Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 18:25, реферат
Наиболее видные представители школы КИНИКОВ — ученик Сократа Антисфен (ок. 450 —ок. 360 до н.э.) и Диоген (ок. 400 — ок. 325 до н.э.). Антисфен проповедовал опрощение жизни (чем-то это напоминает Л.Н. Толстого), отказ от каких-либо потребностей. Он общался с простыми людьми, говорил и одевался, как они; проповедовал на улицах и площадях, считая утонченную философию никчемной. Он призывал к тому, чтобы быть ближе к природе.
Киники и скептики…………………………………………………………3
Эпикур и эпикурейцы……………………………………………………...5
Стоицизм……………………………………………………………………8
Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники………………………..12
Список литературы…………………………………………………………..16
Характеризуя различные свойства души, стоики особое внимание уделяли феномену воли; учение было построено на волевом принципе, на самообладании, терпении и т.п. Они стремились к полному самодовлению. (И в нашем представлении стоический мудрец — это Человек, обладающий могучей и непреклонной силой воли.)
Развитие природы они трактовали также в религиозном духе, считая, что все предопределено. Бог не отделен от мира, он — душа мира, благодетельное провидение. - Стоики исходили из принципа всеобщей целесообразности. Всё имеет свой смысл: даже клопы полезны, поскольку они помогают просыпаться по утрам и не лежать слишком долго в постели. Суть этого принципа хорошо выражают стихи:
Веди меня, властитель Зевс и Рок,
К назначенному вами мне пределу!
Последую охотно; если ж нет,—
Я, ставши трусом, все ж вас не избегну;
Ведет послушных Рок, влечет строптивых.
Свобода для знаменитого мыслителя, писателя и государственного деятеля Сенеки (ок. 4 до н.э. — 65 н.э.) — это, божество, которое господствует над всеми вещами и событиями. Ничто не может ее изменить. Отсюда покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод. Стоический мудрец не сопротивляется злу: он его понимает и стойко пребывает в его смысловой текучести, поэтому он невозмутим и спокоен.
Недаром в продолжение всей истории стоицизма Сократ был главным божеством стоиков; его поведение во время суда над ним, отказ от бегства, спокойствие перед лицом смерти, утверждение о том, что несправедливость наносит больше вреда тому, кто ее совершает, чем жертве, — бее это целиком отвечало учению стоиков.
Ранние стоики в своих идеях бытия следовали античной традиции. Они исходили из того, что тело мира образовано из огня, воздуха, земли и воды. Душа мира — это огненная и воздушная пневма. Все бытие мыслилось только как разная степень напряжения божественно-материального первоогня. Согласно учению стоиков об огненной стихии сущности мира, этот огонь превращается во все прочие Стихии по закону, который вслед за Гераклитом называли Логосом. В трудах стоиков множество рассуждений о стоическом Логосе, который понимался как нечто объективное в своем слиянием единстве с материальными стихиями всего сущего. Логос мира у стоиков отождествлялся с Судьбой. По их утверждению, Судьба есть Логос Космоса: он упорядочивает все в мире. Зенон (332—262 до н. э.) говорил, что Судьба — это власть, двигающая материю. Он определял бога как пламенный разум мира: бог наполняет собой весь мир, как мед наполняет пчелиные соты;, он — верховная глава, управляющая всем сущим. По Зенону, Бог, Ум, Судьба — одно и то же. (Поэтому стоики верили в астрологию и предсказания.)
По природе, учили стоики, все человеческие существа равны. Марк Аврелий в своем труде “Наедине с собой” хвалит политию), управляемую на основе равных прав и равной свободы слова, и царское правление, которое уважает более всего свободу управляемых. Это был идеал, который не мог быть осуществлен в Римской империи, но оказывал влияние на законодателей, в частности в период правления Марка Аврелия было улучшено положение женщин и рабов. (Христианство переняло эту часть учения стоиков вместе со многими другими.)
Стоиков интересовали не столько тайны Космоса, сколько стихия выражения и выразительности: Давая, в общем, весьма грубоватую космологию, они, говорил А.Ф. Лосев, оказались весьма тонкими филологами и ценителями именно выразительных форм сознания, а диалектика понималась ими в теснейшей связи с риторикой, с искусством вести разговор; (С этим содержанием диалектика вошла и в средневековое мышление.)
У стоиков мы находим многочисленные и тонко развитые логические и грамматические изыскания: истоки грамматики — именно в школе стоиков. С их точки зрения, собственно философское начало коренится в человеческом субъекте. Но это не был собственно субъективизм. Стоики использовали термин “лектон”. Он обозначает тот предмет, который мы имеем в виду, когда пользуемся его обозначением. Известно, что и язык (его лексика и грамматика, синтаксис, семантика и т.п.) субъективен. Но словами мы обозначаем предметы, их связи и отношения. Следовательно, то, что мы обозначаем, вернее, то, что мы имеем в виду, обозначая предметы. He субъективно, и не объективно. Когда оно соответствует, действительности, оно объективно и даже истинно, но оно может быть и ложным. Стоики, по словам Лосева, делают вполне правильный вывод, а именно, что лектон, когда мы используем его при обозначении или назывании предмета, может быть и. истинным, и ложным, т. е. оно выше как истины, так и лжи. По Плотину, стоический лектон является только мыслительной конструкцией, связанной со словом, но не обладает причинно-метафизическим существованием. Лектон — это чистый смысл.
