Философия, ее смысл и ценность

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 13:56, контрольная работа

Краткое описание

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» - любовь и «sophia» - мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос-«что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему.
Философская система представляет собой некоторый индивидуальный смысловой контекст, в глубинном центре которого лежат сокровенные личные убеждения и представления философа. Именно эти личные убеждения и вкусы пронизывают все мировоззрение философа, включаются в качестве субъективных оценок и характеристик во все понятия и принципы его системы, влияют на ту онтологию, которую он создает, и в конечном итоге придают философской системе тот личный, неповторимый оттенок, который отличает ее от всякой другой системы. Налагая этот контекст на свое окружение, философ создает мир своей индивидуальной жизни - тот мир, в котором он живет и действует.

Оглавление

Введение 3
Мировоззрение и его исторические типы 4
Основной вопрос философии 7
Социальные функции философии 11
Заключение 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Философия, ее смысл и ценность.docx

— 33.34 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

Мировоззрение и его исторические типы 4

Основной  вопрос философии 7

Социальные  функции философии 11

Заключение 13

Список литературы 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» - любовь и «sophia» - мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос-«что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему.

Философская система представляет собой некоторый индивидуальный смысловой контекст, в глубинном  центре которого лежат сокровенные  личные убеждения и представления  философа. Именно эти личные убеждения  и вкусы пронизывают все мировоззрение  философа, включаются в качестве субъективных оценок и характеристик во все  понятия и принципы его системы, влияют на ту онтологию, которую он создает, и в конечном итоге придают  философской системе тот личный, неповторимый оттенок, который отличает ее от всякой другой системы. Налагая  этот контекст на свое окружение, философ  создает мир своей индивидуальной жизни - тот мир, в котором он живет  и действует.

Вещи и события этого  мира ему понятны - они наполнены  определенным смыслом, поставлены в  определенные отношения к личности философа. И хотя далеко не каждый философ  живет в соответствии со своими внутренними  убеждениями, тем не менее общественное поведение философа в существенной мере определяется его миропониманием. Таким образом, философия есть разновидность  мировоззрения1.

Цель и задачи работы: определить исторические типы мировоззрения, изучить социальные функции философии.

  1. Мировоззрение и его исторические типы

Понятие "философия" тесно  сопряжено с понятием мировоззрения. Мировоззрение предполагает собой основу всякой философской системы. Общее, что присуще философии на протяжении ее двух с половиной тысячелетнего развития, является то, что любая философия представляет собой систему определенных взглядов на мир изнутри человеческой культуры, попытка осмысления как внешней по отношению к человеку действительности, так и внутреннего мира самого познающего субъекта.

Без наличия мировоззрения  вряд ли возможно представить себе существование человеческого общества. Сам по себе феномен мировоззрения (буквально: воззрение на мир) уходит своими корнями в глубокую древность, с того момента, когда человек попытался объяснить мир. Человеческое мировоззрение представляет собой достаточно сложное образование.

Следует выделять:

- познавательную,

- ценностную,

- поведенческую подсистемы  мировоззрения.

Основными составляющими  мировоззрения являются мироощущение и миропонимание, которые составляют его основные компоненты:

- познавательная,

- ценностно-нормативная,

- морально-волевая,

- практическая.

Среди уровней мировоззрения  выделяют обычно жизненно-практический и теоретический. Необходимо подчеркивать общественный характер мировоззрения, хотя влияние общества на мировоззрение  отдельного его представителя нельзя абсолютизировать. Но, тем не менее, необходимо выделение, наряду с мировоззрением индивида, мировоззрение отдельных социальных групп, сообществ и мировоззрение той или иной эпохи в целом2.

Мировоззрение всегда выступало  смысловой основой человеческой жизни, всегда связывалось с культурой  человека и социальным действием, поэтому  тема мировоззрения и его исторических форм является важным для изучения философии.

