Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 19:40, реферат
В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что наш разум безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.
1.ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________3
2.ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XVIII ВЕКА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ___________________________________________5
3.НОВЫЕ ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ В ФИЛОСОФИИ XVIII ВЕКА____________________________________________________6
4.“ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ” ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА____________________________________________________8
5.СОМНЕНИЯ В БЕЗГРАНИЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ НАУКИ__________________________________________________9
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________11
7.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_______________12
8.ПРИЛОЖЕНИ_____________________________________________13
Если
Д.Юм и И.Кант подвергли сомнении
возможности науки в плане
познания природы, то Ж.Ж.Руссо (Франция)
выступил в своих работах против
основной идеи, пронизывающей всю “философию
истории” XVIII века, т.е. против тезиса о
том, что именно наука и просвещение являются
движущей силой и истинными рычагами общественного
прогресса. Отмечая пороки современного
ему общества, он доказывал, что корни
всех этих пороков следует искать не в
невежестве людей, а в имущественном неравенстве,
в однажды утвердившемся в обществе господстве
частной собственности.
Ж.Ж.Руссо
идеализирует естественное начальное
состояние общества, когда еще
не было этой частной собственности, когда
все люди были, как он думал, равны и никто
ни от кого не зависел: не было ни потребителей,
ни производителей, не было разделения
труда, т.е. того, что жестко связывает
одного человека с другим. Такое общество,
полагал он, отличает естественная нравственная
чистота. Но вот один человек вдруг заявил,
что “эта вещь – моя”. И люди на беду свою
его не остановили. С этого и начинаются
все наши беды, все пороки современного
общества.
Но
Ж.Ж.Руссо был оригинален не только
своим отрицанием частной собственности,
но и своими сомнениями в особой пользе
наук и изобретательств, ему представлялось,
что наука подрывает основы нравственности.
Почему? Развитие науки (и искусства в
том числе) создает “искусственные”,
новые потребности, удовлетворение которых
весьма спорно, если иметь в виду их полезность
для человека. В своих работах он, может
быть впервые в философии, обращает внимание
на негативные последствия развивающейся
науки, и делает это в период общего поклонения
науке. С высоты XX века мы видим, что эти
его предостережения не беспочвенны, и
в этом заключается одна из заслуг Ж.Ж.Руссо.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наш
интерес к философии эпохи
Просвещения определяется не только
тем, что эта философия является
одним из важных этапов в развитии
западноевропейской философской мысли,
во многом повлиявшей на характер новых
философских течений в XIX веке.
Философия
эпохи Просвещения невольно привлекает
к себе наше внимание еще и потому,
что многие ее ориентиры, связанные
с преувеличенными надеждами
на разум, науку, просвещение, в середине
XX столетия стала и нашими ориентирами,
идейно в середине XX века мы были захвачены
перспективами научно-технического прогресса
и многие идеи философии истории” XVIII
века получают свое второе рождение в
“технологическом детерминизме” XX века.
Я как в XVIII веке мы сталкиваемся с описаниями
ряда философов по поводу возможных негативных
последствий научного прогресса для человека,
так и в XX веке в работах многих философов
сквозит то же беспокойство и та же тревога
за судьбу человека, увлеченного научно-техническим
процессом и столкнувшегося с массой проблем,
вызванных этим прогрессом.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
КАНТ
Иммануил (1724—1804) — немецкий философ
и естествоиспытатель, с работ
которого начинается немецкая трансцендентально-критическая
философия. Вся жизнь К. была связана с
городом Кенигсбергом, где он родился,
закончил университет (1745), стал доцентом
(1755-1770), профессором (1770-1796) и был похоронен.
В интеллектуальной биографии К. традиционно
различают два периода. Первый из них —
"докритический" — охватывает время
с 1776 — даты написания первой работы (трактат
"Мысли об истинной оценке живых сил")
— до конца 1760-х. В сочинениях этого периода
еще не выработан характерный для последующего
времени философского творчества К. принцип
критики. В центре философских интересов
К. этого времени вопросы философии природы
и особенно космологии — происхождение
и развитие солнечной системы, история
Земли, перспективы ее развития и т.д. Сочинения
этого периода (главным из них является
"Всеобщая естественная история и теория
неба", 1755) пронизаны гносеологическим
оптимизмом, уверенностью в способность
постигнуть то, что обычно представлялось
недоступным познанию. Эпиграфом к творчеству
этого периода могли бы стать слова самого
же К.: "Дайте мне материю, и я построю
из нее мир..."
Приложение 2
БЭКОН
(Bacon) Фрэнсис (1561—1626) — британский философ,
основатель методологии опытной
науки, учение которого стало отправным
пунктом мышления всего Нового времени.
Как государственный и политический
деятель Б. занимал видные посты в тогдашней
Англии: генеральный прокурор и лорд-хранитель
Большой печати, лорд-канцлер и т.д. Как
философ Б. начинал с резкой критики средневековой
схоластики, считая, что последняя ничего
не дала миру кроме "чертополоха споров
и препирательств".
Приложение 3
ДИДРО
(1713-1784) - крупный французский философ,
писатель, глава энциклопедистов. Родился
в г. Лангре, отец его был ремесленником,
воспитывавшим сына в религиозном
духе и думавшим сделать его священнослужителем.
Он окончил парижский колледж, где отказался
от карьеры священника и решил посвятить
себя литературной деятельности и изучению
наук.
Приложение 4
ВОЛЬТЕР
(Voltaire), настоящее имя — Франсуа
Мари Аруэ (Arouet) (1694—1778) — французский
фи-лософ, писатель, историк, представитель
французского Просвещения. Историограф
Людовика XV во второй половине 1740-х. Избран
в Академию наук Франции (1746). Произведения
В. в полном издании Моланда (1878—1885) составляют
52 тома.
Приложение 5
Локк
(Locke) Джон (1632-1704), английский философ
Приложение 6
Д'Аламбер
(D'Alembert) Жан Лерон (1717-1783), французский
философ
Приложение 7
Лессинг
(Lessing) Готхольд Эфраим (1729-1781), немецкий
философ
Приложение 8
Жан
Жак РУССО (1712-1778), французский философ
Приложение
9
Беркли
Джордж (Berkeley, George, 1685-1753), англо-ирландский
философ.
Приложение 10
ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (1744-1803), немецкий философ