Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 05:40, контрольная работа
Вместе с тем различным философским концепциям присуще нечто общее. Можно выделить следующие моменты, свойственные философскому знанию вообще.
1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. Этим занимается онтология (от греч. ontos - бытие, сущее, logos - учение).
2. Анализ наиболее общих вопросов познания, который осуществляет гносеология, теория познания (от греч. gnosis - знание, logos- учение).
3.Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека, производимое философской антропологией.
4. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества, осуществляемое социальной философией.
5. Учение о ценностях, признанных обществом, - аксиология.
Введение
Одновременно с
религией возникает философия как
новый, высший тип мировоззрения. Главное
сходство религии и философии
состоит в том, что они ставят
на предельно абстрактном уровне
метафизические вопросы бытия мира
и человека; различие их состоит
в том, что религия при решении
этих вопросов опирается на веру, а
философия - на теоретическое мышление.
Философия возникает
в VII - V вв. до н.э. этого процесса - развитая
мифология и формирующиеся
Философия, как было
сказано выше, имеет свою специфику.
Одна из ее особенностей состоит в
плюралистичности философского знания.
С древности философы видели в ней и способы
достижения истины (Пифагор, Гераклит),
и научение мудрости (софисты), и освобождение
человека от страха перед будущим и страданий,
достижение душевного здоровья (Эпикур).
Особенно яркой эта плюралистичность
стала в современной философии, начиная
со второй половины ХIХ века. Философия
оказывается несводимой к какой-либо одной,
пусть даже очень авторитетной, философской
традиции. Чем философия отличается от
других типов мировоззрения, рассмотренных
выше? Если основой мифологии является
образ, основой религии - вера, то основой
философии является мышление, но мышление
особого рода. Оно не тождественно научному,
хотя имеет с ним точки соприкосновения
и общие черты. Обычно подчеркивается
рационализированный и систематизированный
характер философского мышления, стремление
к логической доказательности и аргументированности.
Но этимология слова «философия» показывает,
что ценностное содержание неотделимо
от нее. В переводе с греческого философия
- это «любовь к мудрости», а мудрость -
это знание, и житейский опыт, и умение
предвидеть последствия поступков, и,
конечно, моральная ответственность.
Существенной чертой
философии, отличающей ее от науки, является
плюрализм. В история научного сообщества
бывают периоды, когда конкурируют разные
гипотезы, но все же постепенно оно приходит
к однозначным выводам, общепринятым решениям,
доказанным экспериментально. Поэтому
наука не подвергает сомнению таблицу
умножения, не изобретает велосипедов,
она накапливает, аккумулирует свои достижения
и, продвигаясь вперед, расширяет свой
горизонты. Философия же вращается в кругу
одних и тех же, часто «проклятых» вопросов.
Она больше спрашивает, чем отвечает. А
если отвечает, то ответы бывают разные,
чаще всего прямо противоположные, логически
не совместимые друг с другом. История
философии - это история нескончаемых
дискуссий. Парменид, один из первых греческих
философов, заявлял, что мир -- это лед;
его современник Гераклит утверждал, что
мир -это огонь. Аристотель, ученик Платона,
опровергал основополагающие идеи своего
учителя, повторяя, что истина ему дороже
дружбы. И сейчас, когда на авансцену общественной
жизни выдвигаются религия, державность
и нация, именно философия предостерегает
об опасности превращения этих ценностей
в идолов, требующих человеческой крови.
И критикует религию за догматизм, национальную
идею - за возможность превращения законной
национальной гордости в оголтелый национализм,
а идею державы - в тоталитарный беспредел.
Вместе с тем
различным философским
1. Исследование наиболее
общих вопросов бытия. Этим
занимается онтология (от греч.
ontos - бытие, сущее, logos - учение).
2. Анализ наиболее
общих вопросов познания, который
осуществляет гносеология,
3.Исследование наиболее
общих и существенных вопросов
человека, производимое философской
антропологией.
4. Изучение наиболее
общих вопросов
5. Учение о ценностях,
признанных обществом, - аксиология.
1. Философия и
наука: проблема единства и
различия
1.1 Философия - это
наука
Историко-философский
экскурс свидетельствует о том,
что начиная с древнего мира и
до наших дней, сложилась довольно
устойчивая традиция согласно которой
философия - это "наука о всеобщем",
"наука всеобщая", "всеобщая теория
бытия", "основ всего существующего".
