Философия и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:40, курсовая работа

Краткое описание

Религия, как и философия, является мировоззрением, правда, специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является “священным”, сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом. “...Всякая религия, — отмечал Ф. Энгельс, — является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных”1.

Оглавление

Введение 3
Взаимоотношение христианства и философии в эпоху Средневековья 6
Религия и философия в эпоху Возрождения 11
Усиление философии в Новое время 15
Религия и философия в истории Российского государства 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

Философия и религия.doc

— 137.50 Кб (Скачать)
="justify">     В течение многих тысячелетий религиозные  верования носили политеистический характер. Это означало, что у  каждого рода и племени существовало несколько богов, которым они  поклонялись. Религию этого периода в ее истории, строго говоря, еще нельзя считать концептуально сформировавшимся мировоззрением. Это было скорее мироощущение, которое можно характеризовать как натуралистическую религию, природную религию, так как в понимании, отражении окружающего мира человек, подобно пуповине, был крепко связан с природой. Если говорить более конкретно, то идеи первобытных народов о душах, духах и богах, как правило, выражались в мифологической форме, а основными сюжетами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море, огонь, звезды, ветер и т. п. Следует учитывать, что создание человеком мифов стало первым его шагом к творчеству и познанию самого себя.

     Начиная с XIII века, христианство с целью доктринального усиления своих позиций, расширения и углубления своей веры начинает усиленно использовать аристотелевскую философию, которая до этого лишь частично была им известна и одновременно из-за своей рационалистичности л эмпиричности ими игнорировалась.

     Плодотворными для развития философии следует признать ряд положений, высказанных богословом Фомой Аквинским. Это прежде всего его идеи о сущности и существовании, признании за наукой способности к объяснению закономерностей мира, утверждение об отсутствии между наукой и верой противоречий, убеждение в том, что источником человеческого познания является не причастность к божественным идеям, а человеческий опыт, чувственное восприятие мира.

     В целом можно сказать, что в  эпоху Средневековья, когда влияние  церкви на все сферы общественной жизни было велико как никогда, сосуществование, а порой и благотворное взаимовлияние религии и философии не прекращалось Значительные изменения во взаимоотношениях между религией и философией происходят в Новое время, хронологически охватывающее собой период с конца XVI века до середины XIX в. Начинается этот период с того, что философия только-только подготавливает пространство для самостоятельного существования, а заканчивается серьезным ослаблением роли религии и доминированием светских концепций, опирающихся на человеческий разум и опыт социально-политической жизни общества.

     Теоретическая деятельность французских мыслителей-безбожников, которые уже не удовлетворялись  лишь отрицанием реальности Бога и  обязательности религиозного культа, но также требовали принятия на государственном и общественных уровнях решений, которые бы секуляризировали государственную власть, то есть отделили церковь от государства, ликвидировали привилегии церкви и ее клира, сыграла колоссальную роль в изменении соотношения сил и влияния между религией и философией. С этого момента религия начала постепенно сдавать свои доминирующие позиции практически во всех сферах духовной жизни, а философия не только получила статус самостоятельной и независимой от религии науки, но начала постепенно усиливать свои позиции в общественной жизни.

 

Список использованной литературы

 
 
     
  1. Пивоваров Д.В. Философия религии. М. 2006.  236 с.
  2. Франк С.Л. Философия и религия / Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990. С. 324-332.
  3. Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992. N 7. С. 34-44.
  4. Митрохин Л.Н. Философы и религия // ВФ. 1989. N 9. С. 16-35.
  5. Современная буржуазная философия и религия. М., 1977.
  6. Шердаков В.Н. Философия религии и религиозная философия // Вопросы философии. 1995. N 2. С. 181-188.
  7. Введение в общее религиоведение / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2001.
  8. Ляликов Д. История учений о религии // Философская энциклопедия. Том 4. М., 1967. С. 492-494.

Информация о работе Философия и религия