Философия: картина мира и ее специфика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:36, реферат

Краткое описание

Определение места человека во вселенной связано с построением картины мира как упорядоченной целостности, объединяющей разнообразные знания, на основе системообразующего начала (принципа или идеи), задающего мировоззренческую установку и ценностные поведенческие ориентиры. Тем самым картина мира всегда мировоззренчески окрашена.
Картина мира отводит человеку определенное место во вселенной и помогает ориентироваться в бытии. Она формирует образ вселенной и человека как соизмеримых и взаимозависимых целостностей.

Оглавление

1. Соотношение понятий: « Философия » и « Философская
картина мира »
2. Специфика картины мира в ее рационально - логическом
восприятии
3. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Картина мира и ее специфика.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

Рязанская государственная  сельскохозяйственная академия

имени профессора П.А. Костычева.

 

 

 

Инженерно-экономический институт

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

По дисциплине: « Философия »

На тему: « Философия: картина мира и ее специфика »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Выполнил

                студент заочного отделения

                второго курса по специальности:

«Электрификация и автоматизация

сельского хозяйства  »

                   

             

 

               

         Проверил  преподаватель:

 

Зотова И.А.

 

 

 

 

2007 год

Содержание:

 

 

 

1.    Соотношение понятий: « Философия » и « Философская

       картина  мира »      

2.    Специфика картины мира в ее рационально - логическом

       восприятии                      

3.    Список используемой литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Соотношение  понятий: « Философия »

и « Философская картина мира »

 

Определение места человека во вселенной связано с построением картины мира как упорядоченной целостности, объединяющей разнообразные знания, на основе системообразующего начала (принципа или идеи), задающего мировоззренческую установку и ценностные поведенческие ориентиры. Тем самым картина мира всегда мировоззренчески окрашена.

Картина мира отводит  человеку определенное место во вселенной  и помогает ориентироваться в  бытии. Она формирует образ вселенной и человека как соизмеримых и взаимозависимых целостностей.

Рассмотрим мифологическую, религиозную, научную и философскую формы миропонимания. Каждая из них дает свою версию “ каков мир на самом деле ”, отчасти они взаимодополняют, но и противоречат друг другу.

Мифологическое постижение мира, как  целостности имеет созерцательное основание и предстает в виде конкретно-чувственного образа, в котором  воспринимаемое и воображаемое человеком  слиты воедино, а сам образ  мира включает человека во все стороны космического целого.

Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии  и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное - предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира - образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

Научное миропонимание упорядочивает  определенную сферу явлений мира как целостность по правилам определенной науки с использованием её особого  языка. Но такие локальные картины дают мозаичную панораму, и чаще всего физическую картину мира принимают за наглядный образ мира в целом.

Философская картина мира осмысливает  мироздание в плане взаимоотношений  человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

Философия отдает отчет в том, что  мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не "вширь", а "вглубь", не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности.

Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную  совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека.

Системообразующим принципом философской  картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется  убеждение человека в существовании  окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

Отдельные вещи, процессы, явления  возникают и исчезают, а мир  в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов  и процессов, кроме одной их черты - их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.

Признанием бытия, как сущего, неизменного  и единого делает мир серьезным  и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь  от темы бытия, или отрицая ее, философия  порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все "суета сует". Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.

Таким образом, категория бытия обозначает реально существующий мир, лежащий в основе всех вещей и явлений и гарантирующий их существование.

И один из первых вопросов, возникающих  на пути философского осмысления мира является вопрос о многообразии способов и форм бытия.

Основные формы бытия:

1. Бытиё вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на природное бытие во всем его многообразии, и материальное бытие, созданное человеком;

2. Материальное бытиё человека, в котором можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально- исторического существа;

3. Духовное бытиё, которое включает в себя: индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность;

4. Бытиё общества или иначе, социальное бытиё;

5. Природное бытие - есть бытие вещей, независимых от человека и его сознания. Характерной особенностью этой формы бытия является её объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия;