Так, Аристотель в "метафизике" писал:
"Наука философов исследует сущее как
таковое вообще, а не какую-то часть его".
Сходные представления
о философии сохраняются и
в Новое время и позже. В
частности, Гегель полагал, что в
отличие от других наук "философия
хочет познать неизменное вечное,
"сущее" само по себе", её цель -
истина".
Известно, что в
нашей литературе целые десятилетия
господствовала точка зрения, считавшаяся
"официальной" и "единственно
верной", согласно которой, философия
объявлялась наукой о наиболее общих
(всеобщих) законах развития природы,
общества, познания и мышления. Правда,
так характеризовался в основном диалектический
материализм. Нетрудно убедиться в том,
что такая точка зрения близка традиционной,
мало чем отличается от нее. Однако здесь
с помощью категории "закон" усиливается
"научный" статус философии. Порой
подобная точка зрения, но в ослабленной
и модифицированной форме, встречается
и в современной литературе. Например,
в одном новом учебнике читаем: "Философию
можно определить как учение об общих
принципах бытия, познания и отношений
человека к миру". В другом: "Философия
является учением о мире в целом об общих
принципах и закономерностях его бытия
и познания".
В приведенном выше
понимании философии, на взгляд автора,
верно указано на то, что она
имеет дело со всеобщим, инвариантным,
фундаментальным в бытии. Но все же такое
понимание философии является односторонним
и недостаточным. Здесь, например, просто
постулируется научный статус и характер
философского знания, философия практически
сводится к диалектике (учению о всеобщих
связях и развитии), явно выпадает из предмета
её познания и понимания человек и его
отношение к миру, аксиологическая и смысложизненная
проблематика. Кроме того, если философия
является наукой о всеобщих законах бытия
и познания, то от нее следует «отлучить»
всех тех мыслителей, которые разделяют
религиозные, идеалистические и метафизические
(недиалектические), мистические и иррационалистические
взгляды, а важная проблема «философия
и наука» просто становится абсурдной.
Словом. Традиционная, сценическая трактовка
философии является неправомерной, ею
невозможно охватить различные философские
течения направления и школы.
В 60-70-e годы у нас
стали появляться работы, авторы которых
в качестве предмета философии называют
отношение человека к миру, мышления
к бытию, всеобщее в системе "мир
- человек". Так. П.В.Алексеев и А.В.Панин
в своем учебном пособии писали
"Предметом философии является
всеобщее в системе "мир - человек".
Философия -это наука о мире в целом и об
отношении человека к этому миру".
Философия - это наука.
Конкретная наука, как определенный
вид эмпирического и
Понятия, категории,
принципы, законы и теории философии
так же, как и других наук, развиваются,
подвергаются критике, отвергаются, уточняются
и т.п. Словом, философия есть свободная
и универсальная область человеческого
знания. Она есть постоянный поиск нового.
Говорят, что философия в отличие от других
наук не имеет эмпирического уровня познания.
С этим нельзя согласиться: любой истинно
философски мыслящий человек опирается
не только эмпирический материал других
наук, но всю свою сознательную жизнь зорко
наблюдает, следит за потоком живой истории,
присматривается к поведению людей, к
кипению страстей социальной жизни, а
через искусство сталкивается с отражением
жизни в конкретно-уникальных, хотя и типизированных
образах. Так что философ пользуется и
прямым наблюдением.
1.2 Философия - это
не наука
На страницах журнала
"Философские науки" в 1989-1990 годы
шла оживленная дискуссия относительно
соотношения философии и науки.
Одни авторы полагали, что философия
является наукой, другие - доказывали,
что таковой она не является, ибо
не отвечает многим критериям научности,
требованиям, предъявляемым к научному
знанию, третьи характеризовали философию
и как особую форму общественного
сознания, и как науку.
Заметим, что не так
просто провести демаркационную линию
между философией и наукой. И все
же к критериям научного знания обычно
относят такие, как истинность, аргументированность,
доказательность, верифицируемость, практическая,
опытная экспериментальная и фактологическая
проверяемость, системность, интерсубъективность,
общезначимость и общепринятость, фиксация
сущности, законов исследуемых предметов
явлений и процессов. Порой к ним добавляют
ещё фальсификационный (К. Поппер) и парадигмальный
(Г Кун) критерии.
