Философия эпохи Эллинизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:28, контрольная работа

Краткое описание

Платон далеко переступает за границы сократовского духа. Сознательный и последовательный объективный идеалист, он первый среди философов поставил основной вопрос философии, вопрос о соотношении духа и материи.

Оглавление

Введение……………………………………………………………....……3-4 стр.
Характеристика эпохи Эллинизма…………………………..……..5 стр.
Философия эпохи эллинизма
Скептицизм………………………………..………………6-10 стр.
Эпикуреизм…………………………………..…………10-14 стр.
Стоицизм…………………………………………………14-19 стр.

Заключение…………………………………………………………….……20 стр.

Список литературы…………………………………………………….….21 стр.

Файлы: 1 файл

Философия - копия.docx

— 57.66 Кб (Скачать)

Физика стоиков возникла как синтез физики Аристотеля, в  частностиучения о форме и материи, с некоторыми элементами учения Гераклита. У Аристотеля соотносительность материи и формы прекращалась у границы, отделяющей мир от «неподвижного перводвигателя», или от бога, который уже не есть единство материи и формы, а только форма без материи. У стоиков, напротив, мир есть единое тело – живое и расчлененное, пронизанное одушевляющим его телесным дыханием («пневмой»). Это учение имеет эклектический характер.

Единый телесный мир наделяется божественными свойствами, отождествляется  с богом. Учение о строжайшей необходимости, по которой все в мире происходит, сочетается учением о совершенстве и целесообразности мира, в котором  все части, тела и существа зависят  от целого, определяются целым и  его совершенством.

Положению Эпикура о бесконечном  множестве атомов и пустоте стоики противопоставили учение о единстве мира и сплошной заполненности мирового шара телами и «пневмой»; эпикурейскому учению о множестве миров – тезис о существовании одного-единственного мира; отрицанию целесообразности в мире – убеждение в том, что все свидетельствует о существовании мирового плана и всеобщей целесообразности; атеизму эпикурейцев – учение о божественности мира и «пневмы», пронизывающей мир, и разума, обнаруживающегося в мире. От Гераклита стоики заимствовали учение о происхождении мира из огня, о периодически повторяющемся возвращении мира в огонь, а также учение о «логосе», или законе.

В этике противоположность  между стоицизмом и эпикуреизмом сказалась в вопросе о понимании  свободы и высшего назначения человеческой жизни. Вся физика и  этика эпикурейцев направлены к  тому, чтобы вырвать человека из оков необходимости. Для стоиков  же необходимость («судьба», «рок») непреложна. Свобода, как ее понимает Эпикур, для  стоиков невозможно. Действия людей  отличаются не по тому, свободно или  не свободно они совершаются –  все они происходят только по необходимости, – а лишь потому, добровольно  или по принуждению исполняется  неотвратимая во всех случаях необходимость. Судьба согласного с ней ведет, противящегося  тащит. Так как человек – существо общественное и вместе с тем часть  мира, то движущее его поведением естественное стремление к самосохранению, по мнению стоиков, возвышается до заботы о  благе государства и даже до понимания  обязанностей по отношению к мировому целому. Поэтому мудрец выше личного  блага ставит благо государства  и при необходимости не колеблется принести ему в жертву свою жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Эпоха эллинизма отмечена успехами науки: математика, механика (Евклид, Архимед), астрономия (Аристарх Самосский) медицина, география, филология. Происходит изменение во всех сферах жизни: научной, политической, общественной и духовной. Эллинистическая культура надолго пережила эллинистические государства и вызвала у историков иллюзии, будто в созданных эллинизмом культурных ценностях и заключается его подлинная сущность. Эллинизм означал серьезные изменения в экономической, политической и социальной жизни общества.

Эллинизм не был простым  механическим "смешением" Востока  и Запада. Бал создан новый тип  экономического и политического  объединения. Эллинизм как новый  этап в истории общества получил  отчетливое выражение в области  культуры в литературе и искусстве, в философии и религии.

Итог эллинистических  философских учений один - крушение культуры и философии, основанных на рационализме и рациональных правовых и онтологических системах, на личностных интуициях, обосновывающих единство и  гармонию человека с природой и космосом. На смену обозримым и рационально  осмысливаемым социальным, политическим и онтологическим нормативам приходят надличностные и надрациональные регулятивы.

Эллинистическая культура распространилась и сохранилась даже там, где её социально-экономическая и политическая база оказалась слабой и недолговечной. Она проникла в Среднюю Азию и  Индию. В далеком Причерноморье, в Ольвии, Херсонесе, в Боспорском царстве эллинистическая культура достигла высокого развития. Отсюда вышли знаменитые философы Бион и Сфер, историки Сириек и Посидоний Ольвиополит, географ Дионисий Ольвийский, поэт Исим. Эпоха эллинизма оставила как историческое, так и культурное наследие

 

Список литературы

 

  1.  Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие. М.: ТОН – Остожье, 1999.
  2. Основы философии. Учебник. М. Владос. 1997.
  3. Спиркин А.Г. Философия. Учебник.  М. Гардарик. 2007.
  4. Философия. Учебник. Ред. Кохановский В.П. Ростов-на-Дону. Феникс. 2004.
  5. Радугин А.А. Философия. Учебник. М. Центр. 2001
  6. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. - М.: Высшая школа.1995.
  7. Философский словарь. - М.: Высшая школа. 1980.
  8. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб для вузов.- М.: Высшая школа. 2001.

 

 


Информация о работе Философия эпохи Эллинизма