Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:20, реферат
Цель работы: рассмотреть такой феномен в развитии науки, как научные революции, их причины, механизм и последствия.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть взгляды философов на научные революции
- изучить механизмы и принципы научных революций
- изучить причины и последствия научных революций
- изучить типы рациональностей в философии науки
План:
Введение
Философия о научных революциях
3.
Защитники конкурирующих
Следовательно,
переход между несовместимыми структурами,
конкурирующими парадигмами не может
быть осуществлен постепенно, шаг
за шагом посредством логики. Ни
одна из борющихся парадигм не может рассчитывать
на доказательство своей правоты. Конкуренция
между парадигмами не является тем видом
борьбы, который может быть разрешен с
помощью доводов. Здесь необходимы волевые
факторы - убеждение и вера. Ученые принимают
новую парадигму по различным соображениям.
Имеют значение всевозможные культы (например:
культ Солнца), национальность, прежняя
репутация новатора и т.д.
Наука
отпочковалась от обыденного знания
в глубокой древности.
В течение длительного времени происходил
процесс накопления единичных эмпирических
фактов. И уже в древнем Египте, Месопотамии,
Индии, стали появляться первые признаки
становления научного знания – возникли
древняя медицина, астрология (область
до сих пор не признанная официальной
наукой, но накопившая много эмпирических
данных), математика. В древней Греции
и Риме наукой занималось больше людей,
возникали теории, пытавшиеся объяснить
накопленные к тому времени факты.
С незапамятных времен науку исследовали и теоретически, и эмпирически.
С конца XIX до середины XX веков в науке происходят радикальные изменения, связанные со становлением нового неклассического естествознания. Внимание философов и методологов науки обращается на поиск нового обоснования и на переосмысление статуса научного знания и познания – ведь человеческое познание по сути сводилось к научному. В 20-30-е годы XX в. господствующим течением в западной философии становится логический позитивизм или неопозитивизм. Его основная цель – построение для эмпирической науки нейтрального (то есть не навязывающего предвзятых интерпретаций) языка описания фактических «положений дел», так чтобы теоретические положения можно было бы выводить по самым строгим логическим законам из протокольных предложений опыта, а предсказания теории подтверждать (верифицировать) обращением к наблюдению и эксперименту. К 60-м годам ХХ в. все более очевидной стала невозможность полной, окончательной верификации и абсолютно чистого языка наблюдения. Возник постпозитивизм, родоначальником которого выступил Карл Поппер (1902-1994).
К
концу XX века философская теория развития
науки считается в значительной
степени сформированной. Концепции
Т.Куна, К.Поппера и И.Лакатоса, Ст.Тулмина,
П.Фейерабенда и М.Полани занимают достойное
место в сокровищнице мировой философской
мысли. Однако в силу своей многогранности
и актуальности вопросы философии науки
продолжают приковывать к себе внимание
философов и ученых различных специальностей.
Следует
подробнее рассмотреть взгляды философов,
выдвигавших понятие «научных революций».
Взгляды Карла Поппера
Карл
Поппер - один из наиболее влиятельных
представителей западной
философии науки XX века. Он является автором
большого количества работ по проблемам
философии, логики науки, методологии
и социологии, многие из которых, например
“Логика и рост научного знания”, “Открытое
общество и его враги”, “Нищета историцизма”
и др., к настоящему времени опубликованы
на русском языке. Основной принцип, выдвигаемый
К.Поппеером - “принцип фальсифицируемости”
систем. Фальсифицируемость универсальных
высказываний определяется, как их способность
формулироваться в виде утверждений о
несуществовании. Это означает, что мы
не должны требовать возможности выделить
некоторую научную систему раз и навсегда
в положительном смысле, но обязаны потребовать,
чтобы она имела такую логическую форму,
которая позволяла бы посредством эмпирических
проверок выделить ее в отрицательном
смысле: эмпирическая система должна допускать
опровержение путем опыта”.
Развитие
научного знания, согласно Попперу, - это
непрерывный процесс ниспровержения одних
научных теорий и замены их другими, более
удовлетворительными. В целом теорию этого
процесса можно представить в виде следующей
структуры: 1) выдвижение гипотезы, 2) оценка
степени фальсифицируемости гипотезы,
3) выбор предпочтительной гипотезы, то
есть такой, которая имеет большее число
потенциальных фальсификаторов (предпочтительнее
те гипотезы, которые рискованнее), 4) выведение
эмпирически проверяемых следствий