Философия Средневековья и Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:53, контрольная работа

Краткое описание

Под Средневековьем обычно понимают период развития общества, охватывающий ряд столетий от Древнего мира до Нового времени. В социально-экономическом плане он соотносится с эпохой феодализма, с распространением и укреплением общественного строя, более прогрессивного, чем рабовладельческая организация общества. Для философии это был тот период, когда изменились цель и характер философствования. Античности не было присуще в целом подчинение философствования тем или иным политическим режимам или какой-либо монотеистической религии. Философы могли свободно создавать свои мировоззренческие концепции, как в области онтологии, так и в гносеологии, этике, эстетике, социальной философии. Их религиозно-мифологическая ориентация была относительно автономной в том отношении, что существовал большой выбор среди «богов» или в трактовках «божества», механизмов их связи с людьми, с природой, хотя, конечно, философам порой грозило суровое наказание за признание не тех богов, которые почитались в том или ином городе (это называлось «безбожием»). Средние же века характеризовались, помимо прочего, тем, что к этому времени уже заканчивался переход от политеизма к монотеистической религии.

Оглавление

Введение………………………….. стр. 3

1.Основные черты и главные направления

Средневековой философии……..... стр. 4

2.Августин Блаженный-выразитель идей патриcтики………………….......... стр.10

3.Фома Аквинский об отношении веры и разума……………………… стр.14

4. Антропоцентризм и гуманизм

философской мысли эпохи Возрождения……... стр.18

Заключение…………………………. стр.24

Список использованной литературы…… стр.26

Файлы: 1 файл

Философия средневековья.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Отличительные черты мировоззрения  эпохи Возрождения:

  • ориентация на человека (антропоцентризм). Если в центре внимания Средневековой философии были отношения бога и человека, то философия эпохи Возрождения обращена к человеку. Формально в центре мироздания оставался Бог, но преимущественное внимание обращали на человека, его природу, самостоятельность, красоту, творческие способности, формы самоутверждения;
  • ориентация на искусство и постулирование творческой сущности человека. В процессе творческой деятельности человек создает новый мир и самое высокое, что есть в мире - себя самого по законам красоты. Неслучайно именно в этот период появляется в философии идея прометеизма;
  • ориентация на личностно-материальное понимание мира. Всё существующее понимается в проекции на человека при максимальном учёте телесного начала (тело не «оковы души», как это было в эпоху средневековья, телесная жизнь сама по себе самоценна);
  • ориентация на гуманизм (от латинского humanus - «человеческий»), на признание человека личностью, его права на творчество, свободу, счастье.

А.Х.Горфункель выделяет три периода развития возрожденческой мысли:

1. Гуманистический (антропоцентрический).

Возрождение привносит новый акцент - перенос с божественного на человеческое. Человек трактуется как "царь природы" и "венец творения", а поскольку человек создан богом, то славить человека означает славить Бога. Таким образом, абсолютная природа человека божественная, весь мир создан для человека,  подчиняется ему. Таков ренессансный антропоцентризм. Человек воспринимается как мера всех вещей. Человеческому существу уподобляется природа, поэтому она становится очень поэтичной.

2. Неоплатонический ( рассмотрение проблем онтологии).

   Возрождение не стоит на характерной  для Средневековья позиции резкой  контрастности света и тьмы, высокого и низкого. Именно поэтому возможно одухотворенное человеческое тело в искусстве великих художников.

3. Натурфилософский.

Важная черта философской мысли Возрождения состоит в ее пантеистическом характере. Акт божественного творения мира отходит на второй план. Происходит отождествление Бога и  Мира, Бога и природы (что и называется пантеизмом). Это означало, что дуализм мира теряется.

            Рассмотрим первый период развития философской мысли эпохи Возрождения - гуманистический антропоцентризм.

Эпоха Возрождения - это переворот в  первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении  к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту философии Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Светский характер присущ и такому яркому явлению Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения. Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения - антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта — создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.

Формирование  принципа гуманизма, стержня искусства  и философии Возрождения, связано  с именем итальянского поэта Франческа Петрарки. Основные философские труды - «Моя тайна», «Об уединенной жизни», «Старческие письма». Онтологические, гносеологические вопросы не нашли отражения в его работах, свои философские трактаты он посвятил вопросам морали, искусству жизни. С его точки зрения, философия - это наука о человеке, о его природе, жизни и смерти, путях развития человеческого общества. Главный вопрос - как достичь полной независимости, самообладания и душевного покоя при наличии смущающих человека страстей и при постоянной борьбе с окружающим миром. Определяя Бога как цель существования человека, Петрарка подчеркивает значение внутреннего мира человека, признаваемых им ценностей и выбираемых целей.

