Отчуждённый
труд.
Отчуждённый
труд (труд принуждению, подневольный)
Маркс рассматривает в четырёх
аспектах. Во-первых, рабочий использует
материалы, которые в конечном счёте
взяты у природы, и получают в результате
труда нужные для жизни предметы, вещи,
продукты труда. Ни исходный материал,
ни продукты ему, рабочему не принадлежат
- они ему чужие. Чем больше исходных материалов
перерабатывает рабочий и чем больше вещей,
продуктов он вырабатывает, тем больше
мир предметов, ему не принадлежащих, чуждых
ему. Природа делается для рабочего только
средством труда, а предметы, вещи, которые
создаются в производстве, - средствами
жизни, физического существования. Они
подчиняют себе рабочего, он полностью
от них зависит.
Во-вторых, сам
процесс трудовой деятельности
для рабочего принудителен. Он
ни имеет выбора: работать ему
или не работать, по сколку
он не может иначе обеспечить
возможность существования. Но
такой труд- это « не удовлетворение
потребности в труде, а только средство
существования». Далее. Рабочий и в процессе
труда остаётся подчинённым - контроль,
регулирование, управление принадлежат
не ему. Поэтому не в труде, а только вне
труда рабочий освобождается, сам распоряжается
собой. Он чувствует себя свободным «при
еде, питье, в половом акте, в лучшем случае
ещё расположась у себя в жилище, украшая
себя и т.д.», то есть осуществляя жизненные
функции. А труд – форма жизнедеятельности
специфически человеческая, употреблением
человека в животной функции, античеловеческим
занятием.
В-третьих,
труд подневольный, как показывает
Маркс, вообще отнимет у рабочего
«родовую жизнь». Род человеческий
живёт в природе. Сам человек
- природное существо, его жизнь
неразрывно связанна с природой.
Эта связь - деятельный контакт
с природой, в котором главное
- труд, производство:»…производственная
жизнь и есть родовая жизнь. Это есть жизнь,
продолжающая жизнь». Но для рабочего,
наоборот труд - лишь средство для поддержания
собственной индивидуальной жизни, а отнюдь
не жизни «рода». Рабочий относится к производству
и природе не как свободный человек, а
как рабочий, то есть отчуждено, как к чуждому,
даже враждебному. Это и значит, что у рабочего
отобраны и родовая жизнь, и человеческая
сущность.
В-четвёртых,
подневольный труд порождает
отчуждение между людьми. Рабочие
чуждые друг к другу, поскольку
они конкурируют за возможность
трудиться, чтобы жить; тем более
рабочие чужды тому, кто заставляет
трудиться и отбирает продукт
труда. Этот человек не зависит
от рабочего, властвует над ним
и управляет им.
Отчуждение
труда - базовое, фундаментальное,
глубинное социальное отношение.
Не только рабочий теряет в
условиях отчуждения свою человеческую
сущность и родовую жизнь- все
прочие люди, начиная с капиталистов, также
являются отчуждёнными людьми.
Отношения
между людьми тоже отчуждённые,
и различие лишь в том, каковы
виды, уровни отчуждения. Маркс указывает
на факт существования первичных
и вторичных видов отчуждения.
Почему же это происходит? Почему
человек становится отчуждённым?
Отчуждённый
труд равнозначен существованию
частной собственности. Частная
собственность - основа экономической
жизни, та самая фактическая
основа, которую политэкономы не
обсуждают, считая «естественной
предпосылкой». На частнособственнической
экономики держится вся человеческая
история, вся жизнь людей. Это значит, что
экономическая история- ключ к пониманию
человеческой жизни как таковой. « Религия,
семья, государство, право, мораль, наука,
искусство и т. д. суть лишь особые виды
производства и подчиняются его всеобщему
закону». Жизнь людей в условиях экономического
отчуждения (всех людей, не только рабочих)
искажает калечит их, делает «частичными
индивидами или неразвитыми, недочеловеческими
существами. «Частная собственность сделала
нас столь глупыми и односторонними, что
какой-нибудь предмет является нашим лишь
тогда, когда мы им обладаем…когда мы
им непосредственно владеем, едим его,
пьём, носим на своём теле, живём в нём
и т. д., - одним словом, когда мы его потребляем…
Поэтому на место всех этих чувств- чувство
обладания».
Негативная
философская оценка атомарного
индивида» и жизненной реальности
совпадает у Маркса с Фейербахом,
но надежд на чисто духовный,
моральный переворот Маркс не
питает. Отчуждение должно быть
преодолено в самой своей основе
- в труде, в производственной
деятельности. Перспективы развития человек
и человечества - в преобразовании основ,
в уничтожении отчуждённого труда.
Универсальный
человек.
Процесс обратный
отчуждению - присвоение человеком
собственной подлинной человеческой
сущности. Маркс связывает этот процесс
с общественными преобразованиями, с общечеловеческой
эмансипацией, с тем освобождением, которое
в своей основе имеет уничтожение отчуждённого
труда. « Предположим, что мы производили
бы как люди», - начинает Маркс одно из
рассуждений о таком общественном устройстве.
