Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:49, реферат
Человечество стоит на пороге перехода в новую цивилизацию - "цивилизацию качества", XXI век объявлен многими международными организациями, в частности, Европейской организацией по качеству ИСО, веком качества. Качество, по существу, стало показателем высокой эффективности труда в обществе, источником национального богатства и, что особенно важно, фактором выхода из социального и экономического кризисов. Историческое подтверждение тому - послевоенное развитие Японии и Германии.
Это важный рубеж
в решении проблем качества. Однако
его недостаточно. В российской культуре
есть все возможности для более
всестороннего, интегрального понимания
качества, для возрождения России
на качественной основе, охватывающей
все стороны жизни
1.3 Цель качества
Цель качества - внести осмысленность в жизнь человека, сделать ее более творческой и радостной. Человек не только участвует в действии природных сил, и его деятельность приобрела все качества мощной геологической силы, но он должен знать цель планетарно-космического процесса, что придает осмысленность и свободу его действиям.
Цель качества, таким образом, определяется:
мировоззренческими
ориентирами: человек живет и
действует в качественно
логико-гносеологическими и методологическими условиями: познавая те или иные процессы, которые становятся объектом для научного исследования, мы прежде всего стремимся выявить их качественную определенность, раскрыть их свойства, связи и отношения. Применяемые при этом методы и сродства в той или иной степени учитывают качественные особенности исследуемого объекта, психологическими факторами: качественная, хорошо организованная деятельность, а также и качество производственной среды вызывают положительные эмоции и чувства, приносят удовлетворение. Качество тем самым положительно "заряжает" человека;
этическими и
эстетическими нор-мами и принципами.
Нравственно развитый человек творит,
организует свою деятельность, ориентируясь
на принцип качества, и направляет
максимум усилий своей душевной энергии
на его достижение. Эстетика качества,
красота воспитывают
социальной основой: человек стремится жить в качественном социуме, в котором созданы условия для его жизни и творчества. Социум должен иметь такие качественные характеристики: целостность, духовность, демократичность, гуманистичность и т. п.;
технологическими условиями. Они определяют значимость качества: материалов, проектирования, технологий, работающего персонала и т. д. Итогом этих условий и является качество продукции, процессов, услуг.
СТРУКТУРА КАЧЕСТВА
Проблема качества
в методологическом плане содержит
широкие возможности для
Наука в своем
историческом развитии совершила в
XX в, переход от парадигмы механизма,
для которой было характерно механическое
понимание мира и качество сводилось
к вещественным характеристикам, к
парадигме организованности. Одним
из первых, кто осознал необходимость
перехода к новой парадигме, был
русский ученый А. А. Богданов, провозгласивший
концепцию организованности как
новый способ мышления [2]. Толкование
идей организованности но основе общесистемных
представлений и термодинамики
неравновесных процессов
В результате развития
отмеченных идей выявляется новое понимание
качества, в котором ведущее значение
приобретают системные и
Система представляет собой совокупность элементов и их связей, образующую определенную целостность (внешнюю и внутреннюю). Качественные же характеристики системы несводимы к сумме свойств составляющих ее элементов и связей.
Структурный аспект качества выражает способ связей, расположения и порядка элементов содержания системы. Это позволяет дать более емкую характеристику качества.
Категория организованности
вводит в характеристику качества особенности
пространственно-временных
Все это позволяет дать всестороннюю типологию качества, выделить основания ее классификации.
2.1 Типы качества
Классификацию типов качества можно проводить по том или иным основаниям:
1). Через соотношение внешнего и внутреннего можно выделить:
- качество как внешнюю определенность, раскрываемую через совокупность свойств;
- качество как внутреннюю определенность, выражающую целостность предмета и его сущностные характеристики;
2). По природе
носителей качество
- природное качество,
детерминированное
- социальное качество, обусловленное особенностями социальных отношений;
- духовное качество, характеризующее духовный мир ценностей;
3). Структурный
подход позволяет различать
социальное и духовное;
4). Системный
подход различает системы
5). По функциям
качество, во-первых, выражает и закрепляет
определенный уровень
Системное качество
В современных
условиях как в науке, так и
в практике приходится иметь депо
со сложными системными образованиями.
В связи с этим и возникают
теоретические трудности с
Первый род качества - природный. материально-структурный. В его основе лежат свойства сомой природы. Любое природное тело - почва, вода, воздух и т. п. - определяется прежде всего по своему материально-структурному качественному статусу. На этом уровне исследования нас интересуют те или иные свойства, состояния этих природных сил. Как правило, теряется из виду их системное качество, их целостность, самобытность, законы функционирования.
С первым родом качества связан второй -функциональный. В основе этого типа качественной определенности лежит принцип специализации, назначения. Это прежде всего видно на примере предметов (вещей, процессов), созданных человеком. Все предметы, созданные человеком, определяются по этому принципу. Здесь нас интересует их назначение, их функции. С этими же мерками мы зачастую подходим и к самобытным природным образованиям, давая им то или иное функциональное качество, например, почве - биопродуктивность, не придавая значения тому, чем и какими системными факторами она обусловлена. К сожалению, функциональный подход широко распространен и по отношению к человеку. Для работодателя функциональные качества человека превыше всего.
