Отчуждённый 
труд.
 Отчуждённый 
труд (труд принуждению, подневольный) 
Маркс рассматривает в четырёх 
аспектах. Во-первых, рабочий использует 
материалы, которые в конечном счёте 
взяты у природы, и получают в результате 
труда нужные для жизни предметы, вещи, 
продукты труда. Ни исходный материал, 
ни продукты ему, рабочему не принадлежат 
- они ему чужие. Чем больше исходных материалов 
перерабатывает рабочий и чем больше вещей, 
продуктов он вырабатывает, тем больше 
мир предметов, ему не принадлежащих, чуждых 
ему. Природа делается для рабочего только 
средством труда, а предметы, вещи, которые 
создаются в производстве, - средствами 
жизни, физического существования. Они 
подчиняют себе рабочего, он полностью 
от них зависит.
 Во-вторых, сам 
процесс трудовой деятельности 
для рабочего принудителен. Он 
ни имеет выбора: работать ему 
или не работать, по сколку 
он не может иначе обеспечить 
возможность существования. Но 
такой труд- это « не удовлетворение 
потребности в труде, а только средство 
существования». Далее. Рабочий и в процессе 
труда остаётся подчинённым - контроль, 
регулирование, управление принадлежат 
не ему. Поэтому не в труде, а только вне 
труда рабочий освобождается, сам распоряжается 
собой. Он чувствует себя свободным «при 
еде, питье, в половом акте, в лучшем случае 
ещё расположась у себя в жилище, украшая 
себя и т.д.», то есть осуществляя жизненные 
функции. А труд – форма жизнедеятельности 
специфически человеческая, употреблением 
человека в животной функции, античеловеческим 
занятием.
 В-третьих, 
труд подневольный, как показывает 
Маркс, вообще отнимет у рабочего 
«родовую жизнь». Род человеческий 
живёт в природе. Сам человек 
- природное существо, его жизнь 
неразрывно связанна с природой. 
Эта связь - деятельный контакт 
с природой, в котором главное 
- труд, производство:»…производственная 
жизнь и есть родовая жизнь. Это есть жизнь, 
продолжающая жизнь». Но для рабочего, 
наоборот труд - лишь средство для поддержания 
собственной индивидуальной жизни, а отнюдь 
не жизни «рода». Рабочий относится к производству 
и природе не как свободный человек, а 
как рабочий, то есть отчуждено, как к чуждому, 
даже враждебному. Это и значит, что у рабочего 
отобраны и родовая жизнь, и человеческая 
сущность. 
 В-четвёртых, 
подневольный труд порождает 
отчуждение между людьми. Рабочие 
чуждые друг к другу, поскольку 
они конкурируют за возможность 
трудиться, чтобы жить; тем более 
рабочие чужды тому, кто заставляет 
трудиться и отбирает продукт 
труда. Этот человек не зависит 
от рабочего, властвует над ним 
и управляет им.
 Отчуждение 
труда - базовое, фундаментальное, 
глубинное социальное отношение. 
Не только рабочий теряет в 
условиях отчуждения свою человеческую 
сущность и родовую жизнь- все 
прочие люди, начиная с капиталистов, также 
являются отчуждёнными людьми.
 Отношения 
между людьми тоже отчуждённые, 
и различие лишь в том, каковы 
виды, уровни отчуждения. Маркс указывает 
на факт существования первичных 
и вторичных видов отчуждения. 
Почему же это происходит? Почему 
человек становится отчуждённым?
 Отчуждённый 
труд равнозначен существованию 
частной собственности. Частная 
собственность - основа экономической 
жизни, та самая фактическая 
основа, которую политэкономы не 
обсуждают, считая «естественной 
предпосылкой». На частнособственнической 
экономики держится вся человеческая 
история, вся жизнь людей. Это значит, что 
экономическая история- ключ к пониманию 
человеческой жизни как таковой. « Религия, 
семья, государство, право, мораль, наука, 
искусство и т. д. суть лишь особые  виды 
производства и подчиняются его всеобщему 
закону». Жизнь людей в условиях экономического 
отчуждения (всех людей, не только рабочих) 
искажает калечит их, делает «частичными 
индивидами или неразвитыми, недочеловеческими 
существами. «Частная собственность сделала 
нас столь глупыми и односторонними, что 
какой-нибудь предмет является нашим лишь 
тогда, когда мы им обладаем…когда мы 
им непосредственно владеем, едим его, 
пьём, носим на своём теле, живём  в нём 
и т. д., - одним словом, когда мы его потребляем… 
Поэтому на место всех этих чувств- чувство 
обладания».
 Негативная 
философская оценка  атомарного 
индивида» и жизненной реальности 
совпадает у Маркса с Фейербахом, 
но надежд на чисто духовный, 
моральный переворот Маркс не 
питает. Отчуждение должно быть 
преодолено в самой своей основе 
- в труде, в производственной 
деятельности. Перспективы развития человек 
и человечества - в преобразовании основ, 
в уничтожении отчуждённого труда.
  
 Универсальный 
человек.
 Процесс обратный 
отчуждению - присвоение человеком 
собственной подлинной человеческой 
сущности. Маркс связывает этот процесс 
с общественными преобразованиями, с общечеловеческой 
эмансипацией, с тем освобождением, которое 
в своей основе имеет уничтожение отчуждённого 
труда. « Предположим, что мы производили 
бы как люди», - начинает Маркс одно из 
рассуждений о таком общественном устройстве. 
