Философия йоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 22:28, реферат

Краткое описание

Философия йоги является неоценимым даром великого индийского мудреца Патанджали для всех, склонных к осознанию (realisation) духа. Эта философия оказывает огромную поддержку тем, кто стремится понять существование духа как независимого начала, свободного от всех ограничений тела, чувств и ума Она носит также имя своего основателя и называется системой Патанджали 'Йога-сутра', или 'Патанджала-сутра',- первая работа этой философской школы Вьяса написал к ней краткий, но важный комментарий под названием 'Йога-бхашья', или 'Вьяса-бхашья'. Кроме того, 'Таттва вайшаради'

Оглавление

Введение
Цели и задачи
Психология йоги
Этика йоги
Место Бога в системе йоги
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

йога.docx

— 46.55 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место бога в системе  йоги

В отличие от санкхьи система йоги является теистической. Она признает существование бога как теоретически, так и практически. Сам Па-танджали при решении каких-либо теоретических проблем философии не чувствует необходимости в боге. Для него бог имеет более практическое, чем теоретическое значение. Он полагает, что поклонению богу должно придаваться огромное практическое значение, поскольку оно может быть использовано в качестве одного из многих средств окончательного достижения самадхи-йоги - сосредоточения, или 'сдерживания ума'. Последующие же комментаторы и истолкователи йоги проявляли чисто теоретический интерес к вопросу о бытии бога, рассуждая о его природе и доказывая его бытие. Таким образом, бытие бога в системе йоги рассматривается как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Согласно йоге, бог есть верховное  существо, стоящее выше всех личностей  и свободное от всех недостатков. Бог - это совершенное, вечное, всенаполняющее, всемогущее и всеведущее существо. Все отдельные личности в той или иной степени подвержены несчастьям, порождаемым невежеством, эгоизмом, желанием, отвращением и страхом смерти. Все они занимаются тем или иным делом - хорошим, плохим или безразличным - и соответственно пожинают плоды своих трудов. Они подвергаются также влиянию скрытых впечатлений от минувших переживаний. Если бы даже освобожденное было избавлено oт всех этих трудностей, то нельзя сказать, что оно и впредь будет от них свободно. Бог и только бог вечно свободен от каких бы то ни было недостатков. Бог - это бессмертный дух, который всегда свободен от несчастий и их последствий, а также oi впечатлений от этих бед. Он обладает совершенной природой, подобной которой не существует. К тому же он знает абсолютно все факты, какие только возможны, и, таким образом, в состоянии поддерживать существование всего мира одним лишь своим желанием или мыслью. Бог - верховный правитель мира, обладающий бесконечным познанием, неограниченным могуществом, самыми мудрыми желаниями, отличающими его oт всех других я.

Бытие бога доказывается с помощью  следующих аргументов. Веды, упанишады  и другие важнейшие священные  писания говорят о существовании бога как верховного Я которое является также первичной реальностью и конечной целью мира. Таким образом, как об эюм свидетельствует священное писание, бог существует.

Согласно закону непрерывности, все  обладающее степенью должно иметь низший и высший пределы. Имеются, например, различные величины - большие и  малые. Атом представляет собой наименьшую величину, тогда как акаша (эфир), или пространство,- наибольшая величина. Точно так же имеются различные степени познания и могущества. Поэтому должно быть существо, обладающее совершенным познанием и совершенным могуществом. Таким верховным существом, самым высшим началом, является бог. Не может быть никакого Я, которое по знанию и могуществу могло бы быть приравнено к богу, ибо в этом случае между ними произошел бы конфликт, столкновение их желании и целей, что повлекло бы за собой последующий хаос во вселенной. Мир создается в результате соединения пуруши с пракрити и их взаимного растворения Я вплоть до момента разъединения. Пуруша и пракрити-это независимые начала, о которых нельзя сказагь, что они естественно связаны, объединены.

