Философия и ее предмет

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:22, доклад

Краткое описание

Философия - это мнение о: предмете философии и природе философских проблем Что есть мудрость? Какого рода знания и знания чего интересно для философов в первую очередь?

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 29.04 Кб (Скачать)

Философия - это мнение о: предмете философии и природе философских проблем Что есть мудрость? Какого рода знания и знания чего интересно для философов в первую очередь?

Путь мудрости - познание необъятного. Мудрость состоит в том, чтобы обо всех известных людям вещах судить, исходя из признания их общей, неизменной основы. Постижение необъятного открывает человеческому уму вечное, бесконечное, единое в неисчислимом множестве изменяющихся, имеющих свой конец, разнообразных вещей. Вот почему не всякое знание (например, знание единичного, случайного, эмпирического калейдоскопа повседневной жизни, «глупой бесконечности») является мудрость. Такое обилие знаний, мудрости не прибавляет, как говорит пословица, “Уму не учит”.Таким образом, цель философии – познание необъятного.Философия не только стремится подниматься над случайным и единичным, а и перешагнуть через время. Философская мысль - это мысль о вечном. Она является тем волшебным зеркалом, вглядываясь в которое человек видит себя как существо космическое, вечное. Поэтому в фокусе познавательного интереса философии на протяжении всей истории ее существования находятся такие вопросы (вечные проблемы): что является основой и первоначалом всего сущего. Как соотносятся в мире материальное и духовное начала. В каком состоянии пребывает космический универсум: в движении он или в покое, хаотический или упорядоченный, свободный или детерминированный, имеет цель своего развития или нет. Но самое главное это то, что философов всегда интересовал не мир сам по себе, не мир как таковой (этот объективный мир является главным объектом внимания науки), а живое отношение человек - мир, взятое в целостности и общности.

Например, даже ранних греческих натурфилософов проблемы вселенной, космоса интересовали не сами по себе, а в контексте решения  проблем человеческого бытия. За видимым бесконечным разнообразием  тел и явлений природы греческие  философы - досократики (VI -V вв. д.н.э.) пытались познать единую сущность. Бесконечная сила, упорядоченность и гармония космоса были в глазах греков надежной опорой, основой того, что гармоничным и разумным должны быть и их общий мир, и их моральность. Софисты (учителя мудрости) уже в V в. д.н.е. Провозгласили известный тезис «Человек является мерой всех вещей», а Сократ в своей ироничной шутливой манере заявил, что природу он не замечает, она его не интересует. Лозунгом его философии, как известно, стало выражение дельфийского оракула «Познай самого себя».

Человек - альфа и  омега, исходный пункт и конечная цель философствования, какой бы материал не анализировался, какую бы форму  не приобретала философия. Это направление  философии проявляется на протяжении всей ее истории, имеет тенденцию  к расширению и углублению антропологической  проблематики. В эпоху Возрождения, к примеру, понятие предмета философии  формулируется одним из замечательных  гуманистов XV в. Колюччо Салютати так: «Размышления об активности человека, живое понятие общего труда, размышления о положении человека и его судьбу, о его поведении, способ жизни, сама живая причастность ко всему драматичному жизненному опыту –это и есть философия». Знаменитые вопросы, которые сформулировал Иммануил Кант в XVIII в. («Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?») очертили не только предметное поле философии Нового времени, а и подготовили экзистенциально - антропологический поворот в философии XX в.

Философия базируется на особом типе мышления, который не направляется к утилитарно - прагматическому  или сугубо рациональному знанию, не отождествляет себя с пользой, с истиной или с мудростью  «на все времена», но обеспечивает тот настрой ума и души человека, который лежит в основе так  называемого «философского/ рефлексивного/ отношения к жизни». «Философское отношение к жизни» - это не непосредственное, дающееся практически каждодневно - жизненными потребностями отношение, а отношение через осмысление имеющихся форм культуры, (мораль, религию, искусство, науку), это позиция некоторой  отстраненности от повседневной жизни, это возможность посмотреть на мир  и на себя в этом свете с точки  зрения вечности.

Философия не имеет  четко выделенного из какой-либо области действительности предмета, и можно сказать, что ее предметом  является целостное отношение человека к миру. Основными аспектами (или  даже относительно самостоятельными отношениями  внутри такового) целостного отношения  человека к миру, которое является обобщением всех философских размышлений:

Аспекты целостного отношения человека к миру Понимаются как проблемы и отображаются в категориях Изучаются составляющие философского знания

а) отношения бытия  онтологичные онтологией

б) отношения познавательные гносеологические, эпистемологические гносеологией

в) ценностные отношения  аксиологические аксиологией

г) практические отношения  праксиологические праксиологией

Если вопрос (или  проблема) может быть отнесен (возведен) в один - хотя бы – из перечисленных  аспектов, то данный вопрос может претендовать на статус философского (проблемы).

Вопрос о природе  философского знания имеет такую  трактовку: или показывается философия  естественным наследием развития общественных нужд, которые принципиально не удовлетворяются  ничем другим; или философия - “ничья земля" между теологией и наукой (так трактовал философию великий  английский философ Б. Рассел); или  философия -промежуточное положение идей, этап в их развитии от теологического или фиктивного до научного или (это точка зрения родоначальника позитивизма О. Конта); или философия - всего лишь форма политической идеологии (видимость чего создавалась и в эпоху Просвещения, и – тем более в советскую эпоху) и т.д.