Что будет, если человек начнёт производить 
как человек, то есть не подневольно, не 
ради кучка хлеба, денег, рынка, государства. 
Это означает, по Марксу, что самое существенное 
в человеке - его родовая сущность - получит 
особое развитие. Или, другими словами, 
труд превратился в средство саморазвития 
человека, в реализацию человеком своих 
самых лучших личностных сторон; в такую 
свободную деятельность, о которой в мире 
отчуждения отдалёно намекают только 
детские игры или творческие профессии.
 Характеристика 
присвоения человеком собственной 
сущности, или превращения труда 
из принудительного в человеческий, 
рассматривается Марксом по тем 
же параметрам, что и процесс 
отчуждения: а) по присвоению предмета 
или освобождению самой деятельности;
 б) по присвоению 
человеком труда общей « родовой 
сущности»;
 в) по присвоению 
или освобождению самой деятельности;
 г) по гармонизации 
отношений человека с человеком, 
«Я» и «Ты» в самой деятельности.
 Итак, уничтожение 
отчуждения, превращение труда в 
свободную самареализацию человека означает 
и полное переворачивание и человека, 
и его отношения к природе и другим людям. 
Маркс создаёт грандиозную по гуманистическому 
пафосу картину человека, живущего в единстве 
с природой, преобразующего природу  по 
марке каждого вида, то есть в соответствии 
с её, природы, законами. Гармония с природой 
внешней осуществляется в деятельности, 
в которой человек реализует свои цели 
уже не по законам утилитарной пользы,  
эксплуатации природы, а по законам красоты. 
Внутренняя природа самого человека также 
преобразуется – вместо искалеченных, 
отчуждённых, стремящихся только к удовлетворению 
только животных потребностей людей появляется 
человек, само природное развитие которого 
есть гармоничный результат всей истории 
человеческого общества. Это означает, 
что в человеке начнут бурно развиваться 
способности, пока ещё реализующиеся отнюдь 
не у всех людей:  музыкально развитое 
ухо, художественно развитый глаз и т. 
д.
 Универсально 
развитый, живущий в единстве 
и гармонии с внешней и внутренней 
природой человек - таков идеальный 
философский образ, рисующийся 
Марксу в качестве ядра коммунистического 
идеала. Маркс показывает его 
законченным натурализмом, или законченным 
гуманизмом. Уничтожение частной 
собственности Маркс считает средством 
реализации этого идеала. Однако сама 
по себе ликвидация частной собственности 
хотя и неизбежна, но ещё недостача для 
присвоения людьми человеческой сущности.
 Критика «казарменного 
коммунизма».
 Уничтожение 
частной собственности, которое 
некоторые современники Маркса 
мыслили как средство для достижения 
общего равенства людей в труде 
и наслаждениях, отнюдь не идентично 
с ликвидацией отчуждения человека 
в существующем обществе. По Марксу, 
превращая всех в рабочих и 
осуществляя равенство всех людей 
в труде и получаемой заработной 
плате, образе жизни, личностных 
проявлениях и т. д., теоретики 
уравнительного коммунизма вовсе 
не устраняют сам отчуждённый 
труд. Вместо особой частной собственности, 
персонифицированной в определённых 
людях- капиталистах, возникает всеобщая 
частная собственность, или община как 
всеобщий  капиталист».
 Распространение 
социального равенства в том 
виде, каким его понимают теоретики 
грубоуравнительного коммунизма (равенство 
труда, оплаты, удовольствий, наслаждений) 
фактически означает распространение 
всеобщей нищеты, резкое понижение 
уровня культуры и одновременно 
сильнейшую личностную нивелировку 
членов общества. «Тайна» уравнительного 
коммунизма видится Марксу в 
тезисе «общности жён». Дело не 
в практической реализуемости, 
а в теоретическом смысле этого 
тезиса. Превращение человека в 
средство (уравнивание женщины с 
имуществом и владением) узаконивает 
высшую степень унижения человека, 
существующую в реальности. Фактическое 
рабство женщины в настоящем 
делается законом жизни будущего 
общества. Несравнимо выше стоит 
концепция социалиста Ш. Фурье, 
согласно корой степень цивилизованности 
всякого общества измеряется 
степенью освобождения женщины. 
Философским обоснованием и объяснением 
этого положения Фурье Марксу в то время 
представлялась фейербаховская концепция 
единства «Я» и «Ты» в отношении индивидуальной 
любви, в которой Фейербах видел наиболее 
полное проявление сущности человека.
 Призванная 
необходимость уничтожения частной 
собственности, Маркс в то же 
время видел, что представления 
коммунистов утопистов о путях 
достижения этой цели могут 
привести к весьма социальным представлениям. 
Но путь «казарменного коммунизма» неизбежен. 
Отрицание частной собственности может 
идти на основе всех исторических достижений 
частнособственнического общества. Это 
значит, что грубая уравнительность, проповедуемая 
в коммунистических сочинениях начала 
XIX века, да и в соответствующих социальных 
экспериментах,-  только исторический 
момент, переходное состояние, которое 
неизбежно перерасти в программу освоения 
всех культурных богатств, накопленных 
человечеством, в гуманизацию общественных 
отношений, открывающую перспективу освобождения 
труда и саморазвития человека.
Список литературы: 
 ·                    
Юдин Б. Г.    «Великие философы». 
Москва 1989, 340 страниц. 
 ·                    
Фролов И. Т. «Введение в 
философию». 
Москва 1990, 369 страниц. 
 ·                    
Лекторский В. А. «Философс