Стоики исходили из различения словесного звучания и содержащегося в нем утверждения, откуда ведет свое происхождение позднейшее стоическое различение “звучащего слова” и “словесной предметности”, или “смысла” (лектон). Так что термин “лектон” означает теорию обозначаемого.
О делении философии на логику, физику и этику говорил еще Аристотель, тем не менее, у стоиков это деление получило, окончат тельное признание, в силу чего эти три философские дисциплины были разграничены и логика стала самостоятельной дисциплиной.
Таким образом, эллинистически-римский период развития философской мысли принес с собой в мир немало нового, что резко отличает его от предыдущего периода греческой классики.
Приведем высказывание Вл. Соловьева:
“В то время как Александры и Цезари политически упраздняли на Востоке и на Западе шаткие национальные границы, космополитизм вырабатывался и распространялся как философский принцип представителями двух наиболее популярных школ — бродячими циниками и невозмутимыми стоиками. Они проповедовали верховенство природы и разума, единой сущности всего существующего и ничтожность всех искусственных и исторических разделений и границ. Человек по самой природе своей, следовательно всякий человек, учили они, имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений их страстей — в непоколебимой доблести того мужа, который,
Когда б весь мир, дав трещину, распался,
Бестрепетным в развалинах остался”.
В заключение заметим следующее. Философы обычно обладают известной широтой ума и в основном способны не считаться с несчастьями в своей личной жизни, но даже они не могут подняться выше наивысшего добра или зла их времени: В плохие времена они придумывают утешения, а в хорошие — их интересы являются скорее чисто интеллектуальными. Сравнивая тон, каким говорит Марк Аврелий, с тоном сочинений Ф. Бэкона, Дж. Локка или Кондорсе, мы, по словам Б. Рассела, видим разницу между утомленным веком и веком надежды. В век надежды огромное современное зло, несчастья переносимы, ибо сознание говорит, что они пройдут. Но в век усталости даже подлинные блага теряют свою прелесть. Этика стоиков соответствовала временам Эпиктета и Марка Аврелия: она призывала скорее к терпению, чем к надежде.
Неоплатонизм, философское направление, возникшее в III в. по Р. Хр., представляет собою слияние греческой философии и восточных культов в одну мистическую систему эманации (истечения). Подразделяется на три периода: пер. научный, самый характерный, имевший наибольшее значение (александрийская школа; глав. представители: Аммоний Саккас, основатель Н. Плотин, Порфирий и др.); затем период богословский, враждебный христианству, не удавшаяся попытка объединить все существующие древние культы, и обосновать умозрительное богословие политеизма (сирийская шк., представ.: Ямвлих, Максим Эфесский, император Юлиан и др.); наконец, деятельность комментаторов, бесплодная попытка схоластического возобновления и систематизации учений древней философии (афинская шк., предст.: Прокл, Плутарх афинский, Дамасций, Симплиций и др.). Основное учение Н.- это теория эманации мира из Божества; вся совокупность вещей - это ряд ступеней последовательно убывающего совершенства, исходящего из единой, все созидающей, божественной первоначальной силы - Бога; мировая же жизнь - возвращение созданий по тем же ступеням к Богу. Н. выделил из идеи Божества все антропоморфические элементы, определив его как единое, непознаваемое, сверхразумное и сверхмировое начало; но, будучи непознаваемым, Бог сам может открыться человеку в мистическом откровении; в состоянии экстаза душа непосредственно созерцает абсолютное и сливается о ним в одно целое. Средством к достижению этого состояния экстаза является теургия и аскетизм. Н. имеет чрезвычайно большое влияние не только на позднейшую христианскую, но и на новейшую философию; см. Владиславлев =Философия Плотина? (1868); кн. Трубецкой, =Учение о Логосе? (1900).
Основные положения неоплатонизма были
разработаны Платоном. Написал в зрелом
возрасте проживавшим в Риме. Ниже при
изложении содержания неоплатонизма используются
преимущественно идеи Плотина.
НЕОПЛАТОНИСТЫ стремились дать философскую картину
всего существующего, в том числе Космоса
в целом. Нельзя понять жизнь субъекта
вне Космоса, равно как и жизнь Космоса
без субъекта. Существующее устроено иерархически:
Единое-Благо, Ум, Душа, Материя. Высшее
место в иерархии принадлежит Единому-Благу.
