Философия Лейбница. Учение о монадах

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 11:34, лекция

Краткое описание

Готфрид Лейбниц (1646 — 1716) — немецкий ученый-математик, юрист, философ — считается последним видным представителем философии нового времени и предшественником немецкой клас¬сической философии.Лейбниц принадлежал к философскому направлению рациона¬лизма. В сфере его исследования основными являлись проблемы:• субстанции• познания.

Файлы: 1 файл

Философия Лейбница.docx

— 16.53 Кб (Скачать)

Философия Лейбница. Учение о монадах

 

1. Готфрид Лейбниц (1646 — 1716) — немецкий ученый-математик, юрист, философ — считается последним видным представителем философии нового времени и предшественником немецкой классической философии. Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы:• субстанции • познания.

2. Изучив теории Декарта  и Спинозы о субстанции, Лейбниц  пришел к выводу об их несовершенстве. Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, — на высшую — Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой — всех сотворенных — на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, так как разделил все модусы (единичные вещи — проявления субстанции) на два класса — протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции. В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие:

• весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих  не дуалистическую (двойственную, как  у Декарта и Спинозы), а единую природу;

• данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого — "единое", "единица");

• монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием;

• монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;

• по своей сути монада —  это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;

• в силу непрерывности  своего существования монада осознает себя;

• монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не имеют окон, через  которые что-либо могло бы войти  туда и оттуда выйти"). Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

• "голые монады" —  лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

• монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

• монады человека (души) —  обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;

• высшая монада — Бог. Чем  выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.

3. Другой сферой философских  интересов Лейбница наряду с  проблемами бытия и учением  о субстанциях (монадах) была  гносеология (философия познания).

Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм следующим образом:

• все знания разделил на два вида — "истины разума" и "истины факта";

• "истины разума" выводятся  из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;

• "истины факта" — знания, полученные эмпирическим (опытным) путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер;

• несмотря на то, что опытное (эмпирическое, "истины факта") знание вероятностное, а не достоверное (подобно "истинам разума"), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания. Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний — либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них — рациональное (полученное на основе разума) — будет носить достоверный характер, а другое — эмпирическое (основанное на опыте) — лишь вероятностный.


Информация о работе Философия Лейбница. Учение о монадах