Философия. Религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:10, реферат

Краткое описание

Философия изучает всеобщее, или наиболее общее, то есть такие свойства и отношения вещей, которые проявляются везде и всегда. Например, причина и следствие, содержание и форма, сущность и явление, необходимость и случайность и т.п. Эти и подобные им понятия — их принято называть философскими категориями — отображают такие характеристики вещей и процессов, которые присущи им в любом уголке Вселенной и в любое время.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………3
2. Возникновение философии……………………………………5
3. Мифология……………………………………………………...6
4. Религия………………………………………………………….7
5. Философия древнего востока………………………………...8
5.1 Древнеиндийское общество………….................................8
5.2 Будда, его судьба и учение…………………………………10
5.3 Философия Древнего Китая……………………………...12
6. Философия средних веков и эпохи возрождения…………..14
6.1 Европа и христианство…………………………………….14
6.2 Философия Возрождения…………………………………..15
7. Усиление философии в Новое время………………………..16
8. Религия и философия в истории Российского государства20
9. Литература……………………………………………………22

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ.docx

— 92.50 Кб (Скачать)

 

К национально-государственным  религиям современного мира относится  множество религиозных систем, которые  выросли на национальной почве, связаны  с национальными традициями и  древними верованиями, языком. Объединение  людей в рамках таких религий  осуществлялось по этническому и  национальному признакам. Поэтому  они, как правило, были локализованы в соответствующих странах.

 

Иудаизм возникает как  религия древних евреев, которые  в начале 2-го тысячелетия поселились в Палестине. Это одна из немногих религий мира, которая дошла да нас в почти неизменном виде. Иногда ее называют религией Моисея, по имени  вождя еврейских племен.

 

Данная религия знаменует  собой переход от многобожия к  единобожию. Богом выступает Яхве как управитель -всего мира. Основным источником является наиболее древняя часть Библии - Ветхий Завет, в котором рассказывается о сотворении мира и грехопадении человека, о всемирном потопе, о патриархах еврейского народа, об исходе евреев в Палестину и т.д. После грехопадения /4дама Бог заключает союз с еврейским народом, который в силу этого становится "богоизбранным". В Ветхом Завете излагаются нравственные нормы взаимоотношений между людьми. Одним из центральных моментов иудаизма была идея спасения как результата следования божьей воле и мысль о приходе Спасителя человечества - мессии, который должен построить на земле царство божье.

 

Индуизм - одна из наиболее распространенных форм религии" которая возникает в- 1-м тысячелетии н.э. как результат соперничества между брахманизмом и молодыми религиями: буддизмом и джайнизмом. ЛкаЛиизм представляет собой религии", которая возникла в этот же период и в основе ценностей которой лежит идея о мире

 

 

как воплощении зла. Поэтому человек должен вести аскетический образ жизни, чтобы освободиться от бренности земного существования. Локализуется в пределах Индии.

 

В брахманизме центральной  идеей является идее* перевоплощения и переселения души человека в  другое тело. Главными богами признаются Вишну и Шива. Этическая идея данной религии заключалась в том, что  поступки, совершаемые людьми в настоящей  жизни, повлияют и на дальнейшие перевоплощения человека в других жизнях. Брахманизм постепенно перерождается в религию  индуизма. Боги индуизма имеют земное воплощение, а наиболее известным  среди них является Кришна. Это  одна из самых распространенных религий  Индии, а последователи Кришны, кришнаиты, имеются во всех уголках современного мира.

