Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:51, контрольная работа
Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.
Введение
I.Зараждение и развитие филосовской мысли в Древней Индии
1.Введы-первый политический памятник мысли древних индейцев
1.1.Ригведы
1.2.Упанишады
2.Бхагавад-Гита
3.Философские школы Древней Индии
3.1.Йога
3.2.Джайнизм
II Материалистические и идеалистические системы индийской философии
III Человек в философии и культуре Древней Индии
Заключение
Список используемой литературы
Соответственно трём главным ступеням развития выделяются основные виды материализма:
Наивный или стихийный материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии и подчинены ей.
Метафизический, или механический материализм 17 -18 вв. Наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между материализмом и диалектикой: в материализме встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир.
Диалектический материализм , в котором материализм и диалектика органически соединяются, так что устанавливается полное единство диалектики (учение о развитии), логики (учения о мышлении), теории познания. В науку проникает великая идея всеобщей связи и развития природы. Разобщённые до тех пор отдельные науки приводятся во взаимную связь не только между собой, но и с философией. Дальнейшая дифференциация наук совершается в единстве с их интеграцией.
Наряду с основными видами материализма существовали промежуточные – переходные от одного основного вида материализма к другому. В развитии материализма внезапные перевороты всегда подготавливались постепенно. В качестве переходных выделялись следующие виды материализма:
Материализм Древнего Востока, предшествовавший античному материализму. По большей части это был предматериализм, поскольку первые элементы материализма в философских учениях Древнего Востока ещё не вполне отделились от мифологических представлений, не освободились от антропоморфизма и гилозоизма.
Древнейшим материалистическим философским течением в Индии было учение локаята (или чарвака). Локаята отрицала существование какого-либо другого мира, кроме материального. Философия локаята возникла, по-видиму, в эпоху, когда древний родовой строй сменился в Индии государством и когда наряду с древними Варнами воинов и духовенства (брахманами) стала возвышаться варна торговцев, а из земледельцев начали выделяться свободные крестьяне и ремесленники.
Согласно учению локаята о бытии, весь мир состоит из материальных первоэлементов. Кроме этих первоэлементов и их сочетаний, нет ни какой другой реальности. Вера в существование бога, души, рая, загробного мира ложна, а предметы этой веры недоступны для восприятия. Вещи, природы состоят из воздуха (или ветров), огня (или света), воды и земли. После смерти организмы вновь разлагаются на первоначальные элементы.
Материализм эпохи Возрождения соединил в себе черты наивного материализма и наивной диалектики с первыми элементами метафизических взгляда на мир. Таким образом, он был, строго говоря, переходным между античным, наивным материализмом и ещё не сформировавшимся метафизическим материализмом.
Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе материалистического понимание природы, был Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626).
В согласии с передовыми умами своего века, Бэкон провозгласил высшей задачей познания завоевание природы и усовершенствование человеческой жизни. Лишь та наука способна побеждать природу и властвовать над ней, которая сама «повинуется» природе, т. е. руководится познанием её законов. Поэтому Бэкон различает два вида опытов: 1) «плодоносные» и 2) «светоносные». Плодоносными он называет опыты, цель которых – принесение непосредственной пользы человеку, светоносными – те, цель которых не непосредственная польза, а познание законов явлений и свойства вещей.
Материализм, непосредственно предшествовавший диалектическому материализму и частично развивавшийся параллельно ему, уже выходил за границы метафизического материализма, содержал элементы диалектики, но ещё не поднимался до диалектического материализма и не распространял материализм на общественные явления.
Этот вид материализма зарождается в 18 веке (напр. Дж. Толанд) и в начале 19 века (напр. А Сен-Симон) и в особенности русские революционные демократы.
В трудах русских просветителей объективно были выражены стремления решить вопрос о назначении философии. Так Козельский, Аничков, Батурин, Десницкий, Третьяков стремились, освободить философию из под опеки теологии, трактовали её как вполне самостоятельную науку. Философские воззрения этих просветителей были вполне материалистическими.
III.Человек в философии и культуре Древней
Индии
Первые представления о человеке возникают
задолго до самой философии. На начальных
этапах истории людям присущи мифологические
и религиозные формы самосознания. В преданиях,
сказаниях, мифах раскрывается понимание
природы, предназначения и смысла человека
и его бытия. Кристаллизация философского
понимания человека происходит как раз
на базе заложенных в них представлений,
идей, образов и понятий и в диалоге между
формирующейся философией и мифологией.
Именно таким образом и возникают первые
учения о человеке в государствах Древнего
Востока.
Древнеиндийская философия человека представлена
прежде всего в памятнике древнеиндийской
литературы — Ведах, в которых выражено
одновременно мифологическое, религиозное
и философское мировоззрение. Повышенный
интерес к человеку и в примыкающих к Ведам
текстах — упанишадах. В них раскрываются
проблемы нравственности человека, а также
пути и способы освобождения его от мира
объектов и страстей. Человек считается
тем совершеннее и нравственнее, чем больше
он достигает успеха в деле такого освобождения.
