Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:04, доклад
Как религиозно-философский мыслитель, П.А. Флоренский принадлежит к направлению софиологии и философии всеединства, основателем которого считается В.С. Соловьев. Впрочем, как считает С.С. Хоружий, современный исследователь творчества П.А. Флоренского, софиология Флоренского — это совершенно самостоятельное учение, во многом отличное от учения В.С. Соловьева. Основу софиологии Флоренского составляют два источника — христианский платонизм и православная традиция культа Святой Софии Премудрости Божией.
Как религиозно-философский 
мыслитель, П.А. Флоренский принадлежит 
к направлению софиологии и философии 
всеединства, основателем которого 
считается В.С. Соловьев. Впрочем, как 
считает С.С. Хоружий, современный 
исследователь творчества П.А. Флоренского, 
софиология Флоренского — это совершенно 
самостоятельное учение, во многом отличное 
от учения В.С. Соловьева. Основу софиологии 
Флоренского составляют два источника 
— христианский платонизм и православная 
традиция культа Святой Софии Премудрости 
Божией.  
С.С. Хоружий отмечает, 
что, по мнению П.А. Флоренского, между 
Богом и сотворенным Им миром существует 
двоякая связь: с одной стороны, бытие 
мира имеет смысл, заданный Богом (замысел 
Божий о мире), с другой стороны, всякая 
тварь имеет любовь к Богу. Оба эти аспекта, 
соединяясь, приводят к новому понятию: 
каждой тварной личности сопоставляется 
ее "идеальная личность" ("любовь 
— идея-монада"), реализующая связь 
личности с Богом. "Монады" Флоренского 
исполнены любви, которая связует их не 
только с Богом, но и между собой, так что 
они образуют "единство в любви". 
Такое единство поддерживается непрестанной 
активностью любви, и потому является 
единством живым, "многоединым существом". 
Иначе говоря, собрание "идеальных личностей" 
— само тоже личность, которую Флоренский 
и считал Софией. Итак, София — это божественная 
совершенная личность, представляющая 
собой собрание всех "идеальных личностей" 
и обладающая ипостастной сущностью. Как 
писал сам Флоренский, Софию можно считать 
"ипостастной системой миротворческих 
мыслей". Таким образом, София — это 
совершенное единство множества, причем, 
будучи сама личностью, она связана с любой 
личностью в своем составе. А любовь — 
это сила, которой устанавливается и держится 
всеединство. 
Следовательно, София 
и представляет собой всеединство, 
а софиология — определенный род метафизики 
всеединства. Однако Флоренский избегает 
термина "всеединство", используя 
греческие формулы, наиболее часто — "единое 
и многое". Связано это было с тем, что 
Флоренский вовсе не вкладывал в это понятие 
тот смысл, который был известен в толкование 
В.С. Соловьева. У Соловьева всеединство 
— это принцип построения философской 
системы традиционного европейского образца. 
Флоренский же трактовал это понятие ближе 
к традиции античной философии, а позднее 
— к новейшему структурно-семиотическому 
подходу. По убеждению Флоренского, существуют 
определенные градации (или ступени) любви. 
Но если любовь имеет градации, то и всеединство 
структурировано подобным же образом. 
В таком случае, всеединство — это иерархия 
ступеней, идущих в порядке постепенного 
убывания связности и единства. 
Важным представляется 
учение П.А. Флоренского о познании, 
в основе которого опять находится 
любовь: "Познание совершается любовью", 
— писал русский мыслитель. С.С. 
Хоружий отмечает, что, по Флоренскому, 
познание предмета — это род общения с 
ним, созидание единства познающего и 
познаваемого; и только в любви, любовью 
достижимо истинное познание. 
Важнейшей целью познания 
является обретение Истины. Процесс 
обретения истины Флоренский разделяет 
на три этапа. Первый — этап логистики, 
когда человек пользуется способами рациональной 
философии. На этом этапе Истину обрести 
невозможно, ибо рациональная философия 
бессильна перед раздробленностью и множественностью 
мира. Второй этап — этап пробабилизма, 
т.е. осмысление определенных качеств 
истины, в том случае, если она существует. 