 

В Древнем Китае наиболее распространенными религиями были даосизм и конфуцианство. Конфуцианство  по многим признакам может считаться  религией, хотя по этому поводу существуют споры" Некоторые исследователи  считают Конфуция только философом. Однако сам факт того, что он исполнял религиозные обряды, был обожествлен  и в честь него император Китая  совершал обряды, позволяет считать  конфуцианство формой национальной религии. Особенность данной религии  заключалась в отсутствии касты  жрецов и исполнении религиозных  обрядов правительственными чиновниками. Причем государственная система поддерживала это таким образом, что будущий чиновник, для того чтобы сдать государственный экзамен на занятие государственной должности <а это было единственным средством ее получения), должен был в совершенстве знать классические труды конфуцианства. Важнейшим культом в этой религии был культ предков, легший в основу системы ценностей, в центре которой - сыновья почтительность, характеризующая китайскую культуру и до наших дней.

 

Даосизм представляет собой  более традиционную форму религии, со своими храмами и книгами, с  иерархической прослойкой жрецов. Это  была магическая форма религии, в  том смыслит что магические действия и заклинания составляли ее основу. Ннрошию религии представляют собой более высокий этап в развитии религиозного сознания, когда религия приобретает наднациональный характер и в ее рамках могут быть смешаны представители разных народов, разных культур и языков, находящиеся географически и культурно очень далеко друг от друга. То есть в качестве основного связующего звена в них выступает вера и единоверцы представляют собой единое целое, в котором нет "ни эллина, ни иудея".

 

Древнейшей мировой религией является буддизм, возникший в V в. до н.э. Число исповедующих данную религию  сегодн" составляет несколько сот миллионов. По древнейшим преданиям основателем данной религии является индийский принц Сиддхартха Гаутама, живший в V в. до н.э. и получивший имя Будда (просвещенный, просветленный). Основой буддизма является нравственное учение" с помощью которого человек становится совершенным. Первоначально моральные заповеди буддизма строятся в негативной форме (что характерно для ранних религий) и носят запрещающий характер: не убивать, не брать чужой собственности и т.д. Для стремящихся к совершенству эти заповеди приобретают абсолютный характер. Так, запрещение убийства распространяется вообще на все живое, запрет на брачные измены доходит до требования полного целомудрия и т.д.". Следуя учению Будды, человек, пройдя все этапы совершенствования (медитация, йога), погружается в нирвану - небытие. Рассчитывать он должен не на богов, а только на самого себя: даже Будда никого не спасает лично, а лишь указывает путь спасения.

 

Буддизм разделяется на два  течения: 1. Теравада (малая колесница) - более жесткий вариант буддизма, основанный на строжайшем соблюдении запретов. Здесь нет понятия бога как существа. 2. Махаяна (большая колесница) - классический вариант мировой религии, со свойственными ей атрибутами. Если первая разновидность доступна лишь немногим, избранным, то вторая рассчитана на обычных людей. В этой разновидности есть бог, в нем существует также культ множества будд.

 

В Тибете буддизм развивается  как тантризм, в котором выделяется верховное существо Лдибудда и все будды подразделяются на три категории: человеческие, созерцательные и бесформенные. Здесь особое значение придается магии и заклинаниям, посредством которых можно "сократить" путь к нирване.

 

Христианство - самая распространенная на сегодняшний день религия, ее приверженцами  являются более миллиарда человек, то есть примерно 20"/. населения земного  шара-* . В центре христианского вероучения -богочеловек Иисус Христос, проповедовавший своим последователям развернутое вероучение. Основной книгой является Библия с включением в нее Нового Завете, излагающего жизнь и страдания Христа, его проповеди и деяния, сказания о Деяниях святых апостолов и их послания, а также Откровение святого Иоанна Богослова, в котором рисуется картина Страшного Суда, который ожидает человечество.

 

Возникает христианство в  Римской империи в период ее кризиса  и гибели, что являлось благодатной  почвой для апокалипсических настроений. Из большого числа сект и течений  сложилась единая христианская церковь, постепенно отошедшая от простоты раннего  христианства и создавшая культ, сопровождаемый сложной системой обрядов. Самые важные культовые обряды - это крещение и причащение. Во время  причащения вкушается хлеб и вино как символы плоти и крови  Христа. Крещение символизирует снятие первородного греха с человека.