Мировоззрение как культурный и социальный феномен имеет свои исторические образы в мифе, религии, науке и философии, кроме того, выделяют обыденно-практическое мировоззрение.

Миф - особый вид мировоззрения, специфическое образное представление  о явлениях природы и коллективной жизни. Источником любого типа мировоззрения является материальные, социальные и гносеологические предпосылки, обусловленные уровнем развития общества. Миф (повествование, сказание)- был первой попыткой обобщить и объяснить мир. Миф - это чувственно-наглядные поэтические образы "бессознательной" художественной переработки природы коллективным сознанием.

В мифологии отсутствуют  разграничения мира и человека, мысли  и эмоции, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного, отсутствует  понятие "Я" и отделение его  от "Мы". А "Мы" от природы. В мифологии все слитно и не расчленено, синкретично. Основные типы мифов: космологические, антропологические, астральные, солярные, тотемические, героические, эсхатологические. Выделяются аспекты мифа: синхронный и диахронный. К основным функциям мифа следует отнести: - выработка коллективного представления о мире, - связь поколений, закрепление единой системы ценностей, поиск единства мира и человека.

Религия - форма мировоззрения, в основе которой лежит вера в  существование трансцендентных  сил, и признающая за ними главенствующую роль в мироздании и жизни человека. Основными элементами религии являются культовая система и вероучение. Религия как форма мировоззрения носит духовно-практический характер. Религия - сложное явление, в рамках которого формируются нравственно-этические идеалы и представления, которые помогали развитию духовности человека, способствовали формированию общечеловеческих ценностей.

Философия возникает на рубеже 7-6 вв. до н. э. на основе потребности  в целостном понимании мира, как  связанного и единого в своей  основе. Объективно положение человека в мире таково, что он реально поставлен в отношении к миру в целом, а не к его отдельным областям или свойствам. Человек противостоит миру универсально. Философия - как особый способ духовного освоения мира - теоретически сформулированное мировоззрение и исторически первая форма теоретического знания. Она дает теоретическое обобщение практической деятельности людей и данных наук о мире и человеке3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основной вопрос философии

Философия как система  наиболее общих представлений о  мире и о месте человека в нем  рассматривает множество различных проблем:

– онтологические (бытие мира, субстанциональные основания мира, его конечность или бесконечность, пространственно-временные формы существования мира и т. д.);

– гносеологические (природа познавательного процесса, роль субъекта в познании, истина как процесс, условия и критерии достижения истины, истина и вера и т. д.);

 – методологические (уровни научного исследования, методы и формы эмпирического исследования, методы и формы теоретического исследования и т. д.);

 – аксиологические (специфика ценностного отношения человека к миру и себе подобным, проблема добра и зла, нравственные нормы и их основания и т. д.).

По мере развития философской  мысли круг обсуждаемых проблем  расширяется. Для современной философии  значимы экзистенциальные (от лат. exsistentia – существование) проблемы, связанные с человеческим существованием.

 Среди множества проблем  философии принято выделять основной вопрос философии.

Основной вопрос философии  является конкретизацией более фундаментального вопроса, а именно: вопроса о природе  абсолютного. Какова природа абсолютного: объективна она или субъективна, неразумна или разумна?4.

Сторонники материалистического  мировоззрения полагают, что абсолютное есть материя, лишенная разума, которая  с точки зрения современного материализма способна в своем развитии порождать  сначала чувствительность (ощущение, восприятие и т. п.), а затем и разум (мышление, сознание). Идеалисты полагают, что абсолютное есть дух или сознание, изначально обладающее способностью мышления, или разумом. Таким образом, ясно, что в своей наиболее простой форме основной вопрос философии есть вопрос об отношении материи и сознания (разума), природы и духа, бытия и мышления.

Поскольку абсолютное в одном  из исходных основных своих аспектов есть первичное, то этот вопрос может  принять следующий вид: Что первично, материя или сознание (разум), природа или дух, бытие или мышление?

