Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:09, курсовая работа
В истории политической и правовой мысли России важное место занимают буржуазные теории второй половины XIX - начала XX века, представленные такими видными именами, как Муромцев, Градовский, Чичерин, Савальский, Коркунов, Шершеневич, Новгородцев, Глестяковский, Петражицкий и другие.
Введение 3 - 5
Глава I
Чичерин Б.Н. о праве 6 - 11
Глава II
Чичерин о понятии и сущности государства 12 - 16
Глава III
Новгородцев П.И. о правовом государстве 17 - 24
Заключение 25 - 27
Список использованной литературы 28 - 29
Анализируя кризис, Новгородцев намечает пути к новому утверждению философии личности. “Не вера в земной рай, которая оказывается по существу недостижимым, а вера в человеческое действие и нравственное долженствование - вот что становится здесь перед нами. Не обетованная земля, а непреклонная человеческая личность, такова наша последняя опора”.
Отстаивая самостоятельное нравственное и духовно-культурное значение права, не сводимое к категориям силы и расчета к закону, как таковому, возрожденная естественно-правовая доктрина должна была, сменив позитивистские парадигмы, утвердить нравственное достоинство человека, наделенного свободой и ответственностью. Поэтому в центре политико-правовой теории П.И. Новгородцева находилось понятия автономной нравственной личности.
Новгородцеву удалось выявить связь и проследить развитие целого ряда значимых идей, без которых невозможно представить себе развитие понятия правового государства, например идей народного суверенитета и “суверенитета” личности, свободы и равенства, нравственности и права и другие. Однако мыслитель был далек от того, чтобы видеть в правовом государстве идеал, разрешающий все общественные противоречия. Идеальный общественный строй, воплощенный в истории, есть, по его мнению, представление, религиозно-эсхатологическое”.
Заключение
Это было время короткого и блестящего расцвета русской мысли, обещавшие хорошие плоды. Богатство ярких индивидуальностей, необозримое количество литературы самых разных философских жанров, необычайная популярность периодических журналов - “Вопросы философии и психологии”, “Логос”, “Новые идеи в философии” - и обычных в каждом “толстом” издании философских разделов, общественно-культурная деятельность издательств, наконец, нескончаемость философских споров в кружках, салонах, различных обществах и собраниях - все говорило о восприимчивости русского общества к философскому творчеству и о поощрении последнего. Для русской философии это время было поистине “золотым веком”.14
Как известно, философия есть самосознание эпохи. Она создается особым слоем людей, имя которых - интеллигенция. Связанная тысячью нитей с обществом, государством и народом, питаемая прошлым и наличным культуры, интеллигенция выделяет из своих рядов совсем небольшую группу мыслителей философов и через них выражает свое видение мира.
В русских условиях другой стороной интеллигентского сознания было народолюбие, искреннее стремление помочь освобождению народа, пробудить дремлющие в нем силы. она считала себя ходатаем за интересы народа пред царем и Богом и вела себя в соответствии с таким представлением. Народ был почвой, которую следовало неустанно возделывать, чтобы на ней могли вырасти и расцвести общечеловеческие идеалы. Интеллигенты взывали к народу, шли к нему, “волновали” и просвещали его, ожидая от него встречи шагов.
Русская либеральная
идеология представляла собой довольно
сложное образование. Наряду с
европеизированными вариантами, представленными,
в основном, в социологической литературе,
сложился иной, сугубо национальный вариант
идеологии, содержание которого определилось
причудливой мозаикой: западническими
и славянофильскими мотивами, интеллектуально
-аристократической отстраненностью от
народа и несомненным “народолюбием”,
критицизмом в отношении к религии и безусловным
почтением к ней как к жизненной ценности
и культурной силе, диффамацией марксизма
как революционного учения и одновременным
уважением к его “научно-реалистическому”
содержанию, боязнью революции и желанием
воспользоваться ею для установления
парламентаризма, утверждением частной
собственности. а также требованиями правового
регулирования социальных отношений.