 

Распад Римской империи  привел к распадению христианской церкви на западную и восточную. На Западе церковь базировалась на огромном авторитете римского папы, стремившегося к автономии от государственной власти и фактически создавшего собственную систему государственности. На Востоке, где имперские структур* * были устойчивее, главы церкви - патриархи, не имели полной свободы от светской власти.

 

 

Усиление власти папы римского и попытки         распространения ее на весь мир привели  к расколу, который был оформлен в 1054 г. В основе лежали следующие  доктринальные расхождения : - догмат об' исхождении святого духа. В римско-католиче-ской церкви признается исхождение духа от бога-отца и бога-сына; в греко-православной - только от бога-отца; - отказ восточной церкви от практики • индульгенций - платного освобождения человека от совершенных им грехов; - католическое учение о чистилище, в который попадают умершие христиане, могущие затем попасть в рай, в том числе благодаря молитвам, возносимым за них на земле; -учение о непорочном зачатии девы Марии в католичестве и обеты безбрачия для священников; - догмат о непогрешимости папы в делах веры.

 

Кроме того существовали обрядовые  отличия в процедуре крещения, употребление латинского языка в  службе и т.д. В XVI в. в результате мощного движения Реформации (Лютер, Кальвин) происходит раскол католицизма, и возникает такая разновидность  христианства, как протестантизм. Эта  религия придает меньшее значение обрядам, акцентирует внимание на внутриличност-ных аспектах духовного общения с Богом, предоставляя верующим большую свободу в трактовке Библии.

 

Ислам , как третья мировая религия, возник в VII в., и его основателем является Мухаммед. Исповедуют эту религию арабоязычные народы, а также жители Северной Африки и большей части /1зии.| Основной книгой ислама является Коран, который представляет собой собранные записи изречений и поучений Мухаммеда. Система догм ислама строится на абсолютной вере в Аллаха как единственного бога, пророком которого и был Мухаммед. Признается, что бог посылал людям и других пророков, но Мухаммед выше их. Обряды связаны с пятикратной ежедневной молитвой, омовением перед ней, уплатой налога для бедных, ежегодным постом, совершением хотя бы один раз в жизни паломничества в Мекку.

 

Таким образом, религия представляет собой один из основных вариантов  существования системы нравственных норм. В ней формулируются абсолютно истинные нравственные заповеди, которым человек должен следовать в жизни. С одной стороны, это вроде бы ущемление свободы человека, признание его "тварью божьей", абсолютно зависимой от высшего существа. С другой стороны, религия есть консолидирующий фактор общественной жизни, регулирующий взаимоотношения между людьми, что особо важно для обществ, в которых человек воспринимает свою свободу как вседозволенность.

 

Религиозное мышление фокусируется на пограничных жизненных ситуациях, когда для человека более важным может стать утешение и сострадание, а не рациональная аргументация, доказывающая, что смерть, к примеру, естественный и необходимый процесс.

 

3. Православие в России. Церковь и русская армия.

 

Начало утверждению православия  в Российском государстве положило "крещение Руси", осуществленное в 988 г. киевским князем Владимиром. В  первые века своего существования Русская  Православная Церковь полностью  зависела в религиозном отношении  от Византии и возглавлялась византийскими  митрополитами. Лишь ь 1448 г. она обрела автокефалию, а с 1589 г. стала возглавляться  патриархом Московским и Всея Руси.

 

С целью укрепления позиций  церкви внутри страны и повышения  ее международного престижа Е XVII в. патриархом Никоном бы да проведена церковная реформа, касавшаяся преимущественно об рядовой стороны религиозной жизни. Она явилась поводом ддч раскола русской православной церкви и возникновения направления, известного под названием "старообрядчества", отвергнувшего церковные нововведения.