Очевидно, что многие
из этих признаков научности либо
мало применимы, либо совсем не применимы
для характеристики философского знания.
Оно, допустим непроверяемо экспериментально,
плюралистично и диалогично по своей природе,
а потому не может быть общеобязательным
и общепринятым, что имеет место в физическом,
химическом, математическом знании и пр.
Другими словами, получается, что философия
не является наукой.
Весьма примечательно,
что вопрос о научности и ненаучности
философии начал обсуждаться и в учебной
литературе. В частности, в одном учебном
пособии отмечается, что ряд философов
отрицают её принадлежность к миру науки,
выдвигая следующие аргументы: философские
воззрения не нуждаются в подтверждении
фактами наблюдениями, экспериментами,
эмпирически неподтверждены; в философии
никогда не было положений, признаваемых
всеми философами, для неё характерен
плюрализм взглядов и каждый самостоятельный
мыслитель создаёт свою собственную систему;
ненаучность методов, проблем и языка
философии. В пользу научности философии
называются такие её черты, как рационально-понятийная
форма познания, логическая доказательность,
аксиоматические построения и др. Отвергаются
утверждения об эмпирической недоказательности
и непроверяемости философских воззрений,
одни из которых опровергаются ходом мировой
истории или открытиями естественных
наук, другие развиваются и обогащаются.
В мировой и отечественной
литературе широко представлена позиция,
которая категорически не считает
философию наукой, а относит её
к феномену культуры, определяет её
как особую форму общественного
сознания, как своеобразный тип мировоззрения,
духовно-практическую форму освоения
мира. Эту позицию, к примеру, разделяли
В Виндельбанд, НА Бердяев. Б Рассел. М
Хайдеггер, К Поппер.
Философия, - писал
Н.А.Бердяев - возможна лишь в том
смысле, если есть особый, отличный от
научного путь философского познания.
"Научная" философия есть отрицание
философии, отрицание её первородства.
Философия не есть наука, не есть даже
наука о сущностях, а есть творческое
осознание духом смысла человеческого
существования".
Философия как и религия,
отвечает на самые общие мировоззренческие
и смысложизненные вопросы. Однако делает
она это в отличие от неё рациональным
способом, опираясь на разум, а не на веру,
авторитет и догмы. Философские системы
даже религиозные иррационалистические
опираются на интеллект и логику, являются
результатом размышлений и аналитической
деятельности, философские идеи и положения
так или иначе доказываются, обосновываются
рациональным способом. Словом, в этом
плане философия похожа на науку. Однако
важно подчеркнуть, что в центре философии
стоит человек, мир как таковой её интересует
гораздо меньше. Философия рассматривает
мир как "обитель" человека. "Главный
признак, отличающий философское познание
от научного, нужно видеть в том, что философия
познает бытие из человека и через человека,
в человеке видит разгадку смысла, наука
же познает бытие как бы вне человека,
отрешенно от человека". Следовательно,
философия познает мир через "призму"
человеческих потребностей, интересов
предпочтений целей, ценностей и идеалов.
Познавая и понимая
мир, она пытается дать ответы на вопросы:
"Почему?" и "Для чего?", то
есть вскрыть смыслы и значения всего
существующего и происходящего.
При этом философия использует не
только рациональные, научные средства
и методы, но и ненаучные, художественные
образы мифологию метафорический язык
и пр. В этом плане философия
сходна с искусством. Философ, как и
художник, в значительной мере не только
"отражает" мир, но и "творит"
"конструирует" его. Придает ему какие-либо
новые свойства, смыслы предлагает людям
своё видение действительности, ориентирует
общественное сознание на грядущие изменения.
Философия - это прежде
всего мировоззрение, выясняющее место
человека в мире, его природу, смысл жизни,
возможности и перспективы развития. С
помощью философского познания достигается
самосознание человеческого рода, осмысливается
отношение людей к миру, характер и типы
мировоззрения, мировосприятия и миропонимания.
Заключение
Итак, философия и
наука довольно сильно взаимосвязаны,
у них есть много общего, но есть
и существенные различия. Поэтому
философию нельзя однозначно причислять
к науке и наоборот нельзя отрицать
ее научность. Философия - отдельная
форма познания, имеющая научные
основы, проявляющая себя в те моменты
и в тех областях научного знания,
когда теоретический потенциал
в этих областях либо мал, либо вообще
отсутствует.
Информация о работе Философия как мировоззрение.Философия и наука