Философия и глобальные проблемы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:03, реферат

Краткое описание

Глобальные проблемы (франц. glоbаl - всеобщий, от лат. glоbus (terrae) - земной шар) представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит развитие, дальнейший социальный прогресс и, в конечном итоге - сохранение цивилизации. Они представляют собой причудливое переплетение на общепланетарном, общемировом и общечеловеческом уровне социально-экономических, политико-идеологических, культурных, биосоциальных и социоприродных противоречий в современном мире. Некоторые проблемы, которые сегодня мы называем глобальными, сопровождали человечество на протяжении всей его истории и были актуальны во все времена.

Оглавление

Введение---------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Анализ глобальных проблем современности--------------------------3
Глава 2. Пути решения глобальных проблем---------------------------------------12
Заключение-----------------------------------------------------------------------------------18
Список использованной литературы--------------------

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 58.84 Кб (Скачать)

- разработку гуманных способов  и технологий регулирования рождения  потомства;

- пропаганду и внедрение в  жизнь высокой культуры семейно-брачных  отношений.

Небезынтересен и взгляд на эту  проблему со стороны исследователей, воспринимающих биосферу Земли как  целостный живой организм, очень  активно реагирующий на влияние  на его жизнедеятельность человека. Они, в частности, утверждают, что  биосфера обладает множеством еще непознанных  нами способностей и, в частности, регулирования  численности человечества, которая  не перешагнет кризисной черты в 12 миллиардов. В качестве таких называют стихийные бедствия, а также болезни, поражающие людей и ранее неизвестные  науке.

Таким образом, учеными обращается внимание на необходимость более  осторожного и взвешенного отношения  со стороны человека к миру, его  окружающему, ибо конфликт с ним  может отторгнуть людей от себя, уничтожив их.

Проблема здоровья человечества

Еще одна угроза - опасность, нависшая над человеческой телесностью.

Да, мы духовны. У нас есть разум. И, как уверяют теологи - дух и  душа. И духовность возвышает человечество над всеми иными природными феноменами. Но все (или почти все размышляющие о человеке) повторяют, что личность человеческая есть телесно-духовное единство. Телесное здоровье всегда на одном  из первых мест в системе человеческих ценностей.

И тем тревожнее слышать нарастающее  предупреждение биологов, генетиков, медиков  о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, деформации его телесных основ. Расшатывание генофонда, лихие шаги генной инженерии, открывающей не только горизонты, но и зловещие возможности.

Не исключена возможность ломки  основного генетического кода в  результате непродуманных вмешательств в его структуру. Повсеместно  фиксируется резкое ослабление иммунного  аппарата человека под действием  ксенобиотиков и многочисленных социальных и личных стрессов.

Есть зримые последствия этого  явления. Леденящее слово «СПИД» все чаще вторгается в человеческую жизнь. Эта беда, постигшая человечество, есть первая в истории глобальная пандемия, сеющая смерть, которую пока что никто и ничто не в состоянии  остановить. Ряд исследователей полагает, что это не просто болезнь, а некоторый  этап в биологическом существовании  рода людей. Связан он же с необузданным массовым вторжением людей в природные  основы их собственного бытия. СПИД сегодня - это уже не узкомедицинская, а  подлинно общечеловеческая проблема.

К этому можно прибавить нарастание процента наследственно отягощенных  уродств, рост женского бесплодия и  мужской импотенции.

Проблема преступности

Помимо выше названных глобальных проблем современности, существует еще одна, очень актуальная проблема как для процветающих стран, так и для влачащих нищенское существование - проблема преступности. Многообразие видов деятельности современного человека дало не только много положительных, результатов, но и породило столь же богатый набор его противоправных действий с различной степенью негативных последствий. Проявляются они в сфере экономики, финансов, политики, административной деятельности, давно уже пройдя ту грань, когда преступления совершаются отдельными людьми или их небольшими группами.

Причины преступного поведения  людей очень многообразны и поэтому  изучаются целым рядом наук, в  частности, криминологией, юридической  психологией. Философский аспект этой проблемы нами уже неоднократно обсуждался, например, при исследовании диалектики соотношения понятий «свобода - необходимость». В качестве же глобальной она стала  восприниматься с тех пор, как  обрела характер организованной и вышла  за пределы отдельных государств. Международные синдикаты и другие объединения преступников, занимающиеся производством и сбытом наркотиков, игорным бизнесом, проституцией, торговлей трансплантантами и т.д. вовлекли в сферу своей деятельности миллионы граждан различных государств. Денежный доход от их операций составляет сотни миллиардов долларов.