Представляется, что  философия как особый тип мировоззрения  возникла как ответ на вечную для человека потребность расширять кругозор, которая исторически развивается: свойственная людям любознательность постепенно перерастает в интеллектуальную потребность безграничного расширения и углубления знаний о мире, интеллект человека пытается постичь мир разумом в таких его ракурсах, которые не могут быть даны никаким опытом, интеллект стремится к знанию о мире как целостной реальности, с которой люди должны постоянно считаться в формировании программ своего поведения.Наука не может дать такое непостижимое знание, религия приписывает человеку программы поведения, которые определяются верой в сверхъестественное, и, наверно, только философии под силу удовлетворить потребности мыслящего человека в создании целостной картины мира и в осмыслении собственного назначения в этом мире. Ведь философия - это область духовной деятельности человека, в основе которой лежит критическая рефлексия над самой духовной деятельностью, над ее смыслом, целью и формами, и, в конечном счете - над выяснением сути самого человека как субъекта культуры, или, как уже сказано, естественного отношения человека к миру.

Вот как определял  философию и круг ее проблем выдающийся философ нашего столетия Мартин Хайдеггер: «Философия (метафизика) - ни наука, ни мировоззренческая проповедь: философию  нельзя постигнуть и определить обходным путем как что-то другое, чем она  сам. Она сама есть, только когда  мы философствуем, как наше собственное, как человеческое дело: Но знаем  ли мы, собственно, что такое мы сами? Чем является человек? Венцом творения или глухим лабиринтом, великим недоразумением и пропастью? Если мы так мало знаем  о человеке, как может тогда  наша сущность не быть нам чуждой? Как  прикажете философии не утонуть  во тьме этой сущности? Философия - мы как-то вскользь, наверно, знаем - совсем не бессмысленное занятие, в котором мы по настроению коротаем время, не просто накопление знаний, которое мы можем в любое время добыть из книг; но - мы только неясно это ощущаем что-то нацеленное на единое и неделимое, о чем человек высказывается до окончательной ясности и ведет последний спор. Философия всегда осуществляется в каком-то фундаментальном настроении" это стремление быть везде как дома, то есть в общем и целом это стремление подорвать доверие к науке, доказать бессмысленность жизни, бесплодность общественной деятельности, и является не чем иным, как потребностью поставить единственный в своем роде вопрос - что значит это в общем и целом, которое мы называем миром. Метафизика имеет вопросы, в которых мы стараемся охватить своими вопросами общее целое сущности, и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивая, оказываемся со знаком вопроса. Метафизика манила и манит нас: в темноту человеческой сущности. Наш вопрос: что такое метафизика? Превратилось в вопрос: что такое человек?» (Хайдеггер М. Основные понятия метафизики./Вопросы философии, 1989. 9. С. 116 - 122).

А вот список философских  вопросов, предложенных Бертраном Расселом: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то, что такое дух  и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он имеет независимые  возможности? Имеет ли вселенная  какое-либо единство или цель? Развивается  ли вселенная целенаправленно? Действительно  ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря  только присущей нам склонности к  порядку?

Является ли человек  тем, чем она представляется астроному, - крошечной кучкой углерода и воды, которая бессильно копошится  на маленькой второстепенной планете? Или же человек является таким, каким  он представлялся Гамлету? А может  он является и тем и другим одновременно? Существует ли высший и низший способы  жизни, или все способы жизни  напрасны? Если существует способ жизни, который является возвышенным, то в  чем он заключается и как его  достигнуть? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высшей оценки, нужно ли стремиться к добру, даже когда вселенная неуклонно  шагает к смерти? Исследовать эти  вопросы, если и не отвечать на них  дело философии». (Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С. 7-8)

Предмет философии  исторично меняющийся, следовательно, меняется и круг философских проблем, которые она формировала, но среди  них имеется и так называемые вечные вопросы, на которые каждая эпоха  старалась дать свои ответы, (которые, в свою очередь, порождали свои вопросы: расширяя тем самым не только сферу  философского интереса, а и представление  человека о самом себе и мире своего бытия). Закончим этот раздел цитатой из Николая Бердяева: «Если философия возможна, то она может быть только свободной, она не терпит принуждения: Философия является частью жизни и опытом жизни, опытом жизни духа в глубинах философского познания». Философия является особой сферой духовной культуры, которая отличается от науки и религии, но находится в сложных взаимоотношениях с наукой и религией... Философия есть любовь к мудрости и раскрытие мудрости в человеке, творческим порывом к смыслу бытия». (Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, стр. 57)

     2) Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

     Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и  сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей также подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настоя той или иной эпохи. Но в реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

     В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это  обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком  смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов  людей.1 

     2. Типы мировоззрений 

     В многообразии вариантов исторически  изменяющихся мировоззрений можно выделить ряд укрупненных градаций, типов. Мировоззрение – образование интегральное. В нем принципиально важна связь его компонентов, их «сплав». И как в сплаве различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением.

     В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания – повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Наивное, непросвещенное создание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, общаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

     Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности  того или иного мировоззрения  бывает разной. Но знания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме знаний о мире (включая и  мир человека) в мировоззрении  осмысливается также весь уклад  человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представления  о добре и зле и другие), выстраиваются  «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение (осуждение) те или  иные способы жизни, поведения.

     Программы жизни, действия, направленность поступков  имеют под собой две «опоры»: знания и ценности. Они во многом «полярны», противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине – объективному постижению реального мира. Ценное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В ценностном сознании формируется нравственные, эстетические (и вообще мировоззренческие) идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное создание, выступали понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание – определение ценности происходящего. Система ценностных ориентаций играет очень важную роль в индивидуальном и групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, жизни, действии должны быть как-то уравновешены, приведены в согласие. Должно достигаться также напряженное единство других «полярных» компонентов, аспектов, уровней мировоззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоретического и практического опыта людей, осмысления прошлого и видения будущего. Их соотнесение, сочетание, синтез – сложная и мучительная духовно-практическая работа, призванная обеспечивать связанность и целостность человеческого опыта, всей системы ориентаций.

Информация о работе Философия и ее предмет