Философия Фрейда и неофрейдизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:44, контрольная работа

Краткое описание

Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" увидел свет в 1899 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

Оглавление

Введение…………………………………….…………………………………..….....…........
1. Философия Фрейда и неофрейдизм...........................................................….................
З. Фрейд и психоанализ……………………………………………………………….
Проблема бессознательного («Эго»). Сознательное («Оно») и подсознательное («Суперэго») «Эрос» и «Тонатос». «Либидо». ……………………………...………
Психоанализ и философия ……………………………………………………………..
Аналитическая психология и «коллективное бессознательное» К. Юнга: архетипы
«Социальные побуждения» в психоанализе А. Адлера ……………………………...
Фрейдомарксизм В. Райха ............…………………………………………………….
Гуманистический психоанализ Э. Фромма …………………………………………..
Заключение……………………………………….………………………………….…...….
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

к.р. по философии.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Первым нововведением  Юнга было понятие о "коллективном бессознательном". Если по Фрейду, в бессознательную психику индивида могут войти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые ни в коем случае не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков.

В общем, под коллективным бессознательным Юнг понимал  “разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь  и мир, богов и человечески  существа”.

“ Коллективное бессознательное “  представляет собой некое отражение  в душе индивида исторического опыта  всех предшествующих поколений. Коллективное бессознательное включает в себя семейное, национальное, расовое, общечеловеческое бессознательное.

“ Коллективное бессознательное “ транслируется от поколения к поколению через структуры мозга и играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества и личности.

По Юнгу, коллективно  наследуемые стороны бессознательного восприятия являют собой некие “архетипы “.

В общих чертах, архетипы  образуют “ наиболее древние и  универсальные формы мышления “, проявляющиеся в сознании в виде огромного количества коллективных образов и символов (мать, отец ребенок и.т.д.). Эти образы и символы представляют собой своеобразно закодированные, формализованные образцы и программы поведения человека. Основным  архетипом  личности является “самость “, вокруг которой концентрируются все психические свойства человека. “ Самость “ выступает, как субъект целостной психики человека, как центр личности, предопределяющий всю жизнедеятельность человека, направленную на достижение целостности и единства составляющих его частей.

Архетипы, по Юнгу, составляют материал сновидений, мифов, религий, искусства  и в опосредованных формах являют себя в философии, социологии, политике и других видах деятельности людей.

Архетипы действуют в человеке инстинктивно. В своей знаменитой работе "Архетип и символ" Юнг следующим образом поясняет суть этого понятия: "Под архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как составные элементы мифов и в то же время являющиеся автохтонными индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиции и миграции, но также с помощью наследственности. Эта гипотеза необходима, так как даже самые сложные архетипические образцы могут спонтанно воспроизводиться без какой-либо традиции. Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа".

Понятие "архетипы" Юнг разъясняет на основе учения о  коллективном бессознательном. Юнг проводит четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт одного человека и состоит из переживаний, которые когда-либо были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное - это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных направлениях и проявляется, то есть выходит на поверхность у современных людей через сновидения. Поэтому для Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения, и его психологическая деятельность, в том числе и как врача-психоневролога, концентрировалась на основе сновидений [4, с. 221-222].

 

 

 

    1.  «Социальные побуждения» в пихоанализе А. Адлера

 

