Философия на службе истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 22:21, контрольная работа

Краткое описание

Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями конца XVIII-начала XIX века. Сами Маркс и Энгельс неоднократно отмечали то серьёзное влияние, которое Л. Фейербах и особенно Гегель оказали на формирование их философских взглядов.

Оглавление

1.Ведение

2.Философия на службе истории.

3.Философский анализ политической экономии.

4.Отчужденный труд.

5.Универсальный человек.

6.Критика "казарменного коммунизма".

Список литературы.

Файлы: 1 файл

фил.карла маркса.docx

— 29.37 Кб (Скачать)

  Отчуждённый  труд.

 Отчуждённый  труд (труд принуждению, подневольный) Маркс рассматривает в четырёх  аспектах. Во-первых, рабочий использует  материалы, которые в конечном счёте взяты у природы, и получают в результате труда нужные для жизни предметы, вещи, продукты труда. Ни исходный материал, ни продукты ему, рабочему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше исходных материалов перерабатывает рабочий и чем больше вещей, продуктов он вырабатывает, тем больше мир предметов, ему не принадлежащих, чуждых ему. Природа делается для рабочего только средством труда, а предметы, вещи, которые создаются в производстве, - средствами жизни, физического существования. Они подчиняют себе рабочего, он полностью от них зависит.

 Во-вторых, сам  процесс трудовой деятельности  для рабочего принудителен. Он  ни имеет выбора: работать ему  или не работать, по сколку  он не может иначе обеспечить  возможность существования. Но  такой труд- это « не удовлетворение потребности в труде, а только средство существования». Далее. Рабочий и в процессе труда остаётся подчинённым - контроль, регулирование, управление принадлежат не ему. Поэтому не в труде, а только вне труда рабочий освобождается, сам распоряжается собой. Он чувствует себя свободным «при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае ещё расположась у себя в жилище, украшая себя и т.д.», то есть осуществляя жизненные функции. А труд – форма жизнедеятельности специфически человеческая, употреблением человека в животной функции, античеловеческим занятием.

 В-третьих,  труд подневольный, как показывает  Маркс, вообще отнимет у рабочего  «родовую жизнь». Род человеческий  живёт в природе. Сам человек  - природное существо, его жизнь  неразрывно связанна с природой. Эта связь - деятельный контакт  с природой, в котором главное  - труд, производство:»…производственная жизнь и есть родовая жизнь. Это есть жизнь, продолжающая жизнь». Но для рабочего, наоборот труд - лишь средство для поддержания собственной индивидуальной жизни, а отнюдь не жизни «рода». Рабочий относится к производству и природе не как свободный человек, а как рабочий, то есть отчуждено, как к чуждому, даже враждебному. Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь, и человеческая сущность.

 В-четвёртых,  подневольный труд порождает  отчуждение между людьми. Рабочие  чуждые друг к другу, поскольку  они конкурируют за возможность  трудиться, чтобы жить; тем более  рабочие чужды тому, кто заставляет  трудиться и отбирает продукт  труда. Этот человек не зависит  от рабочего, властвует над ним  и управляет им.

 Отчуждение  труда - базовое, фундаментальное,  глубинное социальное отношение.  Не только рабочий теряет в  условиях отчуждения свою человеческую  сущность и родовую жизнь- все прочие люди, начиная с капиталистов, также являются отчуждёнными людьми.

 Отношения  между людьми тоже отчуждённые,  и различие лишь в том, каковы  виды, уровни отчуждения. Маркс указывает  на факт существования первичных  и вторичных видов отчуждения. Почему же это происходит? Почему  человек становится отчуждённым?

 Отчуждённый  труд равнозначен существованию  частной собственности. Частная  собственность - основа экономической  жизни, та самая фактическая  основа, которую политэкономы не  обсуждают, считая «естественной  предпосылкой». На частнособственнической экономики держится вся человеческая история, вся жизнь людей. Это значит, что экономическая история- ключ к пониманию человеческой жизни как таковой. « Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство и т. д. суть лишь особые  виды производства и подчиняются его всеобщему закону». Жизнь людей в условиях экономического отчуждения (всех людей, не только рабочих) искажает калечит их, делает «частичными индивидами или неразвитыми, недочеловеческими существами. «Частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем…когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьём, носим на своём теле, живём в нём и т. д., - одним словом, когда мы его потребляем… Поэтому на место всех этих чувств- чувство обладания».

 Негативная  философская оценка  атомарного  индивида» и жизненной реальности  совпадает у Маркса с Фейербахом, но надежд на чисто духовный, моральный переворот Маркс не  питает. Отчуждение должно быть  преодолено в самой своей основе - в труде, в производственной  деятельности. Перспективы развития человек и человечества - в преобразовании основ, в уничтожении отчуждённого труда.

 

 Универсальный  человек.