Что будет, если человек начнёт производить
как человек, то есть не подневольно, не
ради кучка хлеба, денег, рынка, государства.
Это означает, по Марксу, что самое существенное
в человеке - его родовая сущность - получит
особое развитие. Или, другими словами,
труд превратился в средство саморазвития
человека, в реализацию человеком своих
самых лучших личностных сторон; в такую
свободную деятельность, о которой в мире
отчуждения отдалёно намекают только
детские игры или творческие профессии.
Характеристика
присвоения человеком собственной
сущности, или превращения труда
из принудительного в человеческий,
рассматривается Марксом по тем
же параметрам, что и процесс
отчуждения: а) по присвоению предмета
или освобождению самой деятельности;
б) по присвоению
человеком труда общей « родовой
сущности»;
в) по присвоению
или освобождению самой деятельности;
г) по гармонизации
отношений человека с человеком,
«Я» и «Ты» в самой деятельности.
Итак, уничтожение
отчуждения, превращение труда в
свободную самареализацию человека означает
и полное переворачивание и человека,
и его отношения к природе и другим людям.
Маркс создаёт грандиозную по гуманистическому
пафосу картину человека, живущего в единстве
с природой, преобразующего природу по
марке каждого вида, то есть в соответствии
с её, природы, законами. Гармония с природой
внешней осуществляется в деятельности,
в которой человек реализует свои цели
уже не по законам утилитарной пользы,
эксплуатации природы, а по законам красоты.
Внутренняя природа самого человека также
преобразуется – вместо искалеченных,
отчуждённых, стремящихся только к удовлетворению
только животных потребностей людей появляется
человек, само природное развитие которого
есть гармоничный результат всей истории
человеческого общества. Это означает,
что в человеке начнут бурно развиваться
способности, пока ещё реализующиеся отнюдь
не у всех людей: музыкально развитое
ухо, художественно развитый глаз и т.
д.
Универсально
развитый, живущий в единстве
и гармонии с внешней и внутренней
природой человек - таков идеальный
философский образ, рисующийся
Марксу в качестве ядра коммунистического
идеала. Маркс показывает его
законченным натурализмом, или законченным
гуманизмом. Уничтожение частной
собственности Маркс считает средством
реализации этого идеала. Однако сама
по себе ликвидация частной собственности
хотя и неизбежна, но ещё недостача для
присвоения людьми человеческой сущности.
Критика «казарменного
коммунизма».
Уничтожение
частной собственности, которое
некоторые современники Маркса
мыслили как средство для достижения
общего равенства людей в труде
и наслаждениях, отнюдь не идентично
с ликвидацией отчуждения человека
в существующем обществе. По Марксу,
превращая всех в рабочих и
осуществляя равенство всех людей
в труде и получаемой заработной
плате, образе жизни, личностных
проявлениях и т. д., теоретики
уравнительного коммунизма вовсе
не устраняют сам отчуждённый
труд. Вместо особой частной собственности,
персонифицированной в определённых
людях- капиталистах, возникает всеобщая
частная собственность, или община как
всеобщий капиталист».
Распространение
социального равенства в том
виде, каким его понимают теоретики
грубоуравнительного коммунизма (равенство
труда, оплаты, удовольствий, наслаждений)
фактически означает распространение
всеобщей нищеты, резкое понижение
уровня культуры и одновременно
сильнейшую личностную нивелировку
членов общества. «Тайна» уравнительного
коммунизма видится Марксу в
тезисе «общности жён». Дело не
в практической реализуемости,
а в теоретическом смысле этого
тезиса. Превращение человека в
средство (уравнивание женщины с
имуществом и владением) узаконивает
высшую степень унижения человека,
существующую в реальности. Фактическое
рабство женщины в настоящем
делается законом жизни будущего
общества. Несравнимо выше стоит
концепция социалиста Ш. Фурье,
согласно корой степень цивилизованности
всякого общества измеряется
степенью освобождения женщины.
Философским обоснованием и объяснением
этого положения Фурье Марксу в то время
представлялась фейербаховская концепция
единства «Я» и «Ты» в отношении индивидуальной
любви, в которой Фейербах видел наиболее
полное проявление сущности человека.
Призванная
необходимость уничтожения частной
собственности, Маркс в то же
время видел, что представления
коммунистов утопистов о путях
достижения этой цели могут
привести к весьма социальным представлениям.
Но путь «казарменного коммунизма» неизбежен.
Отрицание частной собственности может
идти на основе всех исторических достижений
частнособственнического общества. Это
значит, что грубая уравнительность, проповедуемая
в коммунистических сочинениях начала
XIX века, да и в соответствующих социальных
экспериментах,- только исторический
момент, переходное состояние, которое
неизбежно перерасти в программу освоения
всех культурных богатств, накопленных
человечеством, в гуманизацию общественных
отношений, открывающую перспективу освобождения
труда и саморазвития человека.
Список литературы:
·
Юдин Б. Г. «Великие философы».
Москва 1989, 340 страниц.
·
Фролов И. Т. «Введение в
философию».
Москва 1990, 369 страниц.
·
Лекторский В. А. «Философс