Основателем “индивидуального”  направления в психосоциологии  явился крупный участник психоаналитического движения, австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер (1870-1937). Социологизируя психоанализ, Адлер в противовес Фрейду отвергал идею расчленения личности на три инстанции (“Оно”, “Я”, ”Сверх-Я”) и ориентировался на принцип единства личности и примат социальных факторов в человеческом поведении. Адлер  рассматривал социальные побуждения, социальные чувства как основу человеческого существования, а индивида - как изначально социальное существо. Он подчеркивал, что индивид не может рассматриваться независимо от общества, поскольку те или иные его качества проявляются в процессе взаимодействия с социальной средой. Из этого Адлер сделал вывод о том, что личность социальна по своему формированию и что она существует только в контексте общественных отношений. В качестве духовных характеристик человека Адлер рассматривал, с одной стороны, его биологическую неполноценность, с другой - его соотнесенность как существа социального со всем человечеством. Индивидуальная психосоциология ориентирована на то, чтобы расшифровать связь бессознательного начала в человеке и его атрибутивной солидарности с прочими людьми. Основным критерием эффективным индикатором “феноменов психической жизни”, выступает “социальное чувство”, выражающее связь между людьми в человеческой общности в целом. Именно социальность, коллективность являют собой смысл жизни. Социальный интерес, по Адлеру, врожден точно так же, как и стремление к преодолению неполноценности. Важнейшими категориями индивидуальной  психосоциологии Адлера являются “комплекс неполноценности” и “принцип компенсации и сверхкомпенсации”. Адлер считал, что в силу различного рода неблагоприятных условий для развития личности у многих индивидов еще в детстве возникает или формируется “комплекс неполноценности”, который оказывает исключительно влияние на их дальнейшую жизнь.

 Чувства неполноценности  вызывает у индивида неосознанное  стремление к его преодолению. Данное стремление порождается “социальным чувством”, в свою очередь обусловленным неспособностью человека жить вне общества. От “социального чувства” зависит и чувства превосходства, и единство личности, и ее душевное здоровье. Во всех человеческих неудачах, в непослушании детей, в преступности, самоубийстве, алкоголизме, кокаинизме, в половых извращениях, - фактически во всех нервных проявлениях Адлер находил недостаточность необходимого уровня социального чувства.

По мнению Адлера, стремясь самоутвердиться среди других, индивид  пытается преодолеть свою реальную или  мнимую “неполноценность” путем стимуляции собственных способностей. Адлер выделял различные виды компенсации и соответствующие им “стили жизни”:

1. Успешная компенсация  чувства неполноценности в результате  совпадения стремления к превосходству  с социальным интересом.

2. Сверхкомпенсация, которая означает односторонне приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности, формирующей личность.

3.Уход в болезнь.

В этом случае человек  не может освободиться от чувства  неполноценности, не может прийти к компенсации “нормальными способами “. Он “ вырабатывает “ симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу, что и становится причиной невроза.

Механизмы компенсации  и сверхкомпенсации Адлер провозгласил движущими силами психического развития и доминирующими мотивами человеческой деятельности и поведения. Из этого следовало, что лежащее в основе человеческого поведения стремление к личному превосходству над другими определяет всю психику индивида, хотя сам индивид, как правило, не осознает наличие данного стремления.

Определенная переоценка Адлером места и роли “ комплекса  неполноценности “ в структуре человека и его поведения ныне признается не только противниками, но и сторонниками его учения.

Но вместе с тем  современное человековедение констатирует и реальность существования “комплекса неполноценности “ и распространенности его.

По сути дела, ведущим  мотивом, направляющим все действия индивида, Адлер считал некий внутренний план, ориентированный на достижение конечной цели -  обеспечение развития личности и благополучия человечества, который дислоцируется в бессознательных слоях человеческой души. Эта новация Адлера - попытка социологизации бессознательного - сыграла в дальнейшем определенную роль в эволюции психологических подходов и версий западной социологии.

    1.  Фрейдомарксизм В. Райха

 

Своеобразное развитие получило учение Фрейда в таком направлении  социальной философии, как фрейдомарксизм. Оно представляет собой эклектическое, то есть лишенное внутреннего единства, соединение учений Фрейда и Маркса. Наиболее видным представителем фрейдомарксизма является Вильгельм Райх (1897—1957). Он  наряду с другими фрейдомарксистами объявляет борьбу бессознательных инстинктов (к жизни и смерти, наслаждению и разрушению) основным фактором, определяющим поведение человека, межличностные отношения и развитие общества.