Негативные последствия организованной преступности заключаются:

- в угрозе жизни и безопасности  больших масс людей,

- подрыве экономики государств,

- подрыве здоровья людей в результате употребления наркотиков и ведения нездорового образа жизни,

- в растлении малолетних,

- в образовании криминальных  политических режимов и т.д.

Успешное преодоление этого  зла возможно только при объединении усилий правительств и правоохранительных органов всего мирового сообщества, обязанного осознать, что такое явление как преступность не имеет границ и, в первую очередь, поражает наиболее дееспособную часть населения, выводит из государственного обращения массу денежных средств и материальных ресурсов.

В завершении рассмотрения вопроса  можно сделать вывод о том, что с глобальными проблемами современности связывают именно те из их большого ряда, так хорошо известных  каждому из нас в повседневной жизни, которые приняли общечеловеческий характер, стали не только результатом  преобразующей деятельности людей, но и еще не познанных нами космических  процессов.

Название глобальных эти проблемы получили еще и потому, что требуют  всеобщих усилий для их преодоления. Они же распространяются на сферу  политических, экономических, духовных отношений между народами.

Вряд ли следует надеяться на установление гармонии в таких сложных  системах как: «человек - человек», «человек - природа», а в будущем и «человек - космос», если на нашей планете  сохранится такое положение, когда  в одной ее части царит изобилие и благополучие, а в другой - дети умирают от голода, когда материальные ресурсы и денежные средства будут  по-прежнему расходоваться на обеспечение  идеологического и военного противостояния между странами, на неосуществимые или опасные своими последствиями научно-технические иди социальные эксперименты.

Таким образом, чем активнее человечество сконцентрирует свои усилия в направлении  успешного разрешения глобальных проблем  современности, тем с большим  основанием оно будет иметь возможность  с оптимизмом рассуждать об обозримом  и отдаленном будущем, с большей  степенью вероятности строить прогнозы на них.

Глава 2. Пути решения глобальных проблем

Специфика философского осмысления глобальных проблем состоит в следующем:

1) Философия, формируя новое  мировоззрение, задает определенные  ценностные установки, которые  во многом определяют характер  и направление человеческой деятельности.

2) Методологическая функция философии  состоит в том, что она обосновывает  частные теории, способствуя целостному  видению мира.

3) Философия дает возможность  рассматривать глобальные проблемы  в конкретно-историческом контексте.  Она показывает, в частности, что  глобальные проблемы возникают  во 2-й пол. ХХ столетия.

4) Философия позволяет увидеть  не только причины возникновения  глобальных проблем современности,  но и выявить перспективы их  развития, возможности решения.

В поисках путей решения глобальных проблем современности определяющую роль играет умение человека прогнозировать будущее. Это качество, в котором  заложена способность высшей нервной  системы к опережающему отражению  действительности, задано человеку от рождения, то есть генетически присуще  ему.

К пониманию этого феномена люди подошли сравнительно недавно, порядка  ста лет назад, что позволило  философам способность человека к предвидению характеризовать  как знание о будущем, т.е. о том, чего еще нет в действительности, но уже потенциально содержится в  настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития.

С объективными предпосылками традиционно связываются процессы, протекающие в космосе, например, рождение звезд, движение планет по определенной траектории, или же - на нашей планете, в частности, смена времен года, землетрясения, зарождение жизни и смерть. Они имели место всегда и будут протекать независимо от наших желаний или знаний об их содержании.

Субъективный фактор как раз и отражает ранее отмеченную способность людей оказывать воздействие на процессы, протекающие в природе и в обществе. Ведь человечество давно уже изменило облик планеты, изобрело фантастические, недоступные даже самому богатому воображению наших предков способы добывания пищи и создания условий для жизнеобеспечения, и является носителем еще множества нереализованных идей и невнедренных в практику технологий. О способности же людей изменять жизнь общества в соответствии с представлениями идеологов о самой совершенной модели государства и наиболее эффективных способах их реализации достаточно хорошо известно на примерах истории Германии и России XX века, а также отношений между капиталистической и социалистической системами. И, естественно, что субъективных фактор может оказать, при определенных обстоятельствах, решающее воздействие на ход истории, природу и т.д. в будущем через процессы, протекающие под влиянием людей в настоящем.