Единое — это подлинно первосущее, охват
всего в одной точке. Если, считают неоплатоники,
вы признаете существование разного, например,
разумного и неразумного, то выше его есть
предел того и другого, что уже не является
ни тем, ни другим. Единое-Благо достигается
не рациональным путем, а лишь в результате
сверхразумного экстаза. Само собой разумеется,
что в результате такого экстаза субъект
уходит от различного рода земных трудностей.
Единое как бы переполнено собой, оно «изливается», образуя Ум, Мировой Ум. Это «изливание», или эманация, не является неким вещественным процессом. Речь идет о сущностной связи; сущность находится везде, но реализуется через другое. Единое существует посредством Ума.
Мировой Ум включает числа и идеи в их взаимосвязанном системном виде. Ум есть первообраз всех вещей.
Эманация Ума в свою очередь приводит к Мировой Душе, которая выражает собой все одушевленное. Душа производит все живые существа. Все, что движется, образует Космос. Низшей формой бытия выступает материя. Сама по себе она не активна, косна, она — восприемница возможных форм и смысла.
Основная задача человека состоит в том, чтобы глубоко продумать, прочувствовать свое место в структурной иерархии бытия. Добро (Благо) идет сверху, от Единого, зло — снизу, от материи. Зло — не сущее, оно никак не связано с Благом. Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удается подняться по лестнице нематериального: Душа—Ум—Единое. Лестнице Душа—Ум—Единое соответствует последовательность чувство — мысль — экстаз. Здесь, конечно, обращает на себя внимание экстаз, который стоит выше мысли. Но экстаз, следует заметить, включает в себя все богатство мысленного и чувственного.
Неоплатоники везде видят гармонию и красоту, за них ответственно фактически Единое-Благо. «Все идущее от Блага, — не без пафоса замечает Плотин, — прекрасно, само же оно — выше прекрасного, выше даже высочайшего — царственно содержит в себе весь умопостигаемый мир, являющийся уже областью умного Духа». Даже хаос гармоничен (обратите внимание, что в современной науке хаос описывается математическими уравнениями). Что же касается жизни людей, то она также в принципе не может противоречить всеобщей гармонии. Люди — актеры, они лишь осуществляют, каждый по-своему, сценарий, который заложен в Мировом Уме.
Неоплатонизм, став довольно популярным учением, тем не менее, вызвал нарекания со стороны, как философов, так и теологов. Первые относились весьма подозрительно к тому, что Плотин называл экстазом, и обвиняли его в отходе от философии в сторону мистики, т. е. недостоверного, произвольного знания. Теологи недоумевали по другому поводу: неясно, почему Единое-Благо, некоторое оно, называется Он и считается божеством.
Органически соединить греческую духовность и римскую гражданственность удалось Марку Тулию Цицерону (106—43 гг. до н. э.). Великий римский оратор, блестящий писатель, политический деятель и философ в своем трактате «О природе богов» говорил, что обучался у известнейших учителей-греков: Диодота, Филона, Антиоха, Посидония. Марк Цицерон считал себя человеком не только «кабинетно» знакомым с философией, но и философом в жизни. Он не противопоставлял философию как особую мудрость науке и рассудку. В убеждении Цицерона, что философия применима как в частной жизни, так и в общественной, выражена одна из характерных черт римлян — их практицизм. Римлянам не очень была нужна философия для философии (как это было у греков, считавших, что философия — это созерцание «богоподобной» жизни свободного, не обремененного низменными заботами человека), римлянам философия была нужна как руководительница в их конкретной будничной жизни. И Цицерон ставит перед собой сложнейшую задачу — донести до римлян греческую философию, сделав ее максимально занимательной. Он считал, что философия должна быть, не только умна, но и привлекательна, должна радовать и ум, и сердце.
Главное достижение Цицерона в философии — создание латинской философской терминологии, которой мы пользуемся до сих пор: «форма», «материя», «время» и т. п.— чисто латинские термины. Для Цицерона главное дело философии, ее предназначение — «возделывать душу», «отсеивать пустые заботы, избавлять от страстей, отгонять страхи».
Пожалуй, самым выдающимся философом доклассического периода можно назвать Тита Лукреция Кара (предположительно 95—51 гг. до н. э.). В первой половине I в. до н. э. Рим мучительно и драматично переходил от республиканского строя, переставшего удовлетворять нужды растущих завоеваний, к империи, которая, однако, была еще не в силах разрушить старую республику и проявлялась пока в виде борьбы крупных честолюбцев, претендовавших на единоличную власть. Кровь проливалась непрестанно как в самом Риме, так и в его провинциях.
Тит Лукреций Кар надеялся остановить гражданскую смуту в Риме путем проповеди материализма и просветительских идей. Его труд — философская латиноязычная поэма «О природе вещей»— величайший документ материалистической философии. Он состоит из 6 книг.