Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:04, доклад
Как религиозно-философский мыслитель, П.А. Флоренский принадлежит к направлению софиологии и философии всеединства, основателем которого считается В.С. Соловьев. Впрочем, как считает С.С. Хоружий, современный исследователь творчества П.А. Флоренского, софиология Флоренского — это совершенно самостоятельное учение, во многом отличное от учения В.С. Соловьева. Основу софиологии Флоренского составляют два источника — христианский платонизм и православная традиция культа Святой Софии Премудрости Божией.
Как религиозно-философский
мыслитель, П.А. Флоренский принадлежит
к направлению софиологии и философии
всеединства, основателем которого
считается В.С. Соловьев. Впрочем, как
считает С.С. Хоружий, современный
исследователь творчества П.А. Флоренского,
софиология Флоренского — это совершенно
самостоятельное учение, во многом отличное
от учения В.С. Соловьева. Основу софиологии
Флоренского составляют два источника
— христианский платонизм и православная
традиция культа Святой Софии Премудрости
Божией.
С.С. Хоружий отмечает,
что, по мнению П.А. Флоренского, между
Богом и сотворенным Им миром существует
двоякая связь: с одной стороны, бытие
мира имеет смысл, заданный Богом (замысел
Божий о мире), с другой стороны, всякая
тварь имеет любовь к Богу. Оба эти аспекта,
соединяясь, приводят к новому понятию:
каждой тварной личности сопоставляется
ее "идеальная личность" ("любовь
— идея-монада"), реализующая связь
личности с Богом. "Монады" Флоренского
исполнены любви, которая связует их не
только с Богом, но и между собой, так что
они образуют "единство в любви".
Такое единство поддерживается непрестанной
активностью любви, и потому является
единством живым, "многоединым существом".
Иначе говоря, собрание "идеальных личностей"
— само тоже личность, которую Флоренский
и считал Софией. Итак, София — это божественная
совершенная личность, представляющая
собой собрание всех "идеальных личностей"
и обладающая ипостастной сущностью. Как
писал сам Флоренский, Софию можно считать
"ипостастной системой миротворческих
мыслей". Таким образом, София — это
совершенное единство множества, причем,
будучи сама личностью, она связана с любой
личностью в своем составе. А любовь —
это сила, которой устанавливается и держится
всеединство.
Следовательно, София
и представляет собой всеединство,
а софиология — определенный род метафизики
всеединства. Однако Флоренский избегает
термина "всеединство", используя
греческие формулы, наиболее часто — "единое
и многое". Связано это было с тем, что
Флоренский вовсе не вкладывал в это понятие
тот смысл, который был известен в толкование
В.С. Соловьева. У Соловьева всеединство
— это принцип построения философской
системы традиционного европейского образца.
Флоренский же трактовал это понятие ближе
к традиции античной философии, а позднее
— к новейшему структурно-семиотическому
подходу. По убеждению Флоренского, существуют
определенные градации (или ступени) любви.
Но если любовь имеет градации, то и всеединство
структурировано подобным же образом.
В таком случае, всеединство — это иерархия
ступеней, идущих в порядке постепенного
убывания связности и единства.
Важным представляется
учение П.А. Флоренского о познании,
в основе которого опять находится
любовь: "Познание совершается любовью",
— писал русский мыслитель. С.С.
Хоружий отмечает, что, по Флоренскому,
познание предмета — это род общения с
ним, созидание единства познающего и
познаваемого; и только в любви, любовью
достижимо истинное познание.
Важнейшей целью познания
является обретение Истины. Процесс
обретения истины Флоренский разделяет
на три этапа. Первый — этап логистики,
когда человек пользуется способами рациональной
философии. На этом этапе Истину обрести
невозможно, ибо рациональная философия
бессильна перед раздробленностью и множественностью
мира. Второй этап — этап пробабилизма,
т.е. осмысление определенных качеств
истины, в том случае, если она существует.
