Философия и ее предмет

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:17, доклад

Краткое описание

Философия – это наука, помогающая сформулировать целостную картину мира. Она занимается поиском ответов на вопросы о существовании Бога, об отношении человека и мира, о принципах бытия. Вообще термину философия нельзя дать однозначного определения, одни определяют философию как познание сущего, другие – как путь для достижения счастья путем разума, третьи – как общее мировоззрение человека.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 23.39 Кб (Скачать)

Философия и ее предмет.

Философия – это наука, помогающая сформулировать целостную картину мира. Она занимается поиском ответов на вопросы о существовании Бога, об отношении человека и мира, о принципах бытия. Вообще термину философия нельзя дать однозначного определения, одни определяют философию как познание сущего, другие – как путь для достижения счастья путем разума, третьи – как общее мировоззрение человека.

Однако слово философия происходит от греческих «phileo» - люблю, и встречается во многих словах, обозначающих привязанность, любовь, дружеское расположение, влечение к чему-нибудь. И «Sophia» - слово, обозначающее мудрость, знание, понимание, так что философия – это наука о мудрости.

Определение предмета философии предполагает ответ на вопрос  “ Что изучает философия?”, т.е. уточнение той совокупности явлений, объектов и процессов реальности, которые подлежат духовному освоению средствами философии и отражены в системе философского знания.

Предмет философии – наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Таким образом, главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания.

 

 

Функции философии.

  1. Мировоззренческая - связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения системы общих представлений о мире и человеке;
  2. Познавательная  (гносеологическая) – связана с познанием мира и человека;
  3. Методологическая – связана с выработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека;
  4. Логическая – связана с осмыслением и формированием общих законов рационального мышления;
  5. Ценностная (аксиологическая) – связана с осмыслением и обоснованиям значимости духовных ценностей для человека и общества;
  6. Гуманистическая – связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинства, прав и свобод;
  7. Эвристическая – связана с проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого  и с направлением научного познания;
  8. Эстетическая – связана с изучением законов красоты и ее восприятия человеческим сознанием;
  9. Практическая – связана с выработкой смысла целей , правил, принципов практической деятельности человека;

              10.Культуротранслирующая  - связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важных достижений духовной культуры человечества;

 

 

Структура философии.

Рассмотрение функции  философии как реализации направлений ее назначения предоставляет основание для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры.

Философия включает в себя:

- онтологию ( от греч. Ontos – бытие, logos – учение) – учением о бытии;

-гносеологию ( от греч. Gnosis – знание, togos – учение) – учение о познании;

-аксиологию ( от греч. Axios – ценность и logos – учение) – учение о ценностях;

                    Так же выделяют социальную философию и философию истории, а так же философскую антропологию ( от греч. Antropos – человек и logos – учение) – учение о человеке , историю философии, этику, эстетику. История философской мысли дает примеры преимущественного интереса того или иного философа к проблемам познавательной деятельности ( Д. Юм, Э. Гуссерель,  Л. Витгенштейн),  к проблемам бытия ( Парменид), аксиологии ( С. Кьеркегор, Ф. Ницше), антропологии ( Ф. Комю).

Философская онтология, или учение о бытии, рассматривает вопросы  о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией. Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.

Уже в древности философы заметили, что не все, что дано нам в непосредственном восприятии, т.е., что открывается нам посредством органов чувств, обладает подлинной реальностью. Видимый и ощущаемый нами мир непосредственен, текуч, изменчив. Он непосредственно дробится и рассыпается на бесконечное множество отдельных частей, предметов, элементов. Что же в нем является устойчивым, надежным, абсолютным? Древние мыслители пришли к выводу, что подлинно существующей является особая, сверхчувственная реальность. Она доступна уму, но не органам чувств. Так возникла метафизика – учение о сверхчувственной реальности, обладающей гораздо большей степенью устойчивости, чем вечно текущие и рассыпающиеся вещи, непосредственно воспринимаемые нами. Стремясь проникнуть в глубинную суть вещей и обнаружить всеобщую взаимосвязь, философская онтология ищет категории обобщающего характера. К их числу относятся такие, как форма и содержание, возможность и действенность, часть и целое, единичное, общее, особенное.

                  Гносеология, или учение о познании, рассматривает особенности процесса  познания человеком внешнего  мира. Она отвечает на вопросы:  как человек познает окружающий  мир?  Каковы этапы или ступени  познания? Что такое истина в  познании?

Принято различать чувственную  и рациональную ступени познания. Чувственная ступень познания – это познание при помощи органов чувств: зрения, осязания, обоняния, вкуса, слуха. Чувственное познание подразделяется на три формы: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – первичный элемент чувственного познания. Восприятие – это целостный наглядный образ предмета. Наиболее типичным примером восприятия является зрительное восприятие. Представление – это наглядный образ предмета, сохраняемый в памяти.

 

Философская антропология – раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. В мировой культуре под культурной антропологией чаще всего понимают изучение быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов.  Философию интересует человек не как представитель отдельного племени, народа, культуры, а человек вообще. В центре внимания философии стоят универсальные характеристики человека.

Социальная философия– раздел философского знания, изучающий  наиболее общие характеристики общественной жизни. Предпосылкой социальной философии является познание того факта, что общество есть особое образование, отличное от природы.

Философия истории – изучает  вопросы, связанные со смыслом и  целью общественной истории, с ее движущими причинами.

Этика – учение о нравственности. Главная тема размышлений этической  теории – добро и зло. Она осмысливает  вопросы о природе зла, о  свободе  воли человека, о добродетелях и  пороках, о счастье, справедливости.

Эстетика – учение о красоте. Главный предмет размышлений  эстетики прекрасное и безобразное. В число эстетических категорий входят также возвышенное и низменное, комическое, трагическое, драматическое.

История философии рассматривает  историческое развитие философии. Она  изучает философское творчество мыслителей прошлого, а так же современных  авторов, выделяет эпохи в развитии философии, анализирует связь философских  концепций с культурой и особенностями  общества.

 

Список использованной литературы

  1. Барновская А.В. «Философия : ответы на экзаменационные вопросы» / А.В. Барновская Е.В. Хомич – 2- ое издание – Минск: Терра – системс , 2009 – 160 с.
  2. «Философия» , учебное пособие / В.О. Бернацкий ;под общ. Ред. Н.П. Маховой – Омск: Изд – во ОМГТУ, 2008 – 352 с.
  3. Философия : Учебник  / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В.Разина – 2-е издание перераб. И доп. – М Академический проект; Трикста, 2004 – 688 с.
  4. Философия : учебник для вузов / под ред.Н.В. Лавриненко, В.П. Ратникова – 3- е изд., перераб.и доп. – М:ЮНИТИ-ДАМА,2004 – 622 с – ( серия золотой фонд российских учебников).

Информация о работе Философия и ее предмет