Философия эпохи Просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 19:40, реферат

Краткое описание

В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что наш разум безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.

Оглавление

1.ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________3
2.ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XVIII ВЕКА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ___________________________________________5
3.НОВЫЕ ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ В ФИЛОСОФИИ XVIII ВЕКА____________________________________________________6
4.“ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ” ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА____________________________________________________8
5.СОМНЕНИЯ В БЕЗГРАНИЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ НАУКИ__________________________________________________9
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________11
7.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_______________12
8.ПРИЛОЖЕНИ_____________________________________________13

Файлы: 1 файл

философия эпохи просвещения.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

    Если  Д.Юм и И.Кант подвергли сомнении возможности науки в плане  познания природы, то Ж.Ж.Руссо (Франция) выступил в своих работах против основной идеи, пронизывающей всю “философию истории” XVIII века, т.е. против тезиса о том, что именно наука и просвещение являются движущей силой и истинными рычагами общественного прогресса. Отмечая пороки современного ему общества, он доказывал, что корни всех этих пороков следует искать не в невежестве людей, а в имущественном неравенстве, в однажды утвердившемся в обществе господстве частной собственности.  

    Ж.Ж.Руссо  идеализирует естественное начальное  состояние общества, когда еще  не было этой частной собственности, когда все люди были, как он думал, равны и никто ни от кого не зависел: не было ни потребителей, ни производителей, не было разделения труда, т.е. того, что жестко связывает одного человека с другим. Такое общество, полагал он, отличает естественная нравственная чистота. Но вот один человек вдруг заявил, что “эта вещь – моя”. И люди на беду свою его не остановили. С этого и начинаются все наши беды, все пороки современного общества.  

    Но  Ж.Ж.Руссо был оригинален не только своим отрицанием частной собственности, но и своими сомнениями в особой пользе наук и изобретательств, ему представлялось, что наука подрывает основы нравственности. Почему? Развитие науки (и искусства в том числе) создает “искусственные”, новые потребности, удовлетворение которых весьма спорно, если иметь в виду их полезность для человека. В своих работах он, может быть впервые в философии, обращает внимание на негативные последствия развивающейся науки, и делает это в период общего поклонения науке. С высоты XX века мы видим, что эти его предостережения не беспочвенны, и в этом заключается одна из заслуг Ж.Ж.Руссо.  

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

    Наш интерес к философии эпохи  Просвещения определяется не только тем, что эта философия является одним из важных этапов в развитии западноевропейской философской мысли, во многом повлиявшей на характер новых философских течений в XIX веке.  

    Философия эпохи Просвещения невольно привлекает к себе наше внимание еще и потому, что многие ее ориентиры, связанные  с преувеличенными надеждами  на разум, науку, просвещение, в середине XX столетия стала и нашими ориентирами, идейно в середине XX века мы были захвачены перспективами научно-технического прогресса и многие идеи философии истории” XVIII века получают свое второе рождение в “технологическом детерминизме” XX века. Я как в XVIII веке мы сталкиваемся с описаниями ряда философов по поводу возможных негативных последствий научного прогресса для человека, так и в XX веке в работах многих философов сквозит то же беспокойство и та же тревога за судьбу человека, увлеченного научно-техническим процессом и столкнувшегося с массой проблем, вызванных этим прогрессом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Гуревич П.С. Культурология.- М.: "Искусство", 1999
    2. Ключевский В.О. Курс русской истории. Москва: «АСТ».-2006
    3. Щекотихин Р.Л. Культурология. Москва: «АСТ-ПРЕСС».-2005
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

Приложение 1

    КАНТ  Иммануил (1724—1804) — немецкий философ  и естествоиспытатель, с работ  которого начинается немецкая трансцендентально-критическая философия. Вся жизнь К. была связана с городом Кенигсбергом, где он родился, закончил университет (1745), стал доцентом (1755-1770), профессором (1770-1796) и был похоронен. В интеллектуальной биографии К. традиционно различают два периода. Первый из них — "докритический" — охватывает время с 1776 — даты написания первой работы (трактат "Мысли об истинной оценке живых сил") — до конца 1760-х. В сочинениях этого периода еще не выработан характерный для последующего времени философского творчества К. принцип критики. В центре философских интересов К. этого времени вопросы философии природы и особенно космологии — происхождение и развитие солнечной системы, история Земли, перспективы ее развития и т.д. Сочинения этого периода (главным из них является "Всеобщая естественная история и теория неба", 1755) пронизаны гносеологическим оптимизмом, уверенностью в способность постигнуть то, что обычно представлялось недоступным познанию. Эпиграфом к творчеству этого периода могли бы стать слова самого же К.: "Дайте мне материю, и я построю из нее мир..." 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 2

    

    БЭКОН (Bacon) Фрэнсис (1561—1626) — британский философ, основатель методологии опытной  науки, учение которого стало отправным  пунктом мышления всего Нового времени. Как государственный и политический деятель Б. занимал видные посты в тогдашней Англии: генеральный прокурор и лорд-хранитель Большой печати, лорд-канцлер и т.д. Как философ Б. начинал с резкой критики средневековой схоластики, считая, что последняя ничего не дала миру кроме "чертополоха споров и препирательств". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 3

    

    ДИДРО (1713-1784) - крупный французский философ, писатель, глава энциклопедистов. Родился  в г. Лангре, отец его был ремесленником, воспитывавшим сына в религиозном  духе и думавшим сделать его священнослужителем. Он окончил парижский колледж, где отказался от карьеры священника и решил посвятить себя литературной деятельности и изучению наук. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 4

    

    ВОЛЬТЕР (Voltaire), настоящее имя — Франсуа  Мари Аруэ (Arouet) (1694—1778) — французский фи-лософ, писатель, историк, представитель французского Просвещения. Историограф Людовика XV во второй половине 1740-х. Избран в Академию наук Франции (1746). Произведения В. в полном издании Моланда (1878—1885) составляют 52 тома. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 5

    

    Локк (Locke) Джон (1632-1704), английский философ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 6

    

    Д'Аламбер (D'Alembert) Жан Лерон (1717-1783), французский философ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 7

    

    Лессинг (Lessing) Готхольд Эфраим (1729-1781), немецкий философ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 8

    

    Жан Жак РУССО (1712-1778), французский философ 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 9 

    

    Беркли  Джордж (Berkeley, George, 1685-1753), англо-ирландский философ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 10

    

    ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (1744-1803), немецкий философ

Информация о работе Философия эпохи Просвещения