Философия и экологические проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 05:36, реферат

Краткое описание

В современном мире особую остроту приобрели экологические проблемы. Экологическая ситуация в начале XXI века во всем мире, а так же во многих регионах и странах продолжала ухудшаться. Главной причиной обострения экологических проблем является техногенная деятельность людей, которая вызывает неблагоприятные проявления природных стихий. Фактором, обостряющим экологические проблемы, является также резкое увеличение численности населения в мире в ХХ веке, что привело к усилению давления на окружающую природную среду.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 16.50 Кб (Скачать)

                                          Философия и экологические проблемы

 

Вызовы современности  и философия: Материалы «Круглого  стола», посвященного Дню философии  ЮНЕСКО.

 

В современном мире особую остроту приобрели экологические  проблемы. Экологическая ситуация в  начале XXI века во всем мире, а так  же во многих регионах и странах  продолжала ухудшаться. Главной причиной обострения экологических проблем является техногенная деятельность людей, которая вызывает неблагоприятные проявления природных стихий. Фактором, обостряющим экологические проблемы, является также резкое увеличение численности населения в мире в ХХ веке, что привело к усилению давления на окружающую природную среду. Негативно сказывается на экологической ситуации в мире, в регионах и в отдельных странах традиционное потребительское отношение человека и общества к природе и ресурсам. Обогащение определенных предпринимательских кругов по-прежнему осуществляется за счет природы без должного учета последствий для естественной среды проживания людей.

 

В последние десятилетия  особенно катастрофичными для человека и общества и для природных  систем были такие явления и процессы, как стихийные аномалии в виде наводнений, засух, пожаров, температурных  колебаний, ураганов и других подобных явлений; сокращение площадей, занимаемых лесами, снижение плодородия почв; сокращение жизненно важных природных ресурсов, необходимых для общества, по многим позициям, изменение некоторых географических показателей, таких как озоновый слой, газовый состав атмосферы, радиационное загрязнение и т. П. Обострение экологических проблем поставило под вопрос безопасность и само существование человеческого общества, а также его способность адекватно реагировать на возникшие угрозы и вызовы.

 

Особенно остро и зримо  очертил глобальную экологическую  проблему академик Моисеев Н.Н. в  своей известной последней книге  «Быть или не быть человеческой цивилизации».

 

Нужно отметить, что проблемы взаимодействия человека, общества и  природы являются традиционными  для философии на протяжении всей истории ее существования и развития. Философия всегда отражала проблемы бытия человека и природы, стремясь придать определенную гармонию их взаимодействию на основе духовного постижения человеком  себя и мира природы и, соответственно, одухотворенной деятельности, направленной на преобразование природы.

 

 

Важным достижением философии  является также концепция этического отношения к природе. Основополагающие положения этой концепции были сформулированы А. Швейцером в его известной книге «Культура и этика». Им был сформулирован известный принцип биоэтики «благовения перед жизнью». В современной философской и этической мысли этот принцип получил дальнейшее развитие и модифицирован в принципы экологической этики, биоэтики, включая биоэтику в медицине. Это одно из перспективных направлений развития этики и в целом философской мысли на современном этапе.

Значительными являются идеи Н.Н. Моисеева об экологическом императиве, о коэволюции - (совместная эволюция биологических видов, взаимодействующих в экосистеме,  изменения, затрагивающие какие-либо признаки особей одного вида, приводят к изменениям у другого или других видов. )

 

Социальная философия, изучая причины деградации среды обитания человека и меры по ее защите и совершенствованию, способствует расширению сферы свободы  человека путем создания более гуманных отношений как к природе, так и к другим людям. Философская мысль участвует в формировании экогуманизма(мировоззрение, в центре которого находится идея человека и экологии как высшей ценности) в сознании и поведении человека и различных социальных слоев. От распространения экогуманизма в обществе в значительной степени зависит формирование отношений человека и общества к природе, а, следовательно, и подходы к решению экологических проблем.

 

Отношение человека к природе  всегда опосредуется общественными  отношениями и структурами, прежде всего политической системой и производственными  отношениями. Поэтому философская  мысль, проясняя сущность взаимодействия общества и природы, экологических  проблем должна оказывать свое ориентирующее, мировоззренческое влияние не только на отдельных индивидов, но и на принятие в обществе мнения, ценности, нормы, установки, на духовную культуру в целом. Любая социальная система должна находиться в гармонии с природной  средой, а свои средства труда и  способы использования природы, свое производство и потребление  приспособить к природным условиям. К природным условиям она должна приспособить и свой образ жизни и свою популяцию, включая численность населения.

 

В наше время угроза окружающей среде приобрела не только глобальный характер, но создала предкризисную  ситуацию, которая может при определенных условиях перерасти в состояние  кризиса и станет опасной для  человека и мирового сообщества в  целом.

Следовательно, ситуацию необходимо кардинально менять. И философия  в решении этой задачи может сыграть  достаточно важную роль.

 

Многие мыслители причину  экологических бедствий видят в  самом человеке, в его способности  создавать и применять технологии, уничтожающие жизнь в природе; в  его неумеренном стремлении к  потребительству и обогащению за счет природы, в его традиционной позиции собственника, царя природы. Это и стереотипы мышления и поведения необходимо менять. Человек не царь природы, он зависит от природных ресурсов, от состояния биосферы. Ресурсы природы не бесконечны, а конечны имногие из них близки к исчерпанию. Изменить отношение к природе, бережно относиться ко всему живому: и к природе, и к человеку, экономить природные ресурсы, перерабатывать отходы — это задачи, которые вышли сегодня на передний план. Сохранение биосферы является необходимым условием выживания человечества. Экологически устойчивым развитием человечества является такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей людей в настоящее время, но не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.

 

Главная задача — осмысление модели будущего устройства общества как эколого-информационной цивилизации, способной к гармонизации отношений  с природной средой. Это без  преувеличения центральная, стратегическая задача на дальнейшую перспективу, стоящая  перед философской мыслью.

 

Развитие экологически ориентированной  экономики — важнейшее условие перехода общества на путь гармонизации системы «общество–природа» и стабилизации экологической ситуации в мире, в регионах и отдельных странах. Поскольку главная причина возникших экологических проблем исходит от самого человека, следовательно, нуждается в изменениях и сам человек и прежде всего его духовность. Нуждается в изучении, определении и использовании духовный потенциал человека и общества в решении сложных экологических проблем, вставший перед мировым сообществом.

 

Наконец, нуждается в защите и природа самого человека. Одна из самых опасных современных  угроз состоит в том, что нарастают  негативные изменения в генетической основе человека, в том числе под  влиянием неблагоприятных природных  условий, а также в результате употребления различных вредных  веществ, вызывающих эти изменения. В выработке подходов к решению  этих задач философы могут и должны принимать самое активное участие  для блага человека и человечества.


Информация о работе Философия и экологические проблемы