Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:53, реферат
Прежде чем рассматривать философию экономики Глазьева С.Ю., необходимо определиться с тем, что вообще представляет собой философия такой научной дисциплины, как экономика.
Современная философия рассматривает многие проблемы экономической жизни общества, понимая под нею отношения собственности, распределения, обмена и потребления.
1. Философия экономики и политическая философия: определение и их взаимосвязь.
Прежде чем рассматривать философию экономики Глазьева С.Ю., необходимо определиться с тем, что вообще представляет собой философия такой научной дисциплины, как экономика.
Современная философия рассматривает многие проблемы экономической жизни общества, понимая под нею отношения собственности, распределения, обмена и потребления. Философские подходы к экономической жизни общества пытаются выявить, каковы источники развития экономической жизни, каково соотношение объективных и субъективных сторон в экономических процессах, как сосуществуют в обществе экономические интересы различных социальных групп, каково соотношение реформ и революций в экономической жизни общества и т. д.
Вне всякого сомнения - экономисту, как и любому человеку, важны мировоззренческие философские обобщения о современных взаимоотношениях природы и общества, необходимости восстановления и сохранения биосферы - Колыбели и Дома человечества, перехода его на новую модель цивилизационного развития. Но для экономиста глубокое понимание императива выживания человечества особенно важно. Ведь безудержный рост техногенных производств является первым фундаментальным фактором разрушения биосферы в силу быстрого возрастания энергопотребления, потребления чистой первичной продукции биоты, пресной воды, сокращения биоразнообразия, площади залесенных территорий и т.п., а также увеличения объема вредных отходов. Урсул А.Д. Государство в стратегии устойчивого развития. М., 2000. С. 23-25.
Вместе с тем философия экономики дает философское понимание содержания многих основных экономических категорий («экономика», «хозяйство», «производство», «работа», «деньги», «экономический человек», «свобода», «потребность» и др.), которые за своей сутью и значением выходят за сферу экономики. Познание их содержания обеспечивает формирование общих представлений о природе хозяйственной деятельности, очерчивает ее место и роль в духовном бытии, морали, жизненном миру человека.
Но так как С.Ю.Глазьев не только экономист, но и политик, я считаю, что имеет смысл затронуть и такое понятие, как философия политики, а также провести взаимосвязь между экономикой и политикой.
Философию политики интересуют причинно-следственные отношения политики и власти, их социальный смысл, воплощение политики в материальных и идеальных формах, проблемы государства, гражданского общества, политического сознания, его соотношения с моралью, религией, искусством и т. д.
Особое значение имеет выяснение соотношения категорий «власть», «политика» с такими фундаментальными философскими категориями как «свобода», «справедливость», «равенство», в том числе национальное, классовое и общечеловеческое.
Политика и экономика имеют свою специфику, но в то же время их очень многое объединяет. Прежде всего их объединяет то, что именно они практически определяют сегодняшнюю жизнь общества. Кроме того, они в значительной степени ориентированы друг на друга: ведь не случайно до сих пор экономику у нас называют политической, а основным видом политики считается политика экономическая. Впрочем, и тенденции к их разделению отчетливы и достаточно сильны. А.Г. Спиркин Философия: Учебник для технических вузов. - М. 2000
Необходимо подчеркнуть, что в паре "экономика - политика" экономику следует рассматривать в первую очередь. Конечно, эти сферы неразрывны и едины, но если подходить к делу исторически, то можно сказать, что в дремучие времена первобытности экономическая жизнь - труд, обмен продуктами труда и т.п. - существовала, политики же в ее настоящем смысле тогда еще не было. Вот один пример "политического" решения "выборов" вождя племени. Взрослые члены племени производили этот выбор по такому критерию: со всей силы трясли дерево, а претендент на самом верху кроны держался за ветви. Если он не сваливался оттуда, то считался "избранным" - за ним признавалось право вождя. Пусть каждый сам решит, можно ли такое "избрание" считать политическим...