6. Материальное бытие, произведенное человеком, или "вторая природа" - это, не что иное, как предметно- вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас в повседневной жизни. Это бытие, возникнув по воле человека однажды, затем живет независимой от него жизнью. К элементам "второй природы" относится и бытие техники, в том числе и военной. Особенность бытия техники в том, что она выступает как совокупность содеянным человеком вещей. Рассматриваемые в качестве химических, физических, биологических они не отличаются от природных явлений, но как искусственные объекты, они являются результатом опредмечивания человеческой деятельности. Следовательно, техника бытийствует в качестве природного и социального объекта. Человек и техника находятся в противоречивом единстве. Используя технику человек, изменяется физически и духовно, сила его интеллекта реализуется через технологию, через целенаправленное использование техники. Однако есть и отрицательные последствия, они ослабляют человека. Конечно, человек никогда не откажется от своих технических завоеваний, поэтому необходимость оптимального сочетания бытия человека остается необходимым условием его выживания.

Во взаимоотношении  между 1 и 2 природой определяющая роль принадлежит первой, как основы создания второй. Вместе с тем вторая природа  обладает способностью разрушения "первого" бытия, что делает ( при известных обстоятельствах ) физическое существование человека невозможным.

В рамках природного бытия необходимо выделить человеческое бытие. В нем  пересекаются: 1) Бытие человека в мире вещей как мыслящей вещи, 2) Бытие человека как индивида, особи, принадлежащей роду HOMO SAPIENS, 3) Бытие человека как социального существа в рамках бытия общества.

Человек, как целостность, есть единство физического, природного и духовного. Диалектическое сочетание этих характеристик  определяют его существование.

Духовный мир человека характеризуется двояким существованием. Его можно подразделить на субъективный и объективный дух, реализуемый через бытие индивидуального духовного и бытие общественного сознания. Индивидуальное духовное реализуется через бытие сознания индивида ( идеи, убеждения, ценности, установки, мотивы, мысли, впечатления, чувства, переживания ), его бессознательное ( желания, сны, побуждения, патологии) и неосознанное ( интуиции, наития, откровения).

Бытие общества понимается как реальный процесс жизнедеятельности людей, центральным моментом которого выступает практика.

В различных философских  воззрениях различаются формы бытия  и их взаимоотношения. Материализм  считает основой природное бытие, субъективный идеализм - субъективное бытие, объективный идеализм за основу берет объективный дух.

Разнообразие форм бытия  предполагает постановку вопроса: что  же объединяет эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечно многообразного мира.

Идея такого единства приводит к представлению об общей  основе всего существующего, обозначаемой категорией субстанция. Эта категория фиксирует внутреннее единство всех вещей, явлений, процессов, первооснову, не от чего независящую, причину всего и вся, единство сущности и существования.

Философские учения, объединяющие единство мира, исходя из одной субстанции относятся к монизму. Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, исходящая из идеи существования двух субстанций. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность (природа или дух, материя или сознание), различают материалистический и идеалистический монизм, а философов относят к материалистам или идеалистам. Оба течения имеют в равной степени фундаментальное философское обоснование. Поэтому современная мысль, осмысливая по-новому идею субстанции, приходит к принципу целостности всего материально-духовного процесса. В нем потенции субстанции актуализируются в процессе развития мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Специфика картины мира в ее

рационально –  логическом восприятии

 

Согласно наивному, догматическому взгляду на вещи, который в современной философии называют естественной установкой, самой главной частью бытия является окружающий нас материальный мир, он и обладает основными признаками бытия – ни от чего не зависит, является причиной самого себя. Что может быть более значимым, чем Вселенная, в которой мы находимся, в которой одного незначительного сдвига, катаклизма достаточно, чтобы нас уничтожить?

Но все, что мы знаем  о мире – это всегда знание о  небольшой его части, отрезке. Даже если взять материальную Вселенную в целом, она кажется несамодостаточной, непонятны причины ее устойчивости, ее непрерывного изменения. Как при виде летящей стрелы возникает мысль о пославшей ее руке, так и при взгляде на Вселенную возникают мысли о более могучих, чем материальный мир, силах, сотворивших и поддерживающих его существование.