Это так называемая первая, или онтологическая, сторона основного  вопроса философии. Всякое развитое философское мировоззрение включает в себя онтологию, т. е. учение о бытии и его сущности. Слово «онтология» производно от древнегреческого онтос – бытие (или, точнее, истинное бытие, действительность) и логос – учение.

Идеализм и материализм  существовали и существуют в своей  определенной исторической форме. Принято  различать объективный и субъективный идеализм.

Объективные идеалисты исходят  из предположения, что первичным  является безличное вселенское сознание, мировой дух (мышление), космический  разум, которыми производится все многообразие вещей, явлений и процессов, включая  и человека с его сознанием (Платон, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Г.В. Лейбниц, Г.В.Ф. Гегель). Субъективные идеалисты думают, что первичным является сознание, дух, разум отдельного человека, а весь предметный мир, все процессы в природе и обществе производятся этим сознанием, духом, разумом (Дж. Беркли, И.Г. Фихте, представители философских течений эмпириокритицизма и экзистенциализма).

Среди исторических форм материализма различают стихийный материализм  древних греков (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Эмпедокл, Гераклит, Демокрит), метафизический и механистический материализм философии Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. А. Гольбах), естественнонаучный материализм (материализм ученых-естествоиспытателей) и диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).

Решение основного вопроса  философии по первой его стороне  может быть монистическим или  дуалистическим. Философский монизм состоит в признании первичным  только одного-единственного начала бытия: либо материи, либо сознания. Дуализм  полагает существование двух первооснов бытия – материи и сознания, которые в этом случае рассматриваются  как нечто существующее независимо друг от друга.

Выяснив природу бытия, или  окружающего нас мира, философ  устанавливает возможность и, в  случае признания такой возможности, границы его познания. В самом  общем виде этот вопрос формулируется  так: познаваем ли мир? Это – вторая, или гносеологическая, сторона основного  вопроса философии. Гносеология, т. е. учение о познании, – это еще одна необходимая составная часть философского мировоззрения. Слово «гносеология» производно от греческого гносис – знание и логос – учение.

В решении основного вопроса  по второй его стороне оказываются  возможными две позиции. Сторонники первой отвечают на вопрос о познаваемости  мира положительно, т. е. считают бытие, весь окружающий нас мир в принципе познаваемым. Сторонники второй позиции ограничивают возможность познания мира, признавая существование вещей или явлений в принципе непознаваемых, т. е. находящихся за пределами естественных способностей мыслящего разума человека. Это философское учение называют агностицизмом. Слово «агностицизм» произведено от древнегреческого а – не, отрицание, гносис – знание.

Исторически формулировка основного  вопроса философии – явление  гораздо более позднее, чем то или иное определенное его решение. Формулировка основного вопроса  философии предполагает наличие  достаточно развитых представлений о взаимоотношении бытия и мышления, материи (природы) и сознания (духа). Поэтому философия в собственном смысле слова начинается не с самой формулировки отношения мышления и бытия (сознания и материи), а с четкой фиксации их отношения как противоположности, противоположности первичного и вторичного.

Исторически первой формой фиксации противоположности сознания и материи (мышления и бытия) является древнее религиозное представление об отношении души и тела.

Сначала допускается или  принимается само существование  души как особой сущности живого тела. Затем устанавливается характер ее отношения к телу. А именно: утверждается способность души существовать самостоятельно и независимо от тела. Эти воззрения обретают форму  учения о бессмертии души, которая  понимается как первичная по отношению к телесному, вторичному.

 Об основном вопросе  философии Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» (1886) писал так: «Вопрос об отношении мышления к бытию является характерным прежде всего для новейшей философии»5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальные функции философии

Предмет и специфику социальной философии нельзя раскрыть, не затрагивая вопрос о ее функциях.

Информация о работе Философия, ее смысл и ценность