На этом этапе, достигается познание главных
свойств Истины, к каковым Флоренский
относит следующие характеристики: Истина
есть "интуиция-дискурсия", "актуальная
бесконечность", "совпадение противоположностей"
и др. И наконец, Истина предстает, как
важнейший христианский догмат: "Истина
— …Отец, Сын, Дух… истина есть единая
сущность о трех ипостасях… Троица единосущная
и нераздельная". На третьем этапе, который
Флоренский характеризует понятием "подвижничество",
как данность уже полностью принимается
необходимость существования Истины.
В данном случае познание истины невозможно
без веры и религиозно-духовной практики.
С помощью веры и евангельской любви Истина
утверждается как Святая Троица. Но здесь
важен еще и сам процесс познания Истины
— совершая восхождение по этапам познания
Истины, человек познает любовь и включается
в связуемую любовью общность людей.
Общность людей, связуемая
любовью в процессе обретения
Истины — это Церковь: "Столп Истины
— это Церковь, это достоверность, это
духовный закон тождества, это подвиг,
это Триипостастное единство, это свет
фаворский, это Дух Святой, это целомудрие,
это София, это Пречистая Дева, это дружба,
это — паки Церковь". Таков итог софиологических
рассуждений П.А. Флоренского о сущности
Софии, всеединстве и Истине — именно
и только Церковь являет в человеческой
истории все качества Софии и Истины, является
Телом Христовым, истинным Столпом и утверждением
Истины. Стоит напомнить, что "Столпом
и Утверждением Истины" называет Церковь
апостол Павел (1 Тим., 3:15) и в данном случае
П.А. Флоренский с полным правом использует
эти слова святого апостола.
На основе своего учения
о Церкви, П.А. Флоренский разработал
систему теодицеи (оправдания Бога).
Флоренский определяет теодицею как "восхождение
нас к Богу", предполагающее путь от
иррелигиозности через сомнение, скепсис,
подвиг веры, познание истины, преображение
всего человека к живой вере в Бога. Но
истинное обретение Бога возможно только
в Церкви, следовательно, истинная теодицея
основана на Церкви, как "Столпе и утверждении
Истины".
В своих рассуждениях
о софийности мира, П.А. Флоренский большое
значение придает философии символов.
По его мнению, носителями энергий
бытия выступают имена и слова,
которые выступают перед человеком как
символы бытия: "Бытие, которое больше
самого себя, — таково основное определение
символа… Символ есть такая сущность,
энергия которой, сращенная или, точнее,
срастворенная с энергией некоторой другой,
более ценной в данном отношении сущности,
несет таким образом в себе эту последнюю".
Весь мир, весь космос, по Флоренскому,
представляет собой бесконечное множество
символов и, таким образом, является символическим
миром.
Поэтому столь внимательно
Флоренский изучает символику икон,
имен и слова. Слово, по мнению русского
философа, сводит человека лицом с реальностью.
Не случайно Флоренский придавал серьезное
значение учению имеславия, сторонники
которого считали, что в Имени Божием присутствует
Сам Бог, а всякое Имя Божие как истина
Богооткровения есть Сам Бог и в этих именах
Бог пребывает всем Своим существом. Кстати,
несмотря на то, что учение имеславия было
осуждено официальной церковью, Флоренский
видел в имеборчестве стремление к разрушению
символов, аналогичное древнему иконоборчеству.
Одним из высших религиозно-художественных
символов духовной реальности П.А. Флоренский
считал икону. Он специально исследовал
технические средства и художественные
принципы иконописания, считая, что
именно этими средствами и принципами
передается символика многослойной духовной
действительности. В частности, именно
П.А. Флоренский разработал оригинальное
учение о сущности прямой и обратной перспектив
как конкретно-исторических типов художественного
изображения. При этом он считал, что естественность
изображения, которая в последние века
выдается за великое достижение искусства,
на самом деле есть искусственность, порожденная
более поздним временем. И наоборот, за
"наивностью" иконописных изображений,
за "безграмотностью" рисунка, современные
люди не видят главного — проникновения
в мир духовных сущностей, тождество символического
языка иконы и божественной сущности мира.
В целом, философия
П.А. Флоренского еще нуждается
в более детальном и