Философия права в России во второй половине 19 начале 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

В истории политической и правовой мысли России важное место занимают буржуазные теории второй половины XIX - начала XX века, представленные такими видными именами, как Муромцев, Градовский, Чичерин, Савальский, Коркунов, Шершеневич, Новгородцев, Глестяковский, Петражицкий и другие.

Оглавление

Введение 3 - 5

Глава I
Чичерин Б.Н. о праве 6 - 11

Глава II
Чичерин о понятии и сущности государства 12 - 16

Глава III
Новгородцев П.И. о правовом государстве 17 - 24
Заключение 25 - 27
Список использованной литературы 28 - 29

Файлы: 1 файл

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Анализируя кризис, Новгородцев  намечает пути к новому утверждению  философии личности. “Не вера в  земной рай, которая оказывается  по существу недостижимым, а вера в  человеческое действие и нравственное долженствование - вот что становится здесь перед нами. Не обетованная земля, а непреклонная человеческая личность, такова наша последняя опора”.

Отстаивая самостоятельное  нравственное и духовно-культурное значение права, не сводимое к категориям силы и расчета к закону, как таковому, возрожденная естественно-правовая доктрина должна была, сменив позитивистские парадигмы, утвердить нравственное достоинство человека, наделенного свободой и ответственностью. Поэтому в центре политико-правовой теории П.И. Новгородцева находилось понятия автономной нравственной личности.

Новгородцеву удалось  выявить связь и проследить развитие целого ряда значимых идей, без которых  невозможно представить себе развитие понятия правового государства, например идей народного суверенитета и “суверенитета” личности, свободы и равенства, нравственности и права и другие. Однако мыслитель был далек от того, чтобы видеть в правовом государстве идеал, разрешающий все общественные противоречия. Идеальный общественный строй, воплощенный в истории, есть, по его мнению, представление, религиозно-эсхатологическое”.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Это было время короткого  и блестящего расцвета русской мысли, обещавшие хорошие плоды. Богатство  ярких индивидуальностей, необозримое  количество литературы самых разных философских жанров, необычайная популярность периодических журналов - “Вопросы философии и психологии”, “Логос”, “Новые идеи в философии” - и обычных в каждом “толстом” издании философских разделов, общественно-культурная деятельность издательств, наконец, нескончаемость философских споров в кружках, салонах, различных обществах и собраниях - все говорило о восприимчивости русского общества к философскому  творчеству и о поощрении последнего. Для русской философии это время было поистине “золотым веком”.14

Как известно, философия  есть самосознание эпохи. Она создается  особым слоем людей, имя которых - интеллигенция. Связанная тысячью  нитей с обществом, государством и народом, питаемая прошлым и  наличным культуры, интеллигенция выделяет из своих рядов совсем небольшую группу мыслителей философов  и через них выражает свое видение мира.

В русских условиях другой стороной  интеллигентского сознания было народолюбие, искреннее стремление помочь освобождению народа, пробудить  дремлющие в нем силы. она считала  себя ходатаем за интересы народа пред царем и Богом и вела себя в соответствии с таким представлением. Народ был почвой, которую следовало неустанно возделывать, чтобы на ней могли вырасти и расцвести общечеловеческие идеалы. Интеллигенты взывали к народу, шли к нему, “волновали” и просвещали его, ожидая от него встречи шагов.

Русская либеральная  идеология представляла собой довольно сложное образование. Наряду  с  европеизированными  вариантами, представленными,  
в основном, в социологической литературе, сложился иной, сугубо национальный вариант идеологии, содержание которого определилось причудливой мозаикой: западническими и славянофильскими мотивами, интеллектуально -аристократической отстраненностью от народа и несомненным “народолюбием”, критицизмом в отношении к религии и безусловным почтением к ней как к жизненной ценности и культурной силе, диффамацией марксизма как революционного учения и одновременным уважением к его “научно-реалистическому” содержанию, боязнью революции и желанием воспользоваться ею для установления парламентаризма, утверждением частной собственности. а также требованиями правового регулирования социальных отношений. Этот особенный вид либерализма обозначил свое недолгое существование тремя знаменитыми сборниками - “Проблемы идеализма” (1902) , “Вехи” (1909)  
и “Из глубины” (1918).

 решительно оспаривая  творческие возможности революционного  социализма, русские либералы достаточно  критично оценивали и перспективы  классического буржуазного развития  страны. Поэтому либеральная русская  интеллигенция была вынуждена искать некоторый третий не социалистический в понимании революционных марксистов, и не классический буржуазный - путь развития, учитывающий живые традиции отечественной культуры, народного быта и приспосабливающий к ним новый технический, экономический и правовой западнический фундамент обновленного развития.

