Философия Сократа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 23:08, реферат

Краткое описание

Целью написания данного реферата является рассмотрение основных философских взглядов Сократа и его философского метода, целью которого было приведение собеседника к самостоятельному нахождению истины.
В реферате я рассматриваю религиозные взгляды Сократа, его понятие о загробной жизни, о добродетели, рассматриваю самопознание в понимании Сократа, решение вопроса бытия в его философии, сократовскую концепцию знания и познания, его политико-правовые взгляды.

Оглавление

Введение 3
1. Сократовская философия 4
1.1. Становление философских взглядов Сократа 4
1.2. Религиозные взгляды и понятие о загробной жизни 7
1.3. Добродетель в понятии Сократа 10
1.4. Самопознание в понимании Сократа 12
1.5. Сократовская концепция знания и познания 13
1.6. Вопрос бытия в философии Сократа 15
1.7. Политико-правовые взгляды Сократа 15
Заключение 18
Список используемых источников 20

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Политико-правовые взгляды Сократа

    Политико-правовые взгляды Сократа представляют собой  составную часть всей его моральной  философии, в рамках которой этическое и политическое тесно переплетены. Этика в понимании Сократа политична, политика этична. Высшей и наиболее важной добродетелью является добродетель политическая, к которой Сократ относил искусство управления полисными делами. При помощи именно этого искусства люди делаются хорошими политиками, начальниками, домоправителями и вообще полезными для себя и других гражданами государства. Причем эта высшая добродетель, именуемая Сократом царской, одинаково значима и в частной и в публичной жизни человека: в обоих случаях речь идет об одном и том же - об управлении соответствующими делами (полисными или домашними) на основе знания. Умение хорошего хозяина, управителя дома сходно с умением хорошего начальника, и первый легко может заняться делами второго.

    Основной принцип сократовской моральной философии, согласно которому добродетель - это знание, в политико-правовой сфере формулируется следующим образом: "Править должны знающие". Это требование резюмирует философские представления Сократа о разумных и справедливых началах государства и права и критически адресуется им ко всем формам политического устройства. "Цари и правители, - подчеркивает он, не те, которые носят скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править". Эта сократовская версия "философа на троне" - неизбежное следствие того интеллектуального аристократизма в политической сфере, которым пронизана вся его моральная философия. И показательно, что политический идеал Сократа в равной мере критически возвышается над демократией, олигархией, тиранией, родовой аристократией и традиционной царской властью.

    В плане теоретическом сократовский идеал представлял собой попытку  сформулировать идеально разумную сущность государства, а применительно к практической политике был направлен на утверждение принципа компетентности в полисном управлении.

    Резко отрицательно относился Сократ к  тирании как режиму беззакония, произвола  и насилия. Подчеркивая недолговечность тирании, он отмечал, что тиран, казнящий неугодных ему здравомыслящих и дельных граждан, непременно будет в скором времени наказан и сам.

    Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании. Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам, в особенности направляя острие своей критики против античной демократии как неприемлемой с его точки зрения безнравственной формы государственной власти.

    Но  эти выпады Сократа не означали, что он хотел бы насильственным образом  заменить демократию какой-либо иной политической формой. Речь шла, скорее, о необходимости совершенствования демократии, о необходимости иметь компетентное правление. Таковы основные политические взгляды философа, повлиявшее на мировоззрение философа.

 

Заключение

    Итак, я рассмотрела основные вопросы  философии Сократа и метод его философии. Я узнала, что философ был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание - есть добро, любое зло, порок совершается от незнания. Было выяснено, что свои взгляды Сократ распространял в разговорах и дискуссиях, в них же сформировался философский метод Сократа, целью которого было достижение истины обнаружением противоречий в утверждениях противника. Сократ подчеркивал, что целью его философских учений является стремление помочь людям, чтобы они нашли "сами себя". Главной целью метода Сократа было обнаружить нравственную основу отдельных случаев человеческого поведения. Достижению этой цели служила специфическая индукция. Она должна была на основе выявления общих черт различных случаев человеческого поведения достичь того общего, которое можно было бы считать общей (нравственной) основой человеческого поведения вообще. Тенденция постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новому (более надежному) знанию стало источником развития понятийной (субъективной) диалектики. Именно поэтому метод Сократа был воспринят и разработан последовательнейшим идеалистическим философом античности Платоном и высоко оценен виднейшим представителем идеалистической диалектической философии Нового времени Гегелем.

    Рассмотрев  деятельность Сократа, можно выяснить её историческое значение. Оно заключается  в том, что Сократ способствовал  распространению знаний, просвещению  граждан; философ искал ответы на извечные проблемы человечества - добра  и зла, любви, чести и т.д.; Сократ открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании; он ввёл диалогический метод нахождения истины - путём её доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов; Сократ воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ ".

    Таким образом, философия Сократа не только произвела большое впечатление  на его современников и учеников, но и оказала заметное влияние на всю последующую историю философской и политической мысли.

 

Список  используемых источников

    1. Алексеев А. С. Всемирные хроники.  От первых фараонов до Конфуция  и Сократа. - М.: Вузовская книга, 2005. - 548 с.

    2. Горбачев В.Г. Основы философии. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - 352 с.

    3. Гросс Рональд. Путь Сократа. - М.: Попурри, 2004. - 267 с.

    4. Кожевникова Е.Д., Козлова В.Б., Медушевская  Н.Ф. Философия: Учеб. пособие - М.: РИО СГА, 2006. - 214 с. 

    5. Митрошенкова О.А. Философия: Учеб. пособие - М.: Гардарики, 2002. - 655 с.

    6. Пол Стретерн. Сократ за 90 минут. - М.: Астрель, 2003. - 176 с.

    7. www.alleng.ru/edu/philos3.htm

Информация о работе Философия Сократа