Экономическая философия входит в систему социальной философии, составляя ее существенную часть: у нее есть свой особый срез проблем, или угол зрения на экономическую жизнь общества. Чтобы ответить на вопрос, что такое экономическая философия как философское учение, следует прежде понять, что такое политическая экономия.
Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производства, образуют сложную структурно-функциональную и иерархически-соподчиненную систему; эта система образует то, что называют производственными отношениями. Она охватывает и отношения к средствам производства, т.е. форму собственности, и связи между людьми в процессе обмена, распределения и потребления создаваемых благ, и отношения людей, обусловленные их производственной социализацией, т.е. выражающие разделение труда, и отношения сотрудничества и соподчинения - управленческие отношения, и все другие отношения, в которые вступают люди.
В современном производстве, в котором все большую роль играет система управления, немалое значение приобретают отношения, складывающиеся в результате подбора и расстановки кадров с учетом их способностей, опыта, интересов и нужд самого производства, кадровая политика в целом. Таким образом, система экономических отношений чрезвычайно обширна - от индивидуальных отношений отдельных производителей до основополагающего отношения к средствам производства. Поскольку экономические отношения сегодня носят политический характер и управляются политическими методами, учение об экономике называется политической экономией.
Исключительная значимость политической экономии определяется тем, что она и сегодня обладает всемирно-объединяющей силой в жизни всего человечества. А жизнь человечества - это предмет философии. Поэтому философы изучали, анализировали и писали о политической экономии, участвуя в ее углубленно-обобщающем осмыслении.
2. Философия экономики Глазьева С.Ю.
Сергей Юрьевич Глазьев российский экономист, политик, бывший министр внешнеэкономических связей России, депутат Государственной думы 1, 3, 4 созывов. Кандидат в президенты РФ (2004). Заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС (с 27 ноября 2008 года). Доктор экономических наук, профессор, академик РАН (2008), иностранный член НАН Украины (с 4 февраля 2009 года). Родился в Запорожье, где окончил среднюю школу в 1978 году. В том же году приехал в Москву, поступил в МГУ на экономический факультет, и в 1983 году получил диплом с отличием экономиста-кибернетика.
Автор книг "Экономическая теория технического развития" (1990), "Теория долгосрочного технико-экономического развития" (1993), "Экономика и политика: эпизоды борьбы" (1994), "Сопротивление" (1995), "За критической чертой" (1996), "Геноцид. Россия и новый мировой порядок" (1997).
Увлечения - плавание, лыжи.
Любимый писатель - Ф.Достоевский.
Свободно владеет английским языком.
Православный (крещен в детстве).
По данным Центризбиркома доход Глазьева в 2002 году составил 821 тыс. рублей. У него в собственности подмосковный участок площадью 155 соток, а также жилой дом в городе Запорожье на Украине.
Феномен Глазьева
Разработанная Глазьевым стратегия долгосрочного экономического развития ориентирована на максимально полную реализацию имеющегося в России научно-производственного потенциала, создание необходимых макроэкономических условий для быстрого и устойчивого роста и повышения конкурентоспособности отечественной экономики, подъема благосостояния общества и уровня жизни людей. Сам Глазьев говорит об этом так:
«Сегодня сама жизнь заставляет оценивать возможности долгосрочного развития, искать точки роста на перспективу. У нас осталось крайне мало времени для того, чтобы остановить разрушение России. Еще немного и процессы деградации экономики и общества станут необратимыми».
Бесспорно, есть феномен Глазьева. Образованный молодой ученый и политик. Cторонник рыночной экономики, но выступающий против оголтелой ее либерализации, считающий что государственная поддержка высокотехнологичных отраслей экономики необходима, что полный отказ от государственного регулирования экономики опасен.
Все эти годы Глазьев предупреждал о губительных последствиях проводимой правительством политики, требовал ее изменения в интересах отечественной промышленности и населения. Понимая, что при действующем режиме вывести страну из кризиса невозможно, он поставил в Государственной Думе вопрос о недоверии правительству. При голосовании в 1994 году большинство депутатов высказались за отставку кабинета, но до положенных по регламенту 226 голосов не хватило 33. Кабинет Черномырдина устоял, политика разграбления страны набирающей силу ельцин-ской олигархией была продолжена.
