Философия истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 23:06, реферат

Краткое описание

Философия истории всегда находилась во взаимообусловливающих отношениях с историческим сознанием. Само существование философии истории немыслимо вне контекста исторического сознания. В то же время философское осмысление истории оказывало во многом формирующее воздействие на историческое сознание и соответственно на саму социально-историческую жизнь.

Оглавление

Введение

1. Философия истории.
2. Предмет философии истории.
3. Основные проблемы философии истории.
4. Перспективы развития человечества.
5. Заключение.

Файлы: 1 файл

ФИлософия.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

     В переходные периоды общественного развития проблема ценностей также выступает на первое место. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезинтификацией личности. Все это находит свое выражение в процессе переоценки ценностей, таких как добро, истина, красота, польза, гуманизм, нравственность, эстетическое достоинство, свобода и т.д.

     Философским исследованием природы ценностей  занимается определенная отрасль философии  – аксиология. Аксиология как самостоятельная отрасль возникла в западной философии в конце 19 начале 20 века как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей «проблеме ценности». Считалось, что эти вопросы (смысл жизни, истории, направленность в основание познания, конечная цель и оправдание человеческой деятельности, отношения личности и общества и др.) не поддаются научному анализу. Проблема ценности считается областью особого, всенаучного исследования, своеобразным способом видения мира.

     Ценности  выступают ориентирами и критериями деятельности людей. В центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, т.е. ценностное отношение возможно только там, где реально присутствует человек, являющийся носителем и субъектом ценностного отношения.

     Основными аспектами проблемы ценностей являются: соотношение ценности и оценки, вопрос об объективности ценности, возможна ли «отрицательная ценность», взаимоотношение общечеловеческих и групповых (классовых и национальных) ценностей, принципы классификации ценностей, специфика эстетических и нравственных ценностей и др.

     Немаловажное  значение в философии имеет и  обсуждение вопроса о сущности пространства и времени. В истории философии эта проблема в свою очередь распадается на три составляющие:

  1. каков гносеологический статус этих понятий? Являются ли они характеристиками материального бытия, или характеризуют устройство нашего сознания?
  2. каково отношение пространства и времени к субстанции?
  3. каковы основные свойства пространства и времени?

     Вопрос  о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному: одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие считали их чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира.

     Существуют  две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первая – субстанциальная – пространство и время трактуются как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Вторая – реляционная – ее сторонники понимают пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считаются несуществующими.

     Данная  проблема в некоторой мере была решена при создании теории относительности в начале XX века, которая была нацелена на раскрытие диалектических связей в природе и заставила отказаться от субстанциальной концепции.

     Кроме вышеперечисленных можно выделит  еще множество проблем философии  – антропологические, этические, эстетические и др. Все проблемы философии являются всеобщными и вечными, – что не означает их принципиальной нерешаемости, они решаемы, но только для каждого этапа развития общества и науки и в той степени, в какой это возможно при том или ином уровне развития общества. К тому же для того чтобы решать философские проблемы, нужно прежде всего владеть философскими средствами и опираться на историю философской разработки проблемы, на обширные философские знания.

      4. Перспективы развития человечества

    Какой сценарий развития человечества мы можем предложить в свете сказанного. Во-первых, основные массы населения Земли участвующие в традиционном историческом процессе с нашей точки зрения будут по-прежнему, сравнительно предсказуемы. Соответственно, существующие институты и стратегия будут достаточно конструктивны и необходимы, хотя эффекты целостности внесут существенные аномалии и поправки. Межнациональные конфликты, проблемы развивающихся стран, борьба за сферы влияния, экология, политика, экономика, это тот не полный перечень проблем, который занимает большинство умов, поэтому маловероятно, что широкие круги аналитиков осознают и проследят интимный процесс зарождения коллективного сознания.

    Параллельно традиционным социальным процессам, будут  лавинообразно развиваться, качественно новые социальные образования. Суть их сводится к возникновению упорядоченных социальных структур, формируемых посредством событийной синхронизации, межличностных контактов и общности мотиваций (этот процесс можно проследить на примерах из Интернета). Из всего перечисленного, пожалуй, наиболее необычным и наименее изученным, является механизм событийной синхронизации. По аналогии, это соответствует феномену временной упорядоченности функционирования клеток и органов в организме (процессу клеточного синхронизма и дифференцирования).