Третий род качество -системный. Он значим для рассмотрения природных, социальных и духовных явлений. Любое сложное образование ость прежде всего системное образование, для которого ведущее значение имеет его целостность, характер взаимосвязи составляющих его элементов.
Современная наука синергетика, развивая идеи системности и организованности, большое значение придает описанию сложных систем [4]. Любая сложная система имеет внутреннюю структуру и функционирует с большим числом степеней свободы. Это обусловливает то, что эти системы являются стохастическими - вероятностными в своем описании. Уже при наличии нескольких десятков элементов число возможностей весьма велико/ что затрудняет процесс управления системой, а ее поведение делает близким к хаотическому.
Для противодействия
этому сложные системы строятся
по иерархическому принципу, когда
каждый уровень системы оказывается
самостоятельным и
2. 3 Элементы системного качества
Качество системы
во многом определяется ее элементами,
а также способом их взаимосвязи,
т. е. структурой. В таком понимании
элемент рассматривается как
неделимый компонент
целостная единица. Например, по отношению к человеческому организму, его элементами являются нервная, кровеносная, пищеварительная и другие системы. По отношению к человечеству как общепланетарному образованию, качеством неделимой целостной единицы обладают этносы. В биосфере как в сложном системном образовании функции неделимой целостной единицы выполняют биогеоценозы.
Элемент в подобном аспекте всегда несет в себе свойство системного качества, представляет ему систему в "сжатом" виде. Совокупность элементов системного качества необходима для полноты проявления ее свойств.
Всякая сложная система имеет определенное число элементов, связанных между собой по законам системного качества, что и определяет структуру системы. При этом в системе могут быть выделены различные уровни ее структуры: физический (субстратный), термодинамический, информационный и др. Количественно состояние системы определяется понятием энтропия, т. е. мерой внутренней неупорядоченности системы или, другими словами, накопления хаоса.
3.ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
3.1 Качество хозяйства
Понятий "хозяйство"
наиболее точно отражает целевую
направленность общества, особенности
его ментальности, сопряженность
экономической деятельности с духовно-нравственными
нормами и идеалами. Оно позволяет
отразить качественную определенность
процесса организации жизни общества
в его соотнесенности с социальным
качеством и качеством жизни.
Если социальное качество обобщает качественные
моменты социальных связей и отношений,
раскрывает природу их целостности,
системности, структурности и
Следует обратить внимание и на понятие "экономика", которое во многом пересекается с понятием "хозяйство". В библейских (новозаветных) текстах широко использовался термин oeconomica как обозначение божественного установления или всеобщего устроения бытия. В богословской, в том числе и русской традиции, данный термин записывается как "икономия". "Божественная экономия" применяется для характеристики всего качество творения во внутренних и внешних проявлениях. Очевидно, что токая трактовка прежде всего применимо к понятию "хозяйство"
Следует отметить, что вторая часть термина "экономика" - "номос" означает в переводе с греческого распорядитель, управитель. Управитель (эконом) - лицо, поддерживающее определенный (добрый) порядок в жилище/ доме. Понятие "управление" связывалось с понятием "ответственность". Экономическое управление увязывается с "ответственностью за икономию", что характеризует "экономический порядок" как одно из свойств хозяйства. Известно, что в исследованиях ведущего западного социолога и экономиста XX В. М. Вебера хозяйство, по сути, экономический порядок, соотнесенный с удовлетворением потребностей как с целью, обусловливающей рациональную организацию поведения.
В отечественной научной и философской мысли хозяйство рассматривалось как единый целостный организм, не сводимый в своем качестве к совокупности его частей. Хозяйство, по мнению русского экономиста и философа С. Н. Булгакова, есть органическая, синтезирующая целостность, и отдельные ее проявления, " вступая в этот круг, получают в нем свою качественную определенность".
Другой, не менее известный русский экономист, специализирующийся на проблемах хозяйства, Н. Д. Кондратьев также подчеркивал, что хозяйство охватывает круг явлений, проникнутых внутренним единством [2], т. е. представляет собой специфическое качество. Хозяйство есть одно из первых и необходимых условий бытия людей, тесно связанное с качеством и уровнем жизни. Удовлетворяя материальные и духовные потребности, человеческое сообщество тем самым развивает свое хозяйство.
Категория "хозяйство", таким образом, представляет собой широкое, синтетическое обобщение всей совокупности факторов организации жизни общества, а категория "экономика" выделяет лишь один из способов ведения хозяйства. Хозяйство способствует приданию экономической деятельности духовно-нравственной направленности, стимулирует творческие возможности человека и развивает его качества. Экономика ориентирует прежде всего на вещные отношения, активно используя их закономерности в своих целях, она более утилитарно и прагматична.