На этом этапе, достигается познание главных 
свойств Истины, к каковым Флоренский 
относит следующие характеристики: Истина 
есть "интуиция-дискурсия", "актуальная 
бесконечность", "совпадение противоположностей" 
и др. И наконец, Истина предстает, как 
важнейший христианский догмат: "Истина 
— …Отец, Сын, Дух… истина есть единая 
сущность о трех ипостасях… Троица единосущная 
и нераздельная". На третьем этапе, который 
Флоренский характеризует понятием "подвижничество", 
как данность уже полностью принимается 
необходимость существования Истины. 
В данном случае познание истины невозможно 
без веры и религиозно-духовной практики. 
С помощью веры и евангельской любви Истина 
утверждается как Святая Троица. Но здесь 
важен еще и сам процесс познания Истины 
— совершая восхождение по этапам познания 
Истины, человек познает любовь и включается 
в связуемую любовью общность людей.  
Общность людей, связуемая 
любовью в процессе обретения 
Истины — это Церковь: "Столп Истины 
— это Церковь, это достоверность, это 
духовный закон тождества, это подвиг, 
это Триипостастное единство, это свет 
фаворский, это Дух Святой, это целомудрие, 
это София, это Пречистая Дева, это дружба, 
это — паки Церковь". Таков итог софиологических 
рассуждений П.А. Флоренского о сущности 
Софии, всеединстве и Истине — именно 
и только Церковь являет в человеческой 
истории все качества Софии и Истины, является 
Телом Христовым, истинным Столпом и утверждением 
Истины. Стоит напомнить, что "Столпом 
и Утверждением Истины" называет Церковь 
апостол Павел (1 Тим., 3:15) и в данном случае 
П.А. Флоренский с полным правом использует 
эти слова святого апостола. 
На основе своего учения 
о Церкви, П.А. Флоренский разработал 
систему теодицеи (оправдания Бога). 
Флоренский определяет теодицею как "восхождение 
нас к Богу", предполагающее путь от 
иррелигиозности через сомнение, скепсис, 
подвиг веры, познание истины, преображение 
всего человека к живой вере в Бога. Но 
истинное обретение Бога возможно только 
в Церкви, следовательно, истинная теодицея 
основана на Церкви, как "Столпе и утверждении 
Истины". 
В своих рассуждениях 
о софийности мира, П.А. Флоренский большое 
значение придает философии символов. 
По его мнению, носителями энергий 
бытия выступают имена и слова, 
которые выступают перед человеком как 
символы бытия: "Бытие, которое больше 
самого себя, — таково основное определение 
символа… Символ есть такая сущность, 
энергия которой, сращенная или, точнее, 
срастворенная с энергией некоторой другой, 
более ценной в данном отношении сущности, 
несет таким образом в себе эту последнюю". 
Весь мир, весь космос, по Флоренскому, 
представляет собой бесконечное множество 
символов и, таким образом, является символическим 
миром. 
Поэтому столь внимательно 
Флоренский изучает символику икон, 
имен и слова. Слово, по мнению русского 
философа, сводит человека лицом с реальностью. 
Не случайно Флоренский придавал серьезное 
значение учению имеславия, сторонники 
которого считали, что в Имени Божием присутствует 
Сам Бог, а всякое Имя Божие как истина 
Богооткровения есть Сам Бог и в этих именах 
Бог пребывает всем Своим существом. Кстати, 
несмотря на то, что учение имеславия было 
осуждено официальной церковью, Флоренский 
видел в имеборчестве стремление к разрушению 
символов, аналогичное древнему иконоборчеству. 
Одним из высших религиозно-художественных 
символов духовной реальности П.А. Флоренский 
считал икону. Он специально исследовал 
технические средства и художественные 
принципы иконописания, считая, что 
именно этими средствами и принципами 
передается символика многослойной духовной 
действительности. В частности, именно 
П.А. Флоренский разработал оригинальное 
учение о сущности прямой и обратной перспектив 
как конкретно-исторических типов художественного 
изображения. При этом он считал, что естественность 
изображения, которая в последние века 
выдается за великое достижение искусства, 
на самом деле есть искусственность, порожденная 
более поздним временем. И наоборот, за 
"наивностью" иконописных изображений, 
за "безграмотностью" рисунка, современные 
люди не видят главного — проникновения 
в мир духовных сущностей, тождество символического 
языка иконы и божественной сущности мира. 
В целом, философия 
П.А. Флоренского еще нуждается 
в более детальном и