    С точки зрения мета исторической, причинами  возникновения коллективного сознания, является сумма таких явлений  как, сформировавшиеся физические механизмы  социальной общности (обусловлены геокосмическим фактором - социальный “кристалл”) плюс искусственная информационная среда, как фактор ментальной эволюции человечества.

    Достигнув критической точки, процесс обретения  коллективного сознания будет происходить  во взрывной форме. К чему это приведет сейчас трудно предположить, но если даже двое в одном доме не имеют полного взаимопонимания, то каков может быть эффект синхронизма и взаимоусиления большого числа людей, сказать очень трудно, тем более, что чисто технически такой процесс будет сопровождаться экстраординарными физическими проявлениями и возможностями (самоорганизацией).

    К сожалению, изученность вопроса  формирования целостности пока не велика, поэтому сказать, где и при  каких условиях с наибольшей вероятностью произойдет возникновение коллективного  сознания затруднительно. Это может быть религиозное движение, государство, общественный институт, научная организация, корпорация или секта.

    Тем не менее, можно с достаточной  уверенностью утверждать, раз возникнув, такая структура, будет неуязвима, устойчива и совершенно вне конкуренции. По сути, с момента ее возникновения история человечества вступит в новую фазу, и мы сейчас даже не можем вообразить, каким способом будут решены существующие для нас проблемы, и будут ли решаться именно они.

    Очевидно  только, что государство или народ, который будет принадлежать к осознающей себя общности, обретет будущность. Велика вероятность, что такая общность будет интернациональна и объединит людей определенного духовного и интеллектуального уровня. Не исключено и множественное возникновение очагов коллективного сознания. Все эти вопросы требуют тщательного исследования.

    Выше  сказанное, со стороны непредвзятого  аналитика, может вызвать принципиальный вопрос. Насколько серьезны основания, полагать, что существует объективный  механизм возникновения социальной целостности (Синергии) и соответственно, коллективного сознания.

    Как уже отмечалось в начале статьи, имеется экспериментально подтвержденное наличия феномена обеспечивающего событийную синхронизацию и качественную целостность в социальных процессах. Все исследования проведены в рамках традиционных научных методов, соответствуют общепринятым стандартам (для точных наук) и могут быть повторены независимыми экспертами. Кроме того, существуют исследования независимых авторов, косвенно подтверждающие факт существования обозначенных здесь феноменов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Философия истории исследует имманентную  логику развития человеческого общества, единство и многообразие исторического  процесса, проблемы социального детерминизма и социального прогресса. Она  дает теоретическую реконструкцию  исторического прошлого, устанавливает истинность исторических фактов и событий.

      Философия истории не может развиваться  без использования достижений исторической науки. Она не может делать научные  обобщения без знания конкретных фактов и конкретной действительности. Поэтому она постоянно должна обращаться к результатам исторической науки. Но и историческая наука нуждается в философии истории, так как благодаря ей получает мощный методологический инструмент познания и изучения исторического прошлого.

      Формирование  философии истории процесс трудный и сложный, в ходе которого проявлялись различные позиции ученых. Одни отвергали её, обвиняя в спекулятивности и схоластике, другие защищали. Определенный скептицизм сохранился и в настоящее время но он пройдет, ибо нельзя игнорировать тот факт, что люди нуждаются в философско-историческом прочтении своей истории, своего социума.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература. 

1. Алексеев  П.В. Философия: Учебник. – М.: ТЕИС, 1996. – 580 с.

2. Кальной  И.И. Философия: Учебник. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. – 447 с.

3. Канке  В.А. Основы философии: Учебник.  – М.: Логос, 2003. – 288 с.

4. Основы  современной философии: Учебник  / Под ред. М.Н.Росенко. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 295 с.

5. Скирбек  Г. История философии: Учебное  пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 715 с.

6. Спиркин  А.Г. Основы философии: Учебное  пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1988. – 592 с.

7. Спиркин  А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 368 с.

8. Философия:  Учебное пособие / Под ред. В.И. Кириллова. – М.: Юристъ, 2001. – 376 с.

9. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru 

Информация о работе Философия истории