Поиск третьего, особого, но не обособленного от мирового культурного  процесса религиозно-национального  пути развития страны составил содержание “русского духовного ренессанса”. Это явление нашей социально-культурной жизни по своему масштабу и значению может быть сравнено лишь с однопорядковыми ему славянофильством и западничеством.

В реальной истории России конца XIX - начала XX в., когда косность старого слоя и нетерпение революционеров подводили страну к революционному развитию, этот третий путь был возможной альтернативой грядущему октябрю.

Столкновение приверженцев особого пути и сторонников революционного социализма - вот основное социокультурное  противоречие, отражение которого образовало богатый спектр содержания русской мысли этого периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

 

1.Зорькин В.Д. Из  истории буржуазно-либеральной политической  мысли России второй половины XIX - начала XX в. (Б.Н. Чичерин) Изд-во Московского университета 1975 г.

2. Волчек Е.З. Философия:  Учебное пособие. Второе, исправленное, издание - Лен.: НПЖ “Плюсминус”,  № 1-2, 1995 г. - 295 с.

3. Власть и право:  Из истории русской правовой  мысли. Сборник // Сост.: А.В. Поляков,  И.Ю. Козлихин - Л.: Лениздат, 1990. - 319 с.

4. Исаев И.А., Золотухина  Н.М. История политических и  правовых учений России XI - XX вв. - М.: Юристъ, 1995 - 378 с.

5. История политических  и правовых учений. Учебник для  вузов. Под общей редакцией  члена - корреспондента РАН В.С.  Нерсесянца. М., 1996 - 736 с.

6.Козлихин И.Ю. Идея  правового государства: История  и современность. - СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1993 - 152 с.

7. Новгородцев П.И.  Об общественном идеале. Вступ.  статья А.В. Соболева. М. изд-во  “Пресса”. 1991 г.

8.Новгородцев П.А. Сочинения// Сост. вступ. статьи и прим. М.  А. Колерова, Н.С. Плотникова. - М.: Раритет, 1995. - 448 с. (Библиотека духовного  возрождения).

9.Русская философия  собственности (XVII - XX вв.) : - Сборник, Авт. - сост: К. Исупов, И. Савкин - СПб. СП “Ганза”, 1993 г.

10.Русская философия:  Конец XIX - начало XX века: Антология. Учебное пособие// Вступ. статья А.А. Ермичева, составления и примечания Б.В. Емельянова. - СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1993 - 592 с.

11.Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1995. - 624 с.

12.Словарь - справочник  “Человек и общество” (Философия)(Авторы-сост  Коротец И.Д., Штомпель А.А., Штомпель  О.М.) Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс, 1996 г.-544 с.

13.Философия. Часть  1. История философии: учебное пособие для вузов// Под ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. - М.: Юристъ, 1996 - 304 с.

 

 

1 В.Д. Зорькин. Из истории буржуазно-либеральной полит. мысли России второй половины XIX - начала XX в. М.: Из-во Московского унив-та, 1975.

2 История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН В.С. Нерсесянца. М., 1996 - с. 573

3 Чичерин Б.Н. О народном представительстве. - с. 410

4 Б.Н. Чичерин. “Курс государственной науки”, №1, стр. 3

5 Б.Н. Чичерин. “Курс государственной науки”, ч. 1, стр. 4

6 Б.Н. Чичерин. Собственность и государство// Русская философия собственности XVIII - XX. Сборник.  
Спб изд - во СП. Ганза, 1993 г. с. 113

7 Б.Н. Чичерин. Курс государственной науки. Ч. II. стр. 38 - 39

8 В.Д. Зорькин. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России. вторая половина XIX  
начало XX в. (Б.Н. Чичерин). Из - во Московского университета, 1975, с. 108

9 Новгородцев П.И. Сочинения//Сост. вступ. статьи и прим. М.Я. Колерова, Н.С. Плотникова. - М : Раритет,  
1995. - с. 5.

10Новгородцев П.И. Ответ Л.И . Петражицкому

11 Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права. с. 294

12 Там же.

13 П.И. Новгородцев. Право на достойное человеческое существование// Русская философия соб-ти  
XVII - XX вв.Сборник, Авт. - сост.: К. Исупов, И. Савкин. - СПб. СП. “Ганза”, 1993 - 186 с.

14 Русская философия: конец XIX- начало XX века: Антология. Учебное пособие// Вступительная статья  
А.А. Ермичева. - СПб: Из-во С-Петер. унив-та, 1993 г.


Информация о работе Философия права в России во второй половине 19 начале 20 века