            Становление и развитие гуманизма как мировоззрения нового типа относится к периоду от середины 14в. до середины 15в. Споря о языке философии, гуманисты считали необходимым сделать его понятным для возможно более широкой аудитории. Гуманист Джанноццо Манетти в трактате "О достоинстве и превосходстве человека" говорит о красоте Божественного творения-человека, но не столько внешней, сколько внутренней, выражением которой является разум, достоинство, воплотившиеся в изобретениях, науках, искусстве.

            Основное понятие философии флорентинца Марсилио Фичино составляет душа, определяющая единство бытия. Утверждая бессмертие души, философ ссылается на особое значение человека в мире - он как бы претворяет в жизнь Божественную волю. Человек свободен, он не должен быть рабом.

            Учение философов о красоте мира и человека, его свободе, послужило основой для формирования принципов искусства 14-15 вв., а также последующего времени. Одним из наиболее ярких представителей возрожденческого гуманизма был Эразм Роттердамский. Он признает человека и мир прекрасными, осуждает аскетизм, поскольку человек должен с благодарностью смотреть на деяния Бога. Природа Бога непознаваема, поэтому человек должен просто любить Бога, исполнять требования нравственных норм по отношению к другим людям.

            В истории философской и общественно-политической мысли эпохи Возрождения значительную роль сыграла работа Мишеля Монтеня «Опыты». Французский мыслитель не ставил перед собой цель разработать новую философскую систему. Но в тоже время он испытал влияние определенной философской концепции - античного скептицизма. Скептицизм М. Монтеня направлен против схоластической и религиозной идеологии, выдававших свои положения за абсолютные истины. Философия, по мнению М. Монтеня, прежде всего наука о человеке и его морали. Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. Свой этический идеал (жизнь в соответствии с законами природы, стремление к счастью, покою и комфорту) Монтень почерпнул из этики эпикурейцев и стоиков, изменив его в соответствии с духом гуманизма и индивидуализма своей эпохи.

            Наконец, ещё одна характерная особенность философской мысли Возрождения - антропоцентризм. Человек - не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок - такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному. Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттиста Альберта (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции - равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться».

            Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407-1457), который продолжил традицию Петрарки. Римский философ-гуманист Ф. Лоренцо Валла знаменит своим диалогом «О наслаждении». В отличие от Петрарки, возрождавшего этические взгляды стоиков, Л. Валла показывает в своем диалоге преимущества морали эпикуреизма и является одним из первых возобновителей эпикуреизма в Европе. Л. Валла реставрирует только этику эпикурейцев, но не атомистическое учение о природе. Элементы эпикурейской морали сочетаются с религиозно-идеалистическим взглядом на мир в целом, что характерно и для других гуманистов XV - XVI веков. В философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. «Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она». Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.

            Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Джованни Пико Делла Мирандола (1463-1494) в своей яркой «Речи о достоинстве человека» помещает его в центр мира:

«Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и  лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению». Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает. Совершенство не дано человеку изначально, оно может быть обретено в процессе сознательного совершенствования. Он разработал принципы этики, предметом которых стал человек и мир, в котором он живет.

            В подобных рассуждениях Джанноццо Манетти (1396-1472), Марсилио Фичино (1433-1499), Томмазо Кампанеллы (1568-1639), Пико Делла Мирандолы (1463-1494) и др. проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма - тенденция к обожествлению человека. Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем - человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге. Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом, включает и антиклерикальные (от лат. anti - против, clericalis - церковный) взгляды, т. е. воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.

            Итак, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения - гуманистический антропоцентризм. Человек - не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия. Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже XV-XVI вв. становится общеевропейским явлением.

Заключение.__________________________

          Идеи гуманизма - духовная основа эпохи Возрождения. Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. "Но свобода в понимании итальянского Ренессанса, - писал его знаток А. К. Дживелегов,- имела ввиду отдельную личность. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силы, мешающей ему чувствовать и думать, как хочется". Безусловно, гуманизм следует рассматривать как главное идейное содержание эпохи  Возрождения - эпохи начавшегося разложения феодальных и зарождения капиталистических отношений.

          Завершая рассмотрение философских исканий эпохи Возрождения, необходимо отметить неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не должна умалять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.___ 
 

1. Алексеев  П.В. История философии, Издательство  Проспект, 2005 – 240с

2. Горфункель  А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.

3. Коплстон  Ф.Ч. История средневековой философии.  М., 1997.

4. Магомедов  А.А. История философии. Учебное  пособие. - Ставрополь, 2000.

5. Перевезенцев  С.В.  Эпоха Возрождения. Издательство «Учебная Литература» 1997.

Информация о работе Философия Средневековья и Возрождения