), Средняя (II—I века до н. э.), Новая
(I—III века н. э.).
Наиболее известны в наше время
из представителей Древней Стои Зенон Китийский, Клеанф и Хрисипп, на перечне сочинений которого
соответствующий фрагмент труда Диогена Лаэртского обрывается[2].
Содержание
[убрать]
Учение
стоиков[править | править
исходный текст]
Учение стоиков принято разделять
на три части: логику, физику и этику. Известно их сравнение философии
с фруктовым садом: логика соответствует
ограде, которая его защищает, физика является
растущим деревом, а этика — плодами. Также
свою систему классификации стоики сравнивали
с животным и с яйцом. В первом случае кости —
логика, мясо — физика, душа животного —
этика; во втором — скорлупа — логика, белок —
физика, а желток яйца — этика.
Зенон делил философию на физику,
этику и логику (последний термин, возможно,
именно Зенон ввёл в философское обращение). Клеанф же различал в философии диалектику,
риторику, этику, политику, физику и теологию. Хрисипп вернулся к делению Зенона,
ставя, как и тот, на первое место логику.
Но если Зенон ставил после логики физику,
то Хрисипп — этику[3].
Логика[править | править
исходный текст]
Стоическая логика, помимо формально-логической
теории, содержит исследование гносеологических
и лингвистических проблем.
К силлогистике стоики добавляют пять дизъюнктивных форм вывода, из которых должны
состоять все правильные заключения. При
этом в качестве переменных используются
непонятия, а высказывания:
Если есть A, то есть и B. A есть. Следовательно,
есть и B.
Если есть A, то есть и B. Но B не существует.
Следовательно, нет и A.
A и B не могут существовать одновременно. A есть. Следовательно, В не существует.
Существует либо A, либо B. A существует.
Следовательно, В не существует.
Существует либо A, либо B. В не существует.
Следовательно, A существует.
Исходным пунктом стоической теории познания является материя. Хрисипп говорит, что восприятие изменяет
состояние нашей материальной души. Зенон
полагает, что оно отпечатывается в душе,
как в воске.
Физика[править | править
исходный текст]
Стоики представляют мир живым
организмом, управляемым имманентным божественным законом логосом. Человеческая судьба является
проекцией этого логоса, посему стоики
возражали против идеи спора с судьбой
или её испытания. Главное препятствие
на пути гармонии со своей судьбой — это страсти. Идеалом стоиков был невозмутимый
мудрец.
Согласно стоицизму, всё существующее —
телесно, и различается только степенью
«грубости» или «тонкости» материи. Сила
не есть нечто нематериальное или абстрактное,
а есть тончайшая материя. Сила, управляющая
миром в целом, — Бог. Вся материя есть
лишь модификации, находящиеся в вечном
изменении этой божественной силы и снова
и снова растворяющиеся в ней. Вещи и события
повторяются после каждого периодического
воспламенения и очищения космоса.
В центре теологии стоиков находится логос.
|
Логос неразрывно связан с материей.
Он находится в смешении с ней; он целиком
пронизывает, формирует и образует её,
созидая тем самым космос. |
|
Взаимосвязь всего со всем понимается
как осмысленный порядок, реализуемый
божественной волей. Такой порядок стоики
называют роком, а предопределенную им цель —провидением.
Этика[править | править
исходный текст]
В этике стоицизм близок киникам, не разделяя презрительного
отношения последних к культуре. Все люди —
граждане космоса как мирового государства;
стоический космополитизмуравнивал (в теории) перед лицом
мирового закона всех людей: свободных
и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Всякое нравственное
действие является, согласно стоикам,
ни чем иным, как самосохранением и самоутверждением,
и это увеличивает общее благо. Все грехи
и безнравственные поступки — это саморазрушение,
утрата собственной человеческой природы.
Правильные желания и воздержания, поступки
и дела — гарантия человеческого счастья,
для этого надо всячески развивать свою
личность в противовес всему внешнему,
не склоняться ни перед какой силой.
Главная идея стоической этики — телеологически и каузально предустановленный ход мировых
событий. Цель человека заключается в
том, чтобы жить «в согласии с природой».
Это единственный способ достижения гармонии.
«Кто согласен, того судьба ведёт, кто
не согласен, того она тащит» (Сенека).
Стоики выделяют четыре вида
аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь
правильным суждением (ортос логос).
Все вещи стоики делят на Благо (этика), зло, безразличие (адиафора).
Предпочитать следует вещи,
сообразные с природой. Такие же различия
стоики проводят и между поступками. Существуют
дурные и благие поступки, средние поступки
называются «подобающими», если в них
реализуется естественная предрасположенность.
Во времена Римской империи учение стоиков превратилось
в своего рода религию для народа. Этика
и физика стоицизма пользовалась большим
влиянием в эпоху Возрождения и раннее Новое время.
Периодизация
стоицизма[править | править
исходный текст]
Древняя стоя: III—II века до нашей
эры. Зенон Китийский (ок. 336—264 гг. до н. э.) — основатель
школы; Клеанф (?- ок. 232 г. до н. э.); Хрисипп из Сол (281/277 — 208/205 гг. до н. э.). Их ученики: Персей Китийский, Аристон, Герилл, Зенон Тарсский, Сфер Боспорский, Кратет Малльский, Диоген Вавилонский, Аполлодор из Селевкии, Антипатр из Тарса и др.
Средняя стоя (стоический платонизм): II—I века до нашей
эры. Представители: Панетий Родосский (ок. 180—110 гг. до н. э.) и Посидоний (ок. 135-51 гг. до н. э.). Они перенесли
стоические идеи в Рим. Другие представители: Мнесарх, Дардан, Гекатон Родосский, Диодот, Гемин, Антипатр из Тира, Афинодор и др.
Поздняя стоя (римский стоицизм): I—II века н. э. Сенека (4 г до н. э. — 65 г н. э.), Эпиктет (50—138 гг. н. э.) и Марк Аврелий (121—180 гг. н. э.). Другие представители: Муссоний Руф,Секст Херонейский, Гиерокл, Корнут, Евфрат, Клеомед, Юний Рустик и др.
Иногда выделяют 4-й период в
развитии стоицизма, связывая его с учениями
некоторых пифагорейцев и платоников I—II века н. э., Филона Александрийского.
В конечном итоге произошло
сближение стоицизма с неоплатонизмом, а затем растворение его в
последнем.
Также, несомненно влияние стоицизма
на гностические учения аскетической направленности
(валентинианская и маркионитская школы).
Знаменитые
стоики[править | править
исходный текст]