Этот особенный вид либерализма обозначил
свое недолгое существование тремя знаменитыми
сборниками - “Проблемы идеализма” (1902)
, “Вехи” (1909)
и “Из глубины” (1918).
решительно оспаривая
творческие возможности
Поиск третьего, особого,
но не обособленного от мирового культурного
процесса религиозно-национального
пути развития страны составил содержание
“русского духовного
В реальной истории России конца XIX - начала XX в., когда косность старого слоя и нетерпение революционеров подводили страну к революционному развитию, этот третий путь был возможной альтернативой грядущему октябрю.
Столкновение приверженцев особого пути и сторонников революционного социализма - вот основное социокультурное противоречие, отражение которого образовало богатый спектр содержания русской мысли этого периода.
Список использованной литературы
1.Зорькин В.Д. Из
истории буржуазно-либеральной
2. Волчек Е.З. Философия: Учебное пособие. Второе, исправленное, издание - Лен.: НПЖ “Плюсминус”, № 1-2, 1995 г. - 295 с.
3. Власть и право: Из истории русской правовой мысли. Сборник // Сост.: А.В. Поляков, И.Ю. Козлихин - Л.: Лениздат, 1990. - 319 с.
4. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI - XX вв. - М.: Юристъ, 1995 - 378 с.
5. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общей редакцией члена - корреспондента РАН В.С. Нерсесянца. М., 1996 - 736 с.
6.Козлихин И.Ю. Идея
правового государства:
7. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. Вступ. статья А.В. Соболева. М. изд-во “Пресса”. 1991 г.
8.Новгородцев П.А. Сочинения// Сост. вступ. статьи и прим. М. А. Колерова, Н.С. Плотникова. - М.: Раритет, 1995. - 448 с. (Библиотека духовного возрождения).
9.Русская философия собственности (XVII - XX вв.) : - Сборник, Авт. - сост: К. Исупов, И. Савкин - СПб. СП “Ганза”, 1993 г.
10.Русская философия: Конец XIX - начало XX века: Антология. Учебное пособие// Вступ. статья А.А. Ермичева, составления и примечания Б.В. Емельянова. - СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1993 - 592 с.
11.Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1995. - 624 с.
12.Словарь - справочник
“Человек и общество” (
13.Философия. Часть 1. История философии: учебное пособие для вузов// Под ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. - М.: Юристъ, 1996 - 304 с.
1 В.Д. Зорькин. Из истории буржуазно-либеральной полит. мысли России второй половины XIX - начала XX в. М.: Из-во Московского унив-та, 1975.
2 История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН В.С. Нерсесянца. М., 1996 - с. 573
3 Чичерин Б.Н. О народном представительстве. - с. 410
4 Б.Н. Чичерин. “Курс государственной науки”, №1, стр. 3
5 Б.Н. Чичерин. “Курс государственной науки”, ч. 1, стр. 4
6
Б.Н. Чичерин. Собственность и государство//
Русская философия собственности XVIII - XX. Сборник.
Спб изд - во СП. Ганза, 1993 г. с. 113
7 Б.Н. Чичерин. Курс государственной науки. Ч. II. стр. 38 - 39
8
В.Д. Зорькин. Из истории буржуазно-либеральной
политической мысли России. вторая половина XIX
начало XX в. (Б.Н. Чичерин). Из - во Московского
университета, 1975, с. 108
9
Новгородцев П.И. Сочинения//Сост. вступ.
статьи и прим. М.Я. Колерова, Н.С. Плотникова.
- М : Раритет,
1995. - с. 5.
10Новгородцев П.И. Ответ Л.И . Петражицкому
11 Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права. с. 294
12 Там же.
13
П.И. Новгородцев. Право на достойное человеческое
существование// Русская философия соб-ти
XVII - XX вв.Сборник, Авт. - сост.: К. Исупов,
И. Савкин. - СПб. СП. “Ганза”, 1993 - 186 с.
14
Русская философия: конец XIX- начало XX века: Антология. Учебное пособие//
Вступительная статья
А.А. Ермичева. - СПб: Из-во С-Петер. унив-та,
1993 г.
Информация о работе Философия права в России во второй половине 19 начале 20 века