Последнее, в свою очередь, осуществляется
посредством растворения индивидуальной
души (атмана) в мировой душе, в универсальном
принципе мира (брахмане).
Человек в философии Древней Индии мыслится
как часть мировой души. В учении о переселении
душ (сансаре) граница между живыми существами
(растениями, животными, человеком) и богами
оказывается проходимой и подвижной. Но
важно заметить, что только человеку присуще
стремление к свободе, к избавлению от
страстей и пут эмпирического бытия с
его законом сансары-кармы. В этом пафос
упанишад.
Упанишады оказали огромное влияние на
развитие всей философии человека в Индии.
В частности, велико их влияние на учения
джайнизма, буддизма, индуизма, санкхьи,
йоги. Это влияние сказалось и на взглядах
известного индийского философа М.К. Ганди.
Философия Древнего Китая создала также
самобытное учение о человеке. Один из
наиболее значительных ее представителей
— Конфуций разработал концепцию «неба»,
которое означает не только часть природы,
но и высшую духовную силу, определяющую
развитие мира и человека. Но в центре
его философии находится не небо, не природный
мир вообще, а человек, его земная жизнь
и существование, т.е. она носит антропоцентристский
характер.
Обеспокоенный разложением современного
ему общества, Конфуций обращает внимание
прежде всего на нравственное поведение
человека. Он писал, что наделенный небом
определенными этическими качествами,
человек обязан поступать в согласии с
моральным законом — дао и совершенствовать
эти качества в процессе обучения. Целью
обучения является достижение уровня
«идеального человека», «благородного
мужа» (цзюнь-цзы), концепцию которого
впервые разработал Конфуций. Чтобы приблизиться
к цзюнь-цзы, каждый должен следовать целому
ряду этических принципов. Центральное
место среди них принадлежит концепции
жэнь (человечность, гуманность, любовь
к людям), которая выражает закон идеальных
отношений между людьми в семье и государстве
в соответствии с правилом «не делай людям
того, чего не пожелаешь себе». Это правило
в качестве нравственного императива
в разных вариантах будет встречаться
потом и в учениях «семи мудрецов» в Древней
Греции, в Библии, у Канта, у Вл. Соловьева
и других. Особое внимание Конфуций уделяет
принципу сяо (сыновняя почтительность
и уважение к родителям и старшим), являющемуся
основой других добродетелей и самым эффективным
методом управления страной, рассматриваемой
как «большая семья». Значительное внимание
он уделял также таким принципам поведения,
как ли (этикет), и (справедливость) и др.
Наряду с учением Конфуция и его последователей
в древнекитайской философии следует
отметить и другое направление — даосизм.
Основателем его является Лао-цзы. Исходной
идеей даосизма служит учение о дао (путь,
дорога) — это невидимый, вездесущий, естественный
и спонтанный закон природы, общества,
поведения и. мышления отдельного человека.
Человек должен следовать в своей жизни
принципу дао, т.е. его поведение должно
согласовываться с природой человека
и вселенной. При соблюдении принципа
дао возможно бездействие, недеяние, приводящее
тем не менее к полной свободе, счастью
и процветанию.
Характеризуя древневосточную философию
человека, отметим, что важнейшей чертой
ее является ориентация личности на крайне
почтительное и гуманное отношение как
к социальному, так и природному миру.
Вместе с тем эта философская традиция
ориентирована на совершенствование внутреннего
мира человека. Улучшение общественной
жизни, порядков, нравов, управления и
т. д. связывается прежде всего с изменением
индивида и приспособлением его к обществу,
а не с изменением внешнего мира и обстоятельств.
Человек сам определяет пути своего совершенствования
и является своим богом и спасителем. Нельзя
при этом забывать, что характерной чертой
философского антропологизма является
трансцендентализм — человек, его мир
и судьба непременно связываются с трансцендентным
(запредельным) миром.
Философия человека Древнего Востока
оказала огромное влияние на последующее
развитие учений о человеке, а также на
формирование образа жизни, способа мышления,
культурных образцов и традиций стран
Востока. Общественное и индивидуальное
сознание людей в этих странах до сих пор
находится под воздействием образцов,
представлений и идей, сформулированных
в тот далекий период.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В проделанной мною работе я постаралась
ознакомить читателя азами философской
мысли в Древней Индии, обратить
его внимание на проблему философской
мысли Индии в современном
обществе, а так же показать, что
древнеиндийская философия не осталась
пережитком прошлого и по сей день
в Индии некоторые люди придерживаются
направлений древних школ и традиций.
В данной работе вы познакомились с материализмом,
узнали какими основными доктринами обладает
йога, а так же познакомились с этикой
джайнизма и этим течением в общих чертах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Илларионов В.В. Лекции по истории философии – М., 2004
2. Ильин В.В. История философии – СПб.: Питер, 2005
3. Мень А. История религии том 6 – М., 2004
4. Соколов В.В. Историческое
5. Степаньянц М.Т. История
6. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юристъ, 1998