Таким образом, под будущим не следует  понимать что-то, неопределенное и аморфное в грядущем без каких-либо временных  рамок и пространственных границ, в котором может произойти  все, что подскажет фантазия.

Современные философы сходятся во мнении о том, что научное предвидение  и социальное прогнозирование должны содержать в себе ответ не только на вопрос о том, что реально совершится в будущем, но и какие формы  обретает оно, и какова вероятность  данного предположения.

Наиболее распространенным представлениям об уровнях прогнозирования будущего следует отнести следующее:

- непосредственное;

- обозримое;

- отдаленное.

Непосредственное  будущее уже во многом содержится в том. что происходит в настоящем. Наука располагает о нем многими конкретными данными, благодаря чему удается составлять обоснованные и весьма достоверные предположения о том, что может случиться в ближайшие 20-30 лет. Например, с ее помощью можно достаточно точно «просчитать» численность населения планеты, запасы природных ресурсов в начале XXI века. Российские правоведы, в свою очередь, могут дать характеристику состояния преступности в нашей стране в эти же годы, а экономисты -предположить динамику развития промышленного производства, но при одном условии, соблюдение которого необходимо при подготовке прогнозов на более длительные сроки. Таковыми является: использование достоверных данных, а не их подтасовывание под желаемый вариант хода общественного развития. Такие прогнозы, сделанные даже на ближайшие годы, обречены на несбыточность, Всем известна судьба концепции построения коммунизма в СССР к 1980 году и многих программ: продовольственной, мелиорации, решения жилищной проблемы. Столь же неудачны были и попытки «большого скачка» в экономическом развитии Китая, предпринятые коммунистической партией этой .страны в середине 60-х годов.

Объективность в научном прогнозировании  исключительно важна, ибо позволяет  трезво взглянуть на возможные негативные последствия, например:

- в развитии политической ситуации  в обществе;

- в воздействии человека на  окружающую среду и т.д.

И такие прогнозы не следует воспринимать как вариант неизбежности гибели человеческой цивилизации. Они являются одновременно и предостережением ему, и своеобразным предложением к поиску наиболее приемлемого варианта обеспечения  бессмертия человеческого рода. Но следует помнить, что прогнозы - это  только предполагаемые варианты будущего. Ни один из них не может быть стопроцентно достоверным. И это наиболее ярко иллюстрируется при анализе других уровней будущего.

Так, если коснуться обозримого будущего, которое охватывает большую часть следующего столетия, то о нем можно сказать как о насыщенным различными вполне правдоподобными вариантами. Только прогнозируется оно на неполной информационной базе. К таким данным следует относиться с большой осторожностью, тщательно проверяя их вероятность. Тем не менее, на протяжении обозримого будущего следует ожидать завершения таких долговременных процессов, протекающих в планетарном масштабе как демографическая революция, преодоление развивающимися странами экономической отсталости, перехода к гуманизму, демократическому обществу и т.д. Очевидно и то, что мировым сообществом будет выработана единая политика борьбы с преступностью, хотя культурная и социальная интеграция вряд ли завершиться к этому времени.

Относительно отдаленного будущего, за пределами следующего столетия в основном можно судить на основании различных гипотетических предположений, не противоречащих реальным возможностям, но и не поддающихся определенным вероятностным оценкам с точки зрения исторических сроков и конкретных форм их воплощения в жизнь. Аналитиками различных специальностей указывается на возможность радикальных перемен в социальной жизни общества. Экономическая деятельность людей также подвергается глубоким технологическим преобразованиям. Заметно трансформируются потребности людей и средства их удовлетворения, благодаря чему проблема ресурсов для их обеспечения предстанет в ином виде, чем даже в обозримом будущем.

Менее оптимистичным должен быть взгляд в будущее с позиций борьбы с преступностью, как в обозримом, так и в отдаленном будущем  и не потому, что в человеке природой заложено противоправное поведение. Все  дело в том, что в обществе с  писанными законами обязательно будут находиться люди, не выполняющие их по разным причинам: одни из них будут совершать противоправные действия по «недомыслию», другие - в силу стечения обстоятельств, третьи -из-за протеста против существующих порядков и т.д. Но, очевидно, что из-за практики исчезнут одни виды преступлений, а их место займут другие, «привязанные» к тем условиям, в которых будут жить наши потомки. Кардинально изменятся и виды наказаний за совершенные преступления, и способы их отбывания.

Информация о работе Философия и глобальные проблемы современности