Философия средневековой Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:27, контрольная работа

Краткое описание

Под эпохой средних веков принято понимать довольно длительный исторический период, в рамки которого входит зарождение и становление европейской средневековой цивилизации и продолжительный процесс ее трансформации - перехода к Новому времени. Эпоху Средневековья начинают обычно с условной даты - с падения Западной Римской империи в 476 г..

Оглавление

Введение.................................................................................................. 3
1. Христианская догматика и философская мысль. Бог,
человек и мир в христианской философии.......................................... 4
2. Учение Августина Аврелия о душе и самопознании....................... 7
3. Философские взгляды Фомы Аквинского. Соотношение веры
и разума. Логические доказательства бытия Бога............................. 10
Заключение.............................................................................................. 15
Список использованной литературы.................................................... 16

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Бог является благом и своим собственным  благом; он - благо всякого блага. Он - интеллектуальный, а его акт  интеллекта - его сущность. Он познает при помощи своей сущности и познает Себя совершенным образом. Хотя в божественном интеллекте нет никакой сложности, тем не менее, ему дано познание многих вещей. В этом можно усмотреть трудность, но надо учитывать, что познаваемые им вещи не имеют в нем отдельного бытия. Не существуют они и сами по себе. Тем не менее, Богу должно быть доступно познание вещей до творения мира. Разрешается эта трудность следующим образом - понятие Божественного интеллекта есть Слово. Вспомним: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог. Все через него начало быть». Каждая форма, поскольку она есть нечто положительное, представляет собой совершенство. Божественный интеллект включает в его сущность то, что свойственно каждой вещи, познавая там, где оно подобно ему и отлично от него; например, сущность растения составляет жизнь, а не знание, сущность же животного - знание, а не разум. Таким образом, растение подобно Богу тем, что оно живет, но отлично от него тем, что лишено разума. Бог познает все вещи в одно и то же мгновение. Его познание -не привычка, оно не имеет ничего общего с человеческим познанием, ибо Бог -сама истина. Человек же, познавая Бога, приближается к Богу, его путеводителем может быть и разум и вера, которые в своих идеальных ипостасях совпадают, истинное знание всегда верное знание, а, следовательно, разум тождественно вере.

Хотя приведенные доказательства не являются безупречными даже с чисто  логической точки зрения, они тем  не менее долгое время представлялись для верующих людей убедительными. Лишь позднее, в Новое время, философы подметили, что главная слабость этих доказательств — в их односторонности, в том, что все они являются доказательствами только абстрактно логического, рассудочного характера. Среди них нет ни одного, которое подкрепляло бы бытие бога эмпирически, т. е. свидетельствами наших чувств: зрения, слуха, обонянии, вкуса, осязания. Одно-единственное эмпирическое, чувственное свидетельство было бы более убедительным для обоснования бытия Бога, чем все приводимые Ф. Аквинским рассудочные доказательства, вместе взятые. Как раз об этом и говорит известная пословица: «Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать».

Однако приведенные Фомой Аквинским  доказательства бытия Бога используются пеоковью и поныне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, например, в теологических  концепциях Аврелия Августина и  Фомы Аквинского, мы можем видеть направление  развития западноевропейской философии  в эпоху средневековья. Конкретный анализ их взглядов, еще раз доказывает высказанный во Введении тезис о теоцентричности средневековой философии, ее подчиненная роль по отношению к богословию. Однако было бы ошибкой считать, что философия в эпоху средневековья была лишь пассивной «рабой» богословия. Как мы видим на пример анализа проблемы доказательств бытия Бога, она активно вмешивается в дела «веры» и определяет теологический поиск. Об этом свидетельствует факт незыблемого авторитета Аристотеля, дохристианского мыслителя, который, кстати, и ввел в сам термин «теология» (наука о боге). Теология отличается от философии тем, что не ищет истину, истина уже дана в Священном писании, а лишь пытается, используя методы философии и логики, перевести на язык рациональности, все больше сближаясь с философией. Можно сказать, что теология была и остается «религией для интеллектуалов», ибо предвосхищая разные пути сомнения, призывает не только чувством, но и мыслью принять Бога. Эта функция теологии сохраняется до сих пор, и будет сохранятся покуда есть религия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

 

 

1.    Аврелий Августин. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. - М., 1992.

2.   Антология мировой философии.- М.Д969.

3. Введение в философию. Ч. 1,2 Москва, 1990 г.

4.    Спиркин А.Г. Философия : учебник. - М.,2000.

5. В.В.Соколов. Средневековая философия.  М., 1979

6.    Философия: Учеб. для  вузов / Отв. ред. В.ПКохановский. - Ростов-на-Дону, 1995..

7.    Философия: Учеб.Голубинцев  В.О.Данцев А.А., Любченко B.C. - Ростов н/Д,2003.

8.    Философия: Учеб.для вузов / Под ред. В.Н.ЛавриненкоЗ-П.Ратникова.-М.:ЮНИТИ,2000.

9.  Философский энциклопедический  словарь М, 1983


Информация о работе Философия средневековой Европы