 Процесс обратный  отчуждению - присвоение человеком  собственной подлинной человеческой  сущности. Маркс связывает этот процесс с общественными преобразованиями, с общечеловеческой эмансипацией, с тем освобождением, которое в своей основе имеет уничтожение отчуждённого труда. « Предположим, что мы производили бы как люди», - начинает Маркс одно из рассуждений о таком общественном устройстве. Что будет, если человек начнёт производить как человек, то есть не подневольно, не ради кучка хлеба, денег, рынка, государства. Это означает, по Марксу, что самое существенное в человеке - его родовая сущность - получит особое развитие. Или, другими словами, труд превратился в средство саморазвития человека, в реализацию человеком своих самых лучших личностных сторон; в такую свободную деятельность, о которой в мире отчуждения отдалёно намекают только детские игры или творческие профессии.

 Характеристика  присвоения человеком собственной  сущности, или превращения труда  из принудительного в человеческий, рассматривается Марксом по тем  же параметрам, что и процесс  отчуждения: а) по присвоению предмета  или освобождению самой деятельности;

 б) по присвоению  человеком труда общей « родовой  сущности»;

 в) по присвоению  или освобождению самой деятельности;

 г) по гармонизации  отношений человека с человеком,  «Я» и «Ты» в самой деятельности.

 Итак, уничтожение  отчуждения, превращение труда в  свободную самареализацию человека означает и полное переворачивание и человека, и его отношения к природе и другим людям. Маркс создаёт грандиозную по гуманистическому пафосу картину человека, живущего в единстве с природой, преобразующего природу по марке каждого вида, то есть в соответствии с её, природы, законами. Гармония с природой внешней осуществляется в деятельности, в которой человек реализует свои цели уже не по законам утилитарной пользы,  эксплуатации природы, а по законам красоты. Внутренняя природа самого человека также преобразуется – вместо искалеченных, отчуждённых, стремящихся только к удовлетворению только животных потребностей людей появляется человек, само природное развитие которого есть гармоничный результат всей истории человеческого общества. Это означает, что в человеке начнут бурно развиваться способности, пока ещё реализующиеся отнюдь не у всех людей:  музыкально развитое ухо, художественно развитый глаз и т. д.

 Универсально  развитый, живущий в единстве  и гармонии с внешней и внутренней  природой человек - таков идеальный  философский образ, рисующийся  Марксу в качестве ядра коммунистического  идеала. Маркс показывает его  законченным натурализмом, или законченным  гуманизмом. Уничтожение частной  собственности Маркс считает средством реализации этого идеала. Однако сама по себе ликвидация частной собственности хотя и неизбежна, но ещё недостача для присвоения людьми человеческой сущности.

 Критика «казарменного  коммунизма».

 Уничтожение  частной собственности, которое  некоторые современники Маркса  мыслили как средство для достижения  общего равенства людей в труде  и наслаждениях, отнюдь не идентично  с ликвидацией отчуждения человека  в существующем обществе. По Марксу, превращая всех в рабочих и  осуществляя равенство всех людей  в труде и получаемой заработной  плате, образе жизни, личностных  проявлениях и т. д., теоретики  уравнительного коммунизма вовсе  не устраняют сам отчуждённый  труд. Вместо особой частной собственности,  персонифицированной в определённых  людях- капиталистах, возникает всеобщая частная собственность, или община как всеобщий  капиталист».

 Распространение  социального равенства в том  виде, каким его понимают теоретики  грубоуравнительного коммунизма (равенство  труда, оплаты, удовольствий, наслаждений)  фактически означает распространение  всеобщей нищеты, резкое понижение  уровня культуры и одновременно  сильнейшую личностную нивелировку  членов общества. «Тайна» уравнительного  коммунизма видится Марксу в  тезисе «общности жён». Дело не  в практической реализуемости,  а в теоретическом смысле этого  тезиса. Превращение человека в  средство (уравнивание женщины с  имуществом и владением) узаконивает  высшую степень унижения человека, существующую в реальности. Фактическое  рабство женщины в настоящем  делается законом жизни будущего  общества. Несравнимо выше стоит  концепция социалиста Ш. Фурье,  согласно корой степень цивилизованности  всякого общества измеряется  степенью освобождения женщины.  Философским обоснованием и объяснением этого положения Фурье Марксу в то время представлялась фейербаховская концепция единства «Я» и «Ты» в отношении индивидуальной любви, в которой Фейербах видел наиболее полное проявление сущности человека.

 Призванная  необходимость уничтожения частной  собственности, Маркс в то же  время видел, что представления  коммунистов утопистов о путях  достижения этой цели могут  привести к весьма социальным представлениям. Но путь «казарменного коммунизма» неизбежен. Отрицание частной собственности может идти на основе всех исторических достижений частнособственнического общества. Это значит, что грубая уравнительность, проповедуемая в коммунистических сочинениях начала XIX века, да и в соответствующих социальных экспериментах,-  только исторический момент, переходное состояние, которое неизбежно перерасти в программу освоения всех культурных богатств, накопленных человечеством, в гуманизацию общественных отношений, открывающую перспективу освобождения труда и саморазвития человека.

Список литературы:

 ·                    Юдин Б. Г.    «Великие философы». 

Москва 1989, 340 страниц.

 ·                    Фролов И. Т. «Введение в  философию».

Москва 1990, 369 страниц.

 ·                    Лекторский В. А. «Философс

Информация о работе Философия на службе истории