Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:51, контрольная работа
Начиная с XVII в. бурно развивается естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело – развитие математики и механики. Новая наука опирается, прежде всего, на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности.
1. Введение………………………………………………………………………………………… 3
2. Социальные и научные предпосылки философии Нового времени…………………………4
3. Эмпиризм и рационализм - главные направления философии Нового времени……………7
4. Философия французского Просвещения XVIII века……………………………………… 15
5.Заключение…………………………………………………………………………………… 16
6. Список литературы…………………………………………………………………………… 17
Как метод продуктивного открытия индукция должна работать по строго определенным правилам, как бы по некоторому алгоритму "почти уравнивая дарования и мало что оставляя их превосходству". Однако следует отдавать себе отчет, что в творчестве какая-либо универсальная и общезначимая система принципов научного открытия вряд ли возможна: она связывает интуицию исследователя.
В пылу критики умозрительных
Одной из важных проблем теории познания
является проблема истины. При ее решении
Ф. Бэкон исходит из того, что Бог
создал человеческий разум подобно
зеркалу, способному отобразить всю
Вселенную. Поэтому истина - это точное
отображение предметов и
В "Новом Органоне" английский
мыслитель выделяет факторы, которые
порождают эти заблуждения. Среди
них: "идолы рода", "идолы
пещеры", "идолы площади", "идолы
театра". "Идолы (призраки) рода"
обусловлены человеческими
Кроме "идолов", общих всему человеческому племени, у каждого человека имеется "своя особая пещера" - "идолы пещеры", которая дополнительно "ослабляет и искажает свет природы" (индивидуальные особенности человеческой психики и физиологии, характер человека, его воспитание и т.п.). По Бэкону исправить опыт индивида может коллективный опыт. Часть заблуждений коренится, по его мнению, в несовершенстве и неточности языка - "идолы площади" - (неправильное употребление слов особенно распространено на рынках и площадях). Вместе с языком мы бессознательно усваиваем все предрассудки прошлых поколений и оказываемся в плену заблуждений. И, наконец, многие заблуждения коренятся в некритическом усвоении чужих мнений (прежде всего, по мнению Бэкона, взглядов Аристотеля) - "идолы театра". Это оказывает тормозящее воздействие на развитие научного знания. Но как ни могущественны и упорны все эти идолы, в основном они могут быть преодолены и познание объективной истины, утверждает Бэкон, возможно на основе построения новой науки и истинного метода.
Таким образом, учением об "идолах"
Бэкон стремился очистить сознание
исследователя от пережитков схоластики
и создал предпосылки для успешного
распространения знаний, основанных
на опытном изучении природы. Тем
самым он подготовил необходимый
климат для И. Ньютона, который углубил
экспериментально-индуктивную
Рационалистические традиции западноевропейской философии в 17 в. были представлены, прежде всего, Рене Декартом, Бенедиктом Спинозой, Готфридом Вильгельмом Лейбницем.
Рене Декарт (1596-1650) - в латинском
написании Картезий - французский
философ, математик, физик, физиолог, один
из основоположников европейской и
мировой философии Нового времени
и родоначальник
В отличие от Бэкона французский
мыслитель оружием
В "Рассуждениях о методе" Декарт
всеми средствами рационалистической
методологии стремится
Метод, как его понимал Декарт,
должен превратить познание в организованную
деятельность, освободив его от случайностей,
от таких субъективных факторов, как
наблюдательность и острый ум, с
одной стороны, удача и счастливое
стечение обстоятельств, с другой. Образно
говоря, метод превращает научное
познание из кустарного промысла в
промышленность, из спорадического и
случайного обнаружения истин - в
систематизированное и
Подобно Бэкону, Декарт осознавал ограниченность традиционной аристотелевой логики, которая содержит не только правильные и полезные предписания, но и много бесполезного. Она более пригодна к изложению уже известного, чем к открытию нового, пишет Декарт в "Рассуждении о методе".
Правильный же метод должен быть
эффективным именно в открытии нового.
В отличие от Бэкона, который поставил
в фокус своей методологии
опытно-индуктивные
Согласно Декарту, математика должна
стать главным средством
Всеобщий и необходимый
Согласно декартовскому
Рационалистический метод
Рационалистами были также Спиноза,
Лейбниц и другие философы этой эпохи,
которые в дедуктивно-
Что же касается опыта, то они отнюдь
не пренебрегали им, не игнорировали его.
Это уподобило бы их схоластам. Однако
они видели в опыте только средство
подтверждения и иллюстрации
истин, найденных, как они полагали,
благодаря тому, что человеческий
дух обладает собственным "естественным
светом". Эту как бы априорную
деятельность человеческого духа рационалисты
противопоставляли его опытно-
Таким образом, рационализм и эмпиризм
выступают как главные
В середине 17 в. формируется альтернативная
рационализму (в широком смысле слова)
философская линия, которая "в
полный голос" зазвучала только в
20 в. Имеется ввиду иррационализм
(от лат. irratianalis - неразумный), который
указывает на бесконечное качественное
многообразие реального мира, которое
ставит объективный предел для познавательных
возможностей "количественно-
Именно последовательное проведение рационалистических принципов естественнонаучного познания приводит Паскаля к пониманию того, что логико-математическое строгое размышление всегда исходит из каких-то начальных утверждений (аксиом, исходных принципов, постулатов), которые не имеют, и в принципе не могут иметь строгого (логического, математического) обоснования. Такие исходные положения, по Паскалю, человек принимает не "умом" (он их логически не обосновывает), а "сердцем" (верой). "У сердца есть свои основания, которых разум не знает", - писал Паскаль. Сердце ведает всем в человеке, что выходит за пределы его разума, логики, сознания. В гносеологическом плане "сердце" избавляет разум от "дурной бесконечности" определений и доказательств.
Эта мысль, прозвучавшая в эпоху
господства в духовной культуре рационализма
и абсолютизации
Идея о необходимости ограничить монополию разума в сфере теоретического знания была сформулирована им на основании осознания непригодности естественнонаучных методов для изучения человека. "Когда я начал изучать человека, я увидел, что эти абстрактные науки ему не присущи..." Любопытно заметить, что Паскаль в несколько шутливой форме признавался, что "побаивается " чистых математиков, которые еще, чего доброго, "превратят его в теорему". Все многолетние занятия Паскаля "отвлеченными науками" ни на шаг не продвинули его в понимании "вещей человеческих". Великий ученый говорит об ограниченной значимости науки для человека и ее бесполезности для решения его жизненных проблем. По существу Паскаль обратил внимание на проблему специфики наук о человеке в отличие от естественных и математических наук и на антиномию сциентизма и гуманизма.
3. Философия французского
Французскую философию XVIII в. принято
называть философией Просвещения. Такое
название французская философия XVIII
в. получила в связи с тем, что
ее представители разрушали
В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:
• деистическое
• атеистическо-
• утопическо-социалистическое (коммунистическое).
Деизм (не путать с дуализмом Декарта — взаимосвязанностью и равноправием материализма и идеализма) — направление в философии, сторонники которого: