Философия духа Г. Гегеля.

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 09:55, реферат

Краткое описание

Философия - это такая область духовной деятельности, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе философского познания, и на самостоятельности предмета философии. Философия не обладает таким же предметом как например естественные науки, в том смысле, что предмет философии не локализован в пределах той или иной конкретной области знания как например биология, геология... Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность.

Оглавление

1.Введение……………………………………………………3

2.Общая структура и замысел философии «духа»………..4

3.Учение о субъективном и объективном духе……………..8

4.Гегелевская философия истории………………………….14

5.Искуство-религии-философия как ступени

самопознания абсолютного духа…………………………16

6.Заключение………………………………………………….18

7.Список литературы…………………………………………20

Файлы: 1 файл

контрольная работа по философии.docx

— 47.11 Кб (Скачать)

      Далее Гегель обосновывает как само понятие  философской истории, так и его  кажущуюся противоречивость. Ведь история, по определению, занимается лишь тем, что  было и есть, а философия — наоборот, порождает собственные мысли, не принимая в расчет того, что есть. И если бы философия подходила к истории таким образом, то фактически это было бы не изучение, а конструирование истории, чего как бы не наблюдается. Поэтому Гегель говорит, что философия привносит с собой в историю лишь мысль о том, что в мире господствует разум, а потому всемирно-исторический процесс совершался и совершается разумно. Разум господствует как в мире вообще, так и в истории в частности. Это умозаключение является одной из основополагающих предпосылок всей работы.

      Таким образом, Гегель характеризует свое понимание истории как мыслящее рассмотрение ее. Мир не предоставлен случаю и случайным внешним причинам, а управляется провидением. Всемирная история с его точки зрения не есть простое нагромождение тех или других событий, не поле, где господствуют случайность, произвол и хаотичное переплетение отдельных человеческих устремлений и чувств и не случайный круговорот общественных состояний и формаций. По мысли философа, собственно развитие свойственно только человечеству, так как человеческая история есть высшая сфера, в которой развивается духовное, мысль, познание. А вместе с этим и господствующий во вселенной абсолютный разум находит средства своего конкретного и сознательного воплощения в действительности, средства познания самого себя как вечной и неисчерпаемой силы совершенствования, прогресса и возникновения нового. Природе же присущи только простое изменение и вечное повторение явлений. Поступательного движения в ней нет, ибо нет в ней и духовной жизни: «…абстрактное изменение вообще, совершающееся в истории, давно уже было понимаемо в общем виде в том смысле, что в нем вместе с тем заключается переход к лучшему, к более совершенному. При всем бесконечном разнообразии изменений, совершающихся в природе, в них обнаруживается лишь круговращение, которое вечно повторяется; в природе ничего не ново под луной, и в этом отношении многообразная игра ее форм вызывает только скуку. Лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, возникает новое». То есть всемирная история совершается исключительно в духовной сфере. Физическая природа, конечно, тоже играет некоторую роль, но все же субстанциальным является дух и ход его развития. 

Искусство-религии-философия  как ступени самопознания абсолютного  духа

     

        В третьем, завершающем разделе «Философии духа» характеризуется «абсолютный дух», переход к которому от «объективного духа» представлен Гегелем так: «мыслящей дух всемирной истории…..возвышается до знания абсолютного духа…» Оно выступает в виде «вечно действительной истины, в которой знающей разум является свободным для себя, а необходимость, природа и история служат только к его раскрытию….»

       Тремя ступенями процесса «абсолютного  духа» выступают искусство, религия  и философия. Характеристика этих  форм общественного сознания  производится Гегелем преимущественно  под углом зрения того, как  в них выражается знание о  духе как «боге».

       Искусство, по Гегелю, есть непосредственная  форма знания абсолютной идеи. «Эта форма,- указывает он, - есть  конкретное созерцание и представление  в себе абсолютного духа как  идеала»; она представляет собой  «форму красоты», в которой «природная  непосредственность есть только  знак идеи». Выделяя в развитии искусства символическую, классическую и романтическую формы, Гегель заявлял, что характерная для искусства в целом «чувственная внешность», не позволяющая «абсолютному духу» адекватно выразится в ней, делает для него необходимым возвышение на ступень религии в собственном смысле слова

       «Истинная религия», «содержанием  которой является абсолютный  дух», охарактеризована Гегелем  как «религия откровения», «и  при этом такая, в котором  источником откровения является  бог». Об этой религии, под которой  имеется в виду христианство, Гегель высказывается с величайшим  пиететом, но трактует ее так,  что ее представление о боге  предстает как не вполне адекватное  знание о нем, нуждающееся в  «просветлении» со стороны философского  мышления. Стоит заметить, что религиозная  вера и религиозный культ отнесены  Гегелем к сфере субъективного  знания, которое есть «форма»,  а по содержанию абсолютный  дух есть «в-себе-и-для-себя-сущий  дух природы и духа». «Открытие»  христианского бога, истолковываемое  Гегелем как «опознание» нерасторжимой  связи «всеобщего, простого и  вечного духа в себе самом», таково, что «в этой форме истины  истина является предметом философии».

       Философию, представляют высшей  ступенью «абсолютного духа»,  Гегель толковал как синтез  и полное раскрытие истин, содержавшихся  в искусстве и религии: она  есть»познанное посредством мышления понятие искусства и религии, в котором все то, что различно по содержанию, познано как необходимое, а это необходимое познано как свободное». В ходе этого познания происходит освобождение от ограниченности тех форм, которые свойственны искусству и религии, сопровождающиеся возвышением их содержания « до абсолютной формы, самое себя определяющей как содержание…». Снова утверждая тем самым принципиально важный примат философской истины по отношению к тому, что считается религиозной истиной (не говоря уже о истине эстетической), Гегель затем стремился опровергнуть обвинения, предъявленные христианскими ортодоксами его философии в том, что она является пантеистической. Эти возражения Гегеля придавали ореол благочестия его философии, но ортодоксы не считали их убедительными. Чего-либо существенно нового и значительного по содержанию Гегель не высказывает о философии при освещении «абсолютного духа». 

Заключение

     

       «Понятие философии есть мыслящая  себя идея», Гегель заявлял,  что тем самым «наука является  возведенной к своему началу, и логическое оказывается ее  результатам как духовное», - в  том смысле, что логическое из  «явления», каким оно предстало  первоначально, возвысилось до  своего чистого принципа. В этом  смыкании конца с началом Гегель  видел искомую и желаемую завершенность,  необходимую для системы философского  знания. Уверенность Гегеля в  создании такого рода системы  была необоснованной  и провозглашенное им возвращение к началу было иллюзорным, достигалось за счет натяжек. Но демонстрация и в этом пункте несостоятельности системы «абсолютного идеализма» излишня. Перефразируя слова Гегеля об абсолютной идее в малой логике, можно сказать, что философски наиболее значимым и самым интересным является не гегелевская характеристика «абсолютного духа» его высшей «истине», а все то многообразие антропо-социальное содержание, которое было диалектически осмыслено в ходе рассмотрения предшествующих ступеней развития «духа», в особенности «объективного духа».

       Вопреки  убеждению Гегеля, что его претендующая на «абсолютность» философия  осмыслила мир в пору, когда его развитие завершено, она, не смотря на свой значительный консервативный компонент, содержала в себе в силу присущей ей диалектичности и весьма значительные революционные потенции, которые при материалистическом переосмыслении стали мощным духовным ферментом в процессе того нового радикального преобразования общественных отношений, которое началось в середине XIX в. С выходом на историческую арену революционного пролетариата, вооружаемого марксистским мировоззрением.   

 

Список  литературы 

  1. Блинников Л. В.

      «Краткий  словарь философов». -  Москва, 1994. 

  1. Фролов  И. Т.

      «Введение в философию». - Москва, 1990. 

  1. Гвозданный  В.  А.,  Гусев Г.  А. 

    «Основы  философии:  этапы развития и современные  проблемы». - Москва, 1994 . 

  1. Гегель  Г.В.Ф.

      «Сочинения». - Москва, 1956. 

  1. Гегель  Г.В.Ф.

      «Работы разных лет». - Москва, 1970. 

  1. стория философии»\под редакцией Дынника. - Москва, 1965.

Информация о работе Философия духа Г. Гегеля.