Равным образом они по своей  природе не являются и разъединенными, иначе их взаимоотношение оставалось бы необъяснимым. Следовательно, должна быть какая-то разумная причина, которая  вызывает их соединение и разъединение в соответствии с невидимыми моральными достоинствами индивидов. Ни одна личность не может контролировать свои достоинства  или судьбу либо руководить ими, потому что у нее нет их ясного понимания. Следовательно, должно быть совершенное  и всемогущее существо, вызывающее соединение или разъединение пуруши и пракрити в соответствии с тем, требуют ли достоинства индивидов созидания или разрушения мира. Это существо и есть бог, без руководства которого пракрити не может создать именно такое устройство вселенной, которое означает моральному воспитанию и окончательному освобождению индивидуальных я.

Поклонение богу является не только частью практического поведения  йоги, но служит "' одним из лучших средств достижения самадхи-йоги, то есть сосредоточения и сдерживания ума. И это вполне понятно, ибо бог есть не только объект размышления или созерцания, подобно другим объектам, но и верховный судья, который милостиво удаляет зло и пороки из жизни верующих и облегчает им достижения йоги. Тот, кто искренно верит в бога и поклоняется ему, не может не размышлять о нем и не видеть его во всех проявлениях жизни. На такого преданного сына всемогущий отец ниспосылает свое благоволение - чистоту сердца и просветление интеллекта. Бог устраняет на пути верующего все помехи и препятствия, такие, как заблуждения ума, и ставит его в самые благоприятные условия для достижения йоги. Но в то время как благодать бога может творить в нашей жизни чудеса, мы, со своей стороны, должны стать достойными ее через любовь и милосердие, правдивость и чистоту, постоянное размышление и полную покорность богу.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Недоброжелательному критику йога может показаться не столько системой философии, сколько школой мистицизма и магии. Концепция йоги относительно Я как трансцендентного субъекта, совершенно отличного от тела, ума  и единичного я, очень далека от здравого смысла и обычной психологической  концепции. По сравнению с этим спиритуалистическую  концепцию Я в системе йоги можно рассматривать как непонятную и мистическую Точно так же свсрх-нормальные силы, связанные с различными cтaдиями практики йоги, едва ли могут быть согласованы с известными законами физики и психологии. Все это может показаться напоминающим некую примитивную религию чудес.

Однако следует отметить, что  учение йоги о самопознании Я имеет  солидную основу в метафизике санкхьи, которая обосновывает реальность Я как метафизического и вечного начала сознания. Если верить в трансцендентный дух, то нельзя не признать, что имеются более глубокие ступени сознания, чем эмпирические, а также более широкие возможности и более высокие потенции, чем физические или относящиеся к органам чувств. Проблески этой более глубокой реальности нашей индивидуальной жизни осеняли не только пророков и святых, но и таких великих философов, как Платон и Аристотель, Спиноза и Лейбниц, Кант и Гегель. Физические исследования и современная школа психоанализа внесли большой вклад в область познания темных сторон психической жизни, скрьпых от обычного взора. Йога в этом отношении идет еще дальше, формулируя некоторые практические методы очищения и самоконтроля для осознания истинного я человека. Поскольку эта система признает бытие бога, она превосходит санкхью как с теоретической, так и с практической точки зрения, а также с точки зрения передачи этого убеждения своим последователям. Для правильной оценки этой философии необходимо ее благожелательное понимание и искреннее стремление осознать, реализовать ее истины.

 

Список используемой литературы

  1. Раджа-Йога: Свами Вивекананда — Москва, Фолио, АСТ, 2004 г.- 170
  2. Йога и сила мысли: Свами Шивананда — Москва, София, 2010 г.- 327
  3. Агни-Йога: — Москва, Звезды гор, 2007 г.
  4. Агни Йога: Николай Рерих — Москва, Фолио, 2008 г.
  5. Аштанга йога: Лино Миеле — Санкт-Петербург, Постум, Ritambhara Books, 2008 г..
  6. Йога-терапия: Свами Шивананда — Москва, София, 2009 г.
  7. материалы с сайта http://www.istina.ru/
  8. материалы с сайта http://ru.wikipedia.org/

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Философия йоги