Особую роль отводит  он  сексуальным влечениям и  половым отношениям. Сексуальная энергия рассматривается как важнейшая движущая сила человеческой деятельности, источник творческого вдохновения, "эмоциональной уверенности" и "психической устойчивости". Разумеется, это имеет место в тех случаях, когда сексуальная энергия имеет свободный выход, не подавляется теми или иными условиями, главным образом социальными. Сексуально неудовлетворенный индивид "субъективно вступает в глубокое противоречие с обществом", отчуждается от него, "ввергается в состояние одиночества и изоляции" [1, с. 139, 140].

Такой подход эклектически соединяется с марксистским учением  о социальной природе человека, роли общественных отношений и социальных институтов в его развитии и поведении. Развитие общества объясняется, в частности, процессом "превращения энергии влечений в общественно полезную энергию труда". Политические отношения, по мнению фрейдомарксистов, также формируются под влиянием сексуальной энергии людей. Утверждается, например, что господство одного человека над другим, в том числе политическое, обусловлено склонностью людей к мазохизму и садизму. Мазохизм проявляется "в доставляющем наслаждение подчинении разного рода авторитетам", а садизм - в стремлении превратить человека в "беспомощный объект собственной воли, стать его тираном, его богом, обращаться с ним так, как заблагорассудится" [1, с. 143]. Говорится также о решающем воздействии сексуальности на развитие морали и искусства.

Указывая на некоторые  положительные свойства культуры, прежде всего искусства, фрейдомарксисты в то же время подчеркивают ее репрессивное воздействие на жизненные потребности и влечения людей.

В. Райх и другие фрейдомарксисты  ставят вопрос о преодолении отчуждения человека от общества, ссылаясь при этом на известные положения Маркса о необходимости преобразования общественных отношений. Однако основу решения этого вопроса они усматривают опять-таки в сфере сексуальности. В. Райх говорит в своей концепции "сексуальной экономии": "Жить секс-экономически - это значит свободно удовлетворять свои влечения, избегая запретов, социальных табу" [2, с. 120].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Гуманистический психоанализ Э. Фромма 

 

Качественно новым и  существенно важным этапом развития неофрейдистской социологии стало учение ведущего теоретика неофрейдизма психоаналитика и социолога Эриха Фромма (1900-1980).

Создавая “ радикально-гуманистический  психоанализ “, Фромм стремился  постичь законы, управляющие жизнью отдельного индивида, и закономерности, которые лежат в основе развития общества, в целях гуманистического преобразования человека и социума.

Отвергая как миф  тезис о “ неизменной человеческой природе “. Фромм утверждал, что  в ходе эволюции человек частично утрачивает “ непосредственную инстинктивную основу “ и обретает новые качества, обусловливаемые социальной средой.

Фромм же считал, что “самые прекрасные, как и самые уродливые, наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной  человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности. Человеческая натура - страсти человека и тревоги его - это продукт культуры.

Стремясь к созданию диалектического представления  о человеке, Фромм утверждал, что  “ человеческую природу нельзя рассматривать ни как биологически обусловленную внутреннюю сумму желаний, ни как безжизненную тень культуры, к которой она вынуждена приспосабливаться “.

По мысли Фромма, особость человеческого существования состоит  в том, что, в отличие от всех иных живых существ, человек обладает сознанием и самосознанием, которые превратили его в чужака нашего мира, и породил чувства одиночества и страха.

Разрыв естественных связей человека с природой составляет, по Фромму, основное экзистенциальное противоречие, являющее собой главную проблему человеческого существования.

Э. Фромм попытался  соединить идеи психоанализа, марксизма  и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Однако, в отличие от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования: "экзистенциального" и "исторического". К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта:

1) человек, по его  словам, изначально находится между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно";

Информация о работе Философия Фрейда и неофрейдизм