Более того, пробуя описать основные константы и параметры этой стороны бытия, мы сталкиваемся с парадоксальным фактором: все, что мы знаем о мире, мы знаем через свое сознание, никакого мира, так или иначе не « обработанного » сознанием, у нас нет – все окружающее классифицировано, оценено, типизировано, поделено на классы, виды, предметы. Сознание – как стекло, мы видим только сквозь него, а его самого не видим, и нам кажется, что мы видим мир таким, каков он « на самом деле ». Но на самом деле мы видим все через призму сознания и знания. Например, даже звездное над нами мы видим через астрономию, все достижения и открытия астрономии уложены в звездное небо и, глядя на него, мы знаем, что все звезды делятся на несколько классов, что Млечный путь – это наша Галактика, видимая с ребра, что до ближайшей звезды десятки световых лет, что многие звезды давно уже погасли, а свет от них все еще идет до нас, что Вселенная расширяется и т.д. Мы, будучи продуктами образования, культуры, носителями языка, не можем посмотреть на мир глазами наивного Пятницы, между нами и миром всегда стоит наше образование и наша культура. Но и наивный Пятница также видит мир через свою культуру. Мир, окружавший первобытного человека (как и мир современного ребенка), был населен богами, одушевленными предметами и т.п., которые, стоит только отвернуться, разговаривают друг с другом, предпринимают что-то – короче говоря, каждая культура создает свой мир.

Современные физики, математики претендуют на то, что созданная ими картина мира открывает для нас истинный мир, но эти претензии так же наивны, как претензии Пятницы, если бы он их высказывал. Сегодняшняя картина мира не есть некая истина в последней инстанции, открывающая для нас мир таким, какой он есть « на самом деле ». Она вырастает из современной культуры, из современных и традиционных установок сознания. Сменяется культура, появляются новые представления о человеке, о границах и способностях его разума – сменяется и картина мира.

Например, в Средние  века левитация и гравитация были равнозначными терминами и имели  религиозный смысл: все легкое, воздушное, имеющее духовную природу, стремится  вверх, а все тяжелое, грязное, «  падшее » - вниз. Постепенно религиозный  смысл выветрился, и гравитация стала физическим термином, но осталась столь же таинственным и необъяснимым феноменом, каким была в Средние века. Согласно античным ученым, легкие тела взлетают вверх, а по Галилею, все тела падают вниз с одинаковым ускорением. Однако говорить в связи с этим о прогрессе науки, о том, что наука становится более точной и более строгой, не имеет смысла. Греческая наука не могла быть строгой и точной и не нуждалась в этом. Галилеевскую физику не следует оценивать как прогресс по отношению к физике аристотелевской точно так же, как нельзя назвать Шекспира более прогрессивным поэтом, чем Архилох. Другая культура создает другой тип знания, другой способ оформления эмпирического материала. Между ними зачастую нет прямой преемственной связи. В некоторых существенных аспектах, полагал представитель современной аналитической философии Кун, общая теория относительности Эйнштейна ближе к учению Аристотеля, чем к теории Ньютона.

« Всякая наука, и философия, стремящаяся игнорировать факт преломления свидетельств наших чувств, наших познавательных усилий через наше сознание и знание, через культуру, является догматической и наивной. Мы никогда не имеем дело с самим миром, но только с картиной мира ».

Философия всегда стремится  преодолеть естественную установку, пытается показать истоки той или иной картины мира в культуре, в сознании, найти механизмы, какими порождается любая, исторически ограниченная картина мира. Поэтому в дальнейшем мы будем придерживаться двух планов изложения: естественного (догматического) – там, где надо обрисовывать совокупность имеющихся достижений в той или иной области знаний, совокупность результатов в сфере науки, морали, психологии, искусства и т.д.; и критического (метафизического), отражающего попытку усомниться во всех этих достижениях, стремящегося за всеми картинами и моделями мира, человека, общества увидеть более глубокие основания, не сводимые к человеческим знаниям, к культуре, к психологии. Метафизика – это учение о сверхчувственном опыте, она занимается поисками таких оснований, которые в повседневном опыте не могут быть даны и которые делают возможным сам опыт. Метафизика – это и есть философия, она всегда пытается заглянуть за рамки сегодняшней картины мира, понять то, что средствами науки сегодня понять нельзя, разгадать тайну того, что всегда останется тайной и что разгадать нельзя. Человек – не только биологическое или социальное существо, но прежде всего метафизическое. Если бы у него не было метафизических потребностей, он не смог бы ни развиваться, ни выживать.

Информация о работе Философия: картина мира и ее специфика