 

Впоследствии в связи  с тем что патриаршая власть не поддерживала реформаторскую деятельность Петра I. управление церковью было преобразовано, а сама она превращена Е составную часть государственного аппарата Российской империи. Место патриарха с 1721 г. занял Святейший Правительственный Синод, возглавлявшийся государственным чиновником - обер-прокурором. В августе 1917 г. созван первый (после замены патриарха Синодом) Повсеместный Собор Русской Православной Церкви, который восстановил патриаршество, избрав главой Русской Православной Церкв Тихона (Белявина). Церковь и патриарх Тихон не приняли социальных преобразований 1017 года. Патриарх предал Советскую власть анафеме. Развернулось противостояние Власти и Церкви.

 

Чтобы сохранить церковь, часть духовенства выступила  с идеей "обновления" православия, предусматривавшей признание Советского государства, модернизацию всех сторон церковной жизни, Тихон и его  сторонники со временем также перешли  на позиции лояльности к Советской  власти. Его преемник митрополит Сергий (Страгородский). Ставший впоследствии патриархом, закрепил новую ориентацию церкви. В 1948 г. состоялся Второй Поместный Собор Русской Православной Церкви, завершивший процесс реорганизации Московской патриархии. Собор избрал патриархом Московским и всея Руси Алексия (Симанского).

 

Весьма основательной  корректировке подверглись многие положения, имеющие догматический  характер. Признано, например, возможным по-новому формулировать как сами христианские догматы, так и выводы из них. В частности, больше не утверждалось, что страдания являются необходимым условием " достижения "небесного блаженства". Духовенство перестало активно пропагандировать идею "ухода от мира".

 

Труд теперь не рассматривался как "наказание господне", не порицался  и социальный,  научно-технический  и культурный прогресс.   Пересмотрено традиционное толкование ряда положении Библии. Исподволь модернизируется прагоелаЕныи культ весь традиционный уклад церковной жисни. Третий Поместный '"обор, проходил в 1971 г. Он ориентировал Гусою/ю Православную Церковь на дальнейшую модернизацию веек

 

 

аспектоЕ религиозной идеологии, на активизацию ее деятельности по укреплению   своих позиций и •расширению контактов с другими христианскими церквами и объединениями. Патриархом был избран Пимен.

 

В настоящее время патриархом Московским и Всея Руси является Алексий II. Первичную ячейку Русской Православной Церкви составляет община Еер:,тоищ:; (приход). Бостлавляемая исполнительным органом,, состоящим из мирян. Духовенство, нанимаемое исполнительным органом для удовлетворения религиозных потребностей прихожан, не имеет права вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность, ограничиваясь совершением богослужения. Расходы на содержание храма и обслуживающего персонала оплачиваются за счет добровольных пожертвований верующих, продажи свечей и других предметов культа, доходов от треб (крещений, отпеваний, венчаний и т.п. На эти же средства содержится и весь церковный аппарат. Приходы объединены в округа (благочиния), а последние, в свою очередь, в епархии, территориально совпадающие с областями, краями, а иногда и республиками. Возглавляют епархии архиереи: епископы, архиепископы или митрополиты. Епархиальные архиереи подчинены патриарху - главе Русской Православной Церкви, избираемому Собором.

 

При патриархе Русской  Православной Церкви имеется Священный  Синод, состояли из постоянных и временных  членов. Кадры духовенства готовят  духовные семинарии и академии. Русская  православная церковь имеет также  в своем распоряжении монастыри: как мужские, так и женские. Русская  Православная Церковь издает ежемесячный "Журнал Московской патриархии", ежегодник "Богословские труды" и  ряд других журналов. Издаются Библия, Новый Завет, молитвенники, церковные  календари, сборники проповедей и другая литература религиозно-богослужебного назначения.

 

В религии на протяжении тысячелетнего развития были выработаны способы синтетического воздействия  на психику человека, с опорой на художественное восприятие мира, значительно  усиливающее эмоциональное воздействие  религиозной проповеди.

Информация о работе Философия. Религия