Философия французского Просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 23:46, реферат

Краткое описание

В историю XVIII век вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII века. Родоначальниками просветительских идей являются такие философы, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк.

Оглавление

Введение 3
Основные идеи французского Просвещения 3
Роль Бога и людей в развитии человеческой истории 3
Социальная природа человека 5
Вольтер 7
Социально-политические воззрения Вольтера 7
Вольтер о формах государственного правления 8
Монтескье 9
Монтескье о человеческой природе, об объективных законах развития 9 общества
Основные типы законов, виды социальных законов 10
Руссо 11
Жан-Жак Руссо, его понимание неравенства и виды неравенства 11
Понимание справедливости 12
Отношение к частной собственности 12
О происхождении государства 13
Заключение 13
9. Список литературы 15

Файлы: 1 файл

философия реферат.docx

— 45.94 Кб (Скачать)

7. РУССО   

Чрезвычайно своеобразное место в Просвещении  принадлежит Жан-Жаку Руссо (1712-1778) - одному из самых влиятельных деятелей французского Просвещения. Руссо- уроженец и гражданин Женевы, старинного центра кальвинистского богословия и морального уклада жизни. Молодость его протекала в нужде и скитаниях. Одарённейший писатель, Руссо дебютировал краткой диссертацией “Рассуждения о науках и искусствах”, написанной на соискание премии Дижонской академии. На вопрос, содействовали ли успехи наук и искусств улучшению нравов, Руссо ответил с редкой силой убеждения и редким красноречием. Увенчанный премией, он вдруг приобрел известность. Из сочинений, имеющих отношение к философии, им были в дальнейшем написаны “Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми”, “Общественный договор “, “Эмиль, или О воспитании” и несколько менее значительных работ. Основная тема философских размышлении Руссо - судьба личности в современном ему обществе с его сложной искусственной культурой, с его противоречиями.   

7.1. ЖАН-ЖАК РУССО, ЕГО ПОНИМАНИЕ  НЕРАВЕНСТВА И ВИДЫ НЕРАВЕНСТВА     

Главенствующая гуманистическая  идея Руссо – проблема социального  неравенства и его преодоления. Он искал пути перехода к разумно  и справедливо устроенной общественной жизни, сформулировал и обосновал  мысль о том, что частная собственность  является причиной общественного неравенства, антагонизмов и возникновения государства. Социальное неравенство порождает  деградацию общественных нравов. Руссо  различал два вида неравенства: физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье и т.п., и политическое, состоящее  в различных привилегиях, которыми одни люди пользуются в ущерб другим (табл. 3).

Таблица 3. Виды неравенства

Вид неравенства

Характеристика

Источник

Естественное,

или

физическое

различия в  возрасте, здоровье, телесных и умственных силах или в душевных качествах

человеческая  природа

Нравственное,

или

политическое

(социальное)

различия в  богатстве и социальном положении (одни — богаты, уважаемы, обладают властью, а другие — бедны, презираемы, вынуждены подчиняться)

частная собственность и  государственное устройство


 

   Руссо неоднократно подчеркивал, что в  «естественном состоянии» (т.е. до возникновения  государства) социального неравенства  не существовало, неравенство там было исключительно физическим; человек вел «спокойную и невинную жизнь» в соответствии со своей природой и находясь в гармонии с внешним миром. Но человеку присуща способность к совершенствованию, что и вывело его из прежнего состояния. Это привело к расцвету наук, развитию промышленности и человеческих добродетелей, а с другой стороны — к росту заблуждений и пороков, заставляя человека «сделаться тираном над самим собой и природой».   

7.2. ПОНИМАНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ   

Бедственные последствия социального неравенства, существующих форм разделения труда  Руссо раскрывает с большей проницательностью и с пафосом нравственного негодования.     

"Народы  поставили над собою правителей, что бы не дать в обиду  свою свободу, а не для того, чтобы обратить себя в рабов". Каким же образом может политическая  элита превратиться в нечто  противоположное своему первоначальному назначению? Чтобы  понять такое превращение, говорит Руссо, надобно иметь в виду, что "пороки, которые делают необходимыми общественные установления, сами по себе делают неизбежными и те злоупотребления, которым они открывают дорогу". При возможности злоупотреблений властью, основанной на законах, она легко превращалась во политическая элита неограниченную. При деспотизме неравенство достигает высшего предела и превращается в свою противоположность: перед деспотом все равны, именно, равны нулю. Общество как бы возвращается к своей отправной точке; но то было естественное состояние в чистом виде, а это новое естественное состояние – плод крайнего разложения.         
  
     Теперь мы видим, что "снятие" неравенства осуществилось на чужой равенству основе – на деспотизме. Но деспот остается повелителем лишь до тех пор, пока он сильнее всех. "Как только люди оказываются в силах его изгнать, у него нет оснований сетовать на насилие… Одной только силой он держался, одна только сила его и низвергала. Все, таким образом, идет своим  естественным путем". Новые перевороты должны, по мысли Руссо, привести к равенству людей.    

7.3. ОТНОШЕНИЕ К ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ   

По  Руссо, причиной возникновения социального  неравенства стало возникновение частной собственности: «Первый, кто напал на мысль, огородив участок земли, сказать: «Это мое», — и нашел людей, достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: «Не слушайте лучше этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат всем, а земля — никому!». Когда частные земельные владения покрыли всю землю, дальнейший рост их стал протекать за счет земли соседей. При этом множество людей вообще лишилось земли и вынуждено было получать пропитание из рук богатых; так возникло господство и рабство.   