Несмотря на противодействие исполнительной власти, депутат Глазьев продолжает делать все возможное для улучшения состояния российской экономики, отстаивая интересы народа в борьбе с компрадорской олигархией.
По инициативе Глазьева Государственная Дума принимает законы, направленные на создание необходимых правовых условий обеспечения экономического роста и эффективного регулирования экономики в интересах общественного благосостояния и развития отечественного научно-производственного потенциала. Среди них законы о поставках продукции для государственных нужд, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации, о восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, об антимонопольном регулировании и защите прав потребителей и другие.
Сергей Глазьев всегда последовательно выступал за возрождение российской духовности и Русской Православной Церкви, считая это необходимым условием возрождения русской культуры и государственности. В 1994 году он инициировал разработку и был автором законопроекта «О признании имущественных прав религиозных организаций», в котором предусматривалось возвращение Церкви имущества, незаконно конфискованного в годы революции. Позже им был подготовлен законопроект о социальном партнерстве между государством и религиозными организациями.
Сергей Юрьевич Глазьев известен в России и за ее пределами как автор теории долгосрочного технико-экономического развития. В рамках этой теории им проведены экономические измерения технического развития народного хозяйства России и СССР с начала прошлого века и оценена динамика его технологической структуры, проанализированы характерные для нее диспропорции и разработана программа модернизации отечественной экономики на основе нового технологического уклада.
В разработанной Глазьевым теории раскрыты основные закономерности развития современной экономики, что позволило ему обосновать принципы выбора приоритетных направлении научно-технического прогресса и разработать концепцию структурной перестройки российской экономики. Эти теоретические и практические результаты сегодня успешно используются при прогнозировании экономического развития страны.
Основываясь на своих научных результатах, Сергей Глазьев своевременно предсказал пагубные последствия политики «шоковой терапии» и неоднократно обращался в высшие органы государственной власти с предложениями по изменению экономической политики в целях преодоления кризиса экономики и вывода ее на траекторию устойчивого роста. Он заблаговременно предупреждает об угрозах национальной и экономической безопасности страны вследствие проводимой политики обслуживания интересов правящей компрадорской олигархии. Так, за год до краха финансовой системы страны 17 августа он выступил с докладом о надвигающейся финансовой катастрофе, предложив правительству и Центральному банку конкретные меры по ее предотвращению. В феврале 1998 года им был инициирован законопроект о чрезвычайных мерах по преодолению бюджетного кризиса, принятие которого позволило бы предотвратить надвигавшуюся финансовую катастрофу Проект закона был поддержан Государственной Думой, но отвергнут правительством, руководители которого решили играть в «финансовую пирамиду» ГКО до конца – слишком велики были доходы, получаемые на этом разорении бюджета.
К сожалению, многочисленные предложения и инициативы Глазьева по переходу к политике экономического роста не были восприняты правящей олигархией, заинтересованной лишь в собственном обогащении и вывозе капитала за рубеж. Тем не менее на основе его предложений был подготовлен ряд фундаментальных программ экономической политики в кризисных условиях. В частности, его разработки были востребованы Советом Федерации при подготовке стратегических решений верхней палаты российского Парламента по вопросам государственного регулирования рыночной экономики, антикризисной политики, социально-экономического развития России. Многие из них были реализованы в парламентских законодательных инициативах и воплощены в законах Российской Федерации. Сегодня они взяты на вооружение народно-патриотическими силами страны.
После финансового краха 17 августа 1998 года ряд предложений Глазьева, касающихся денежно-кредитной, ценовой и инвестиционной политики, был воспринят правительством Примакова и реализован в программе антикризисных мер. Эти предложения сыграли свою роль в послекризисном оздоровлении российской экономики. Проведение активной политики стимулирования экономического роста подтвердила правильность вывода С.Ю. Глазьева о возможных темпах социально-экономического развития страны при грамотных действиях государства в интересах подъема отечественного производства. Прирост промышленного производства за период осуществления этой программы с октября 1998 по май 1999 года составил 25%.