Философия и наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:09, реферат

Краткое описание

Главная цель данной работы заключается в том, чтобы определить, что такое наука и философия, выявить связь между научными и философскими открытиями, гипотезами и исследованиями, а так же раскрыть сущность философии как науки.
Основными задачами работы являются:
-Показать связь науки и философии;
-Раскрыть научную сущность философии, и философскую сущность науки.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1 Понятие философии и науки…………………………………………………4
2 Флософия как «наука наук» по Гегелю…………………………………..5
3 Соотношение между философией и наукой……………………………….10
4 Роль философии и науки в деятельности человека………………………..11
Заключение……………………………………………………………………..14
Список используемой литературы……………………………………………16

Файлы: 1 файл

философия и наука.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

 

3 Соотношение  между философией и наукой

 

Возможны четыре различных  решения этого вопроса:

а) философия включает в себя науку;

б) философия входит в  состав науки;

в) философия и наука - это разные области знания;

г) философия и наука - это различные, но частично совпадающие, пересекающиеся области знания.

Наиболее реальным является решение г. Оно предполагает, что  философское знание отличается от научного, но в то же время сохраняет связь  с последним. Эта связь прояв­ляется в том, что имеются проблемы, общие для философии и науки (например, философские проблемы физики, математики, биологии и других наук). Особенно тесно связана философия с социальными и гуманитарными науками.4

 

Отношение науки к  философии:

а) естественные науки ближе к онтологии;

б) гуманитарные науки - к  гносеологии.

Отношение философии  к науке:

а) скептическое (экзистенциализм, неотомизм);

б) преувеличенно-положительное (позитивизм);

в) уравновешенное по форме (марксизм)5.

 Известно высказывание  Альберта Эйнштейна: «Если под философией понимать поиск знания в его наиболее общей и наиболее широкой форме, то ее, очевидно, можно считать матерью всех научных исканий». Томас Манн считает философию «царицей наук». Она обозревает, сводит в духовное единство, систематизирует и проясняет много исследований во всех областях науки. «Философия - это сжатое изложение науки своего времени» - вторит им Огюст Конт. Все науки в своих основаниях имеют философию, как связующее звено и системное миропонимание.

 

4 Роль философии и науки в деятельности человека

 

Наука и философия  играют в жизни человека огромную роль. Они охватывают все сферы  человечного бытия, его деятельности. Но, если научные достижения, особенно таких наук физика, химия, биология, генетика, астрономия, математика, экономика видны невооруженным

глазом, то достижения гуманитарных наук и философии ярко не проявляются. Дело в том, что естествознание и  его открытия непосредственно направлены на улучшение жизни человека. Промышленные, технические и технологические революции стали реальностью благодаря открытиям, сделанным именно в естествознании. Оценку же результатам процессов ускоривших, прогресс человечества дают, гуманитарные науки (история, обществознание), без которых невозможно представить объем изменений, произошедших с цивилизацией за многие тысячелетия.

Из этого ряда выпадает философия, так как она и не оценивает прошлое, не способствуют созданию материальных благ, которые  и ощущаются человечеством в  первую очередь. Обыватель считает, что философия вообще не приносит никакой пользы, следовательно, нет в ней непосредственной необходимости, забывая при этом простую истину, что философия – это не просто наука, а сам процесс мышления, идеи, рождающиеся в его мозге. Необходимость философии в жизни человечества доказана и предметом исследования науки. Ведь не одна наука, будь-то математика, физика или история не объясняет человеку такие важные категории как время и пространство, добро и зло, совесть, сознание и многое другое. Возникнув из потребности человека осмыслить сущность мира, философия стала той наукой, которая объясняет и обобщает знания во всех областях науки. В процессе развития человеческого общества и накопления знаний складывается определенная картина мира – обобщенное представление о мироздании, содержащее наиболее важные результаты познавательно-практической и социальной деятельности человечества. Она включает в себя не только данные естественных наук, но и их философское осмысление, определенные методологические принципы. По мере развития человечества одни картины мира сменяются другими – более совершенными. В силу этого обстоятельства усложняется и процесс объяснения явлений и поэтому вместе с расширением представления о мире, углубления его знаний об этом мире на передний план выходят такие аспекты, как поиск первопричин мироздания, подведения под теоретическую базу новых находок и открытий. Старые теории и гипотезы отбрасываются либо сливаются и становятся составной частью новых доктрин. Так продолжает во все времена существовать развитие научного и философского осмысления окружающего человека мира, его самого в этом мире.

Немецкий мыслитель  А. Шопенгауэр (1788 – 1860) писал: «Мир –  мое представление»; вот истина, которая имеет силу для каждого  живого и познающего существа, хотя только человек может возводить ее до рефлективно-отвлеченного сознания; и если он действительно это делает, то у него зарождается философский взгляд на вещи. Для него становится тогда ясным и несомненным, что он не знает ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце, руку, которая осязает землю; что окружающий его мир существует лишь как представление…»6.

Человек, изучая землю, вселенную, открывая законы природы, расширяет  свое представление о мире, однако только человеку свойственно создавать  свой мир. В определенном смысле – этот рукотворный мир и есть культура, то есть все, что создано руками человека. Философия и наука созданы гением человека и в широком смысле являются частью культурного наследия человечества, создаваемого веками.

Таким образом, роль науки и философии в жизни и деятельности человека не возможно переоценить. Наука открывает новые явления и законы, философия их обобщает и доносит до миллионов живущих индивидов сегодня, и которые придут нам на смену.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение хотелось бы отметить, что современной цивилизации не существовало бы ни без науки, ни без философии, также как и этих двух человеческих сущностей друг без друга.

Философское знание шире любого научного эксперимента, оно строится на предельно широком обобщении, источником которого является в конечном счете универсальный опыт человечества. Оно имеет дело с наиболее общими категориями и законами развития природы, общества и человеческого мышления, которые действуют на самом высоком уровне эволюции мира, во всех науках и сферах деятельности человека.

Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем  наука, её началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка. Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки  наук, философия может рассматриваться  как наука, имеющая дело с более  высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача второго - выявление более общих закономерностей и тенденций.

 

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что все науки в своих основаниях имеют философию, как связующее звено и системное миропонимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Брокгауз Ф.А., Эфрон  И.А. «Энциклопедический словарь»  М. 2002

2. Ожегов С.И. Словарь  русского языка М. 1964

3. Кармин А.С. Культурология  / А.С. Кармин. - СПб.: Лань, 2004

4. Романов И.Н. Философия.  Исследования - тексты - схемы - таблицы  - упражнения - тесты. Учебное пособие  / - М., 2003.

5. Шопенгауэр А.  «Мир  как воля и представление»  М. 1998

6. Электронная энциклопедия  Кирилл и Мефодий М. 2007

1 Ф.А. Брокгауз и И.А. Эфрон «Энциклопедический словарь» М. 2002 стр. 601

2 С.И. Ожегов Словарь русского языка М. 1964 стр. 839

3 Электронная энциклопедия Кирилл и Мефодий М. 2007

4 Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб.: Лань, 2004. – с.486

5 Романов И.Н. Философия. Исследования - тексты - схемы - таблицы - упражнения - тесты. Учебное пособие / - М., 2003. - 352 с.

6 А. Шопенгауэр Мир как воля и представление М. 1998 стр. 78


Информация о работе Философия и наука