Руссо полагает, что в обществе должны царить мир и гармония. "Все, что  нарушает единство общества, никуда не годится; все установления, ставящие человека в противоречие с самим  собою, не стоят ничего", они разрушают  нравственные устои индивида и общественного целого: утрачиваются твердые критерии достодолжного поведения, следование законам оказывается одновременно и нарушением их, законы теряют свою силу, начинается злоупотребление властью, самая низменная корысть нагло прикрывается священным именем общественного блага, общий интерес извращается, возрождается дух партикуляризма, индивиды уходят в частную жизнь. Но попытки целиком отгородиться от общих интересов и работать наперекор им наталкивают индивида на мысль, что он сам себе идет наперекор, и он несет в себе неразрешенным это противоречие.    

7.4. О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА   

Человек рожден свободным, это вытекает из самой  человеческой природы, и первый ее закон  — забота о самосохранении. Так  как ни один человек не имеет естественной власти над другими и так как сила не создает никакого права, то единственной основой всякой законной власти являются соглашения между людьми. Государство возникает в результате общественного договора между всеми членами общества. Будучи образовано из составляющих его частных лиц, государство не может иметь интересов, противоположных и враждебных интересам своих граждан (как тело не может вредить своим членам). Общественный договор устанавливает между всеми гражданами равенство, они вступают в соглашение на одних и тех же условиях и должны пользоваться одними и теми же правами. Целью законодательства является достижение свободы и равенства граждан: «ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один — настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя».   

Учение  о договорном характере возникновения  государства разрушало прежние представления о божественном характере королевской власти. Отсюда следовал революционный вывод: если правитель перестает добросовестно выполнять свои обязанности, то он может быть свергнут и заменен другим. В своем “Общественном договоре” Руссо доказывал, что единственным коррективом к существующему ныне социальному неравенству - неравенству имущественному и неравенству обязанностей - могут и должны быть свобода и безусловное равенство юридических прав. Эту идею, в которой сказался буржуазный характер социологии Руссо, впоследствии высоко оценили деятели французской революции. «Свобода. Равенство. Братство!» стало их лозунгом.   

Буржуазным  демократизмом и республиканизмом овеяна вся программная часть “Общественного договора”. Основой политической жизни общества Руссо признал суверенность воли народа и неделимость самой этой суверенности. Поэтому Руссо отвергает принцип деления власти на законодательную и исполнительную и рекомендует систему постоянно действующего в государстве плебисцита, или всенародного опроса, по всем серьезным вопросам политической жизни.   

Руссо различает три основных и допустимых при неповрежденном общественном договоре формы правления, - “демократию”, “аристократию”, “монархию”.   

Руссо считает, что нормальным политическим устройством может быть только республика, но этим термином он обозначает “всякое  государство, управляемое законами, какова бы ни была форма управления”. Форма управления зависит от размеров государства. В малых государствах желательна “демократия”; в более крупных - “избирательная аристократия”; в обширных и очень многолюдных - “монархия”. “Демократия” есть наилучшая из форм, потому что две другие легче перерождаются в тиранические, но все три составляют разновидности правления, основанного на общественном договоре.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   Философия XVIII века ушла в прошлое. Высшее её достижение - просветительский материализм - был  “снят” идеалистической диалектикой  начала XIX века, с тем чтобы затем быть восстановленным в своих правах уже в новой форме и совсем в иных условиях социально - классовой борьбы. К этому добавляют, что с не меньшим правом XVIII столетие должно носить имя века Разума, века Просвещения.   

Французские просветители подняли  престиж философии на небывалую  прежде высоту и утвердили взгляд на философский разум как высшую инстанцию при решении всех вопросов, волнующих человечество. С позиции  разработанной ими новой философии  они произвели громадное переосмысление мировоззренческой проблематики и  принципов социальной жизни людей. Свободомыслие в самом широком  значении этого слова приобрело  у просветителей поистине революционный  размах и революционную остроту.    

В лоне французского Просвещения произошло  эпохальное изменение социальной ориентированности новоевропейского материализма, английские основоположники которого были сторонниками королевского абсолютизма, идеологами аристократии. Во Франции материализм был преобразован так, что стал служить обоснованию решительной борьбы с феодализмом, и его революционный характер вскоре выступил наружу.   
     

 
       

 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. http://rr407.narod.ru
  2. http://uchebnik.kz
  3. http://5ballov.qip.ru
  4. http://referati.vladbazar.com
  5. http://www.iskunstvo.info
  6. http://www.best-students.ru
  7. http://www.gramotey.com
  8. http://psyhelpn.ru
  9. http://www.peoples.ru
  10. http://www.rubricon.com
  11. http://readr.ru/volter-filosofskie-pisma.html
  12. http://www.ref.by
  13. http://www.typelogic.ru
  14. http://www.koob.ru
  15. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 688 с.
  16. Ивин А.А. Основы социальной философии: учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 2005. – 438 с.
  17. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. И дополн. – М.: Центр, 2001. – 272 с.
  18. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.

Информация о работе Философия французского Просвещения