Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:48, доклад
Будем рассуждать попросту и житейски. Что вы называете живым предметом, например живым человеком? Вы, (исповедуя агностицизм), можете сказать: я ничего не знаю, что творится в душе этого человека; я вообще ничего и не могу знать; я знаю только его внешность, глаза, нос, рот, уши, ноги и пр.; я знаю только это, и никакой сущности этого человека я не знаю. Такое рассуждение, простите, вздорно.
Текст по 1 теме «Философия имени». Лосев А. Философия имени (III. Предметная и до-предметная структура имени, 139-140)
Будем рассуждать попросту и житейски. Что вы называете живым предметом, например живым человеком? Вы, (исповедуя агностицизм), можете сказать: я ничего не знаю, что творится в душе этого человека; я вообще ничего и не могу знать; я знаю только его внешность, глаза, нос, рот, уши, ноги и пр.; я знаю только это, и никакой сущности этого человека я не знаю. Такое рассуждение, простите, вздорно. Если бы вы действительно, реально так переживали человека, как вы описываете, то чем бы отличалось ваше отношение к этому человеку от вашего отношения к восковой фигуре, точь-в-точь копирующей этого человека?
Как бы мы ни ограничивали своих познаний, но, поскольку мы, живые люди, имеем общение с живым человеком, мы знаем его с гораздо более внутренней стороны, чем внешность.
Мы чувствуем в нем этот скрытый и никогда не проявляемый до конца …момент, который вечно оживляет этого человека, посылая из глубин его сущности наверх, на внешность, все новые и новые смысловые энергии. И только благодаря этому человек, с которым мы общаемся, — подлинно живой человек, а не статуя и не мумия.
Равным образом, (исповедуя поверхностный рационализм), вы могли бы сказать: я знаю, или могу знать, человека насквозь; все, из чего он состоит, вполне охватываемо отвлеченными понятиями, вполне описуемо и демонстрируемо; я могу знать не только все его внешнее, но всю его внутреннюю сущность до конца и до дна.
Это — тоже весьма поверхностное …и наивное воззрение. С таким человеком, который ясен и понятно описуем до конца, мы не можем иметь никакого реального или жизненного общения.
Любить, ненавидеть, презирать, уважать и т. д. можно только то, в чем есть нерастворимая и неразложимая жизненная основа, упорно и настойчиво утверждающая себя позади всех больших и малых, закономерных и случайных проявлений.
Лицо человека есть именно этот живой смысл и живая сущность, в одинаковых очертаниях являющая все новые и новые свои возможности, и только с таким лицом и можно иметь живое общение как с человеческим.
Задания: 1. Чем бы отличалось ваше отношение к человеку от вашего отношения к восковой фигуре, точь-в-точь копирующей этого человека? 2. Какие другие слова мы сегодня используем, чтобы обозначить отличие человека от мумии и статуи? 3. Можем или не можем мы знать человека «до конца»? 4. «Агностицизм» - найти определение понятия в Сети и объяснить, зачем это слово автор использует. 5. То же проделать применительно к «рационализму».