Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:51, контрольная работа
Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.
Введение
I.Зараждение и развитие филосовской мысли в Древней Индии
1.Введы-первый политический памятник мысли древних индейцев
1.1.Ригведы
1.2.Упанишады
2.Бхагавад-Гита
3.Философские школы Древней Индии
3.1.Йога
3.2.Джайнизм
II Материалистические и идеалистические системы индийской философии 
III Человек в философии и культуре Древней Индии
  Заключение
  Список используемой литературы
Соответственно трём главным ступеням развития выделяются основные виды материализма:
Наивный или стихийный материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии и подчинены ей.
Метафизический, или механический материализм 17 -18 вв. Наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между материализмом и диалектикой: в материализме встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир.
Диалектический материализм , в котором материализм и диалектика органически соединяются, так что устанавливается полное единство диалектики (учение о развитии), логики (учения о мышлении), теории познания. В науку проникает великая идея всеобщей связи и развития природы. Разобщённые до тех пор отдельные науки приводятся во взаимную связь не только между собой, но и с философией. Дальнейшая дифференциация наук совершается в единстве с их интеграцией.
Наряду с основными видами материализма существовали промежуточные – переходные от одного основного вида материализма к другому. В развитии материализма внезапные перевороты всегда подготавливались постепенно. В качестве переходных выделялись следующие виды материализма:
Материализм Древнего Востока, предшествовавший античному материализму. По большей части это был предматериализм, поскольку первые элементы материализма в философских учениях Древнего Востока ещё не вполне отделились от мифологических представлений, не освободились от антропоморфизма и гилозоизма.
Древнейшим материалистическим философским течением в Индии было учение локаята (или чарвака). Локаята отрицала существование какого-либо другого мира, кроме материального. Философия локаята возникла, по-видиму, в эпоху, когда древний родовой строй сменился в Индии государством и когда наряду с древними Варнами воинов и духовенства (брахманами) стала возвышаться варна торговцев, а из земледельцев начали выделяться свободные крестьяне и ремесленники.
Согласно учению локаята о бытии, весь мир состоит из материальных первоэлементов. Кроме этих первоэлементов и их сочетаний, нет ни какой другой реальности. Вера в существование бога, души, рая, загробного мира ложна, а предметы этой веры недоступны для восприятия. Вещи, природы состоят из воздуха (или ветров), огня (или света), воды и земли. После смерти организмы вновь разлагаются на первоначальные элементы.
Материализм эпохи Возрождения соединил в себе черты наивного материализма и наивной диалектики с первыми элементами метафизических взгляда на мир. Таким образом, он был, строго говоря, переходным между античным, наивным материализмом и ещё не сформировавшимся метафизическим материализмом.
Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе материалистического понимание природы, был Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626).
В согласии с передовыми умами своего века, Бэкон провозгласил высшей задачей познания завоевание природы и усовершенствование человеческой жизни. Лишь та наука способна побеждать природу и властвовать над ней, которая сама «повинуется» природе, т. е. руководится познанием её законов. Поэтому Бэкон различает два вида опытов: 1) «плодоносные» и 2) «светоносные». Плодоносными он называет опыты, цель которых – принесение непосредственной пользы человеку, светоносными – те, цель которых не непосредственная польза, а познание законов явлений и свойства вещей.
Материализм, непосредственно предшествовавший диалектическому материализму и частично развивавшийся параллельно ему, уже выходил за границы метафизического материализма, содержал элементы диалектики, но ещё не поднимался до диалектического материализма и не распространял материализм на общественные явления.
Этот вид материализма зарождается в 18 веке (напр. Дж. Толанд) и в начале 19 века (напр. А Сен-Симон) и в особенности русские революционные демократы.
В трудах русских просветителей объективно были выражены стремления решить вопрос о назначении философии. Так Козельский, Аничков, Батурин, Десницкий, Третьяков стремились, освободить философию из под опеки теологии, трактовали её как вполне самостоятельную науку. Философские воззрения этих просветителей были вполне материалистическими.
III.Человек в философии и культуре Древней 
Индии 
Первые представления о человеке возникают 
задолго до самой философии. На начальных 
этапах истории людям присущи мифологические 
и религиозные формы самосознания. В преданиях, 
сказаниях, мифах раскрывается понимание 
природы, предназначения и смысла человека 
и его бытия. Кристаллизация философского 
понимания человека происходит как раз 
на базе заложенных в них представлений, 
идей, образов и понятий и в диалоге между 
формирующейся философией и мифологией. 
Именно таким образом и возникают первые 
учения о человеке в государствах Древнего 
Востока. 
Древнеиндийская философия человека представлена 
прежде всего в памятнике древнеиндийской 
литературы — Ведах, в которых выражено 
одновременно мифологическое, религиозное 
и философское мировоззрение. Повышенный 
интерес к человеку и в примыкающих к Ведам 
текстах — упанишадах. В них раскрываются 
проблемы нравственности человека, а также 
пути и способы освобождения его от мира 
объектов и страстей. Человек считается 
тем совершеннее и нравственнее, чем больше 
он достигает успеха в деле такого освобождения. 
Последнее, в свою очередь, осуществляется 
посредством растворения индивидуальной 
души (атмана) в мировой душе, в универсальном 
принципе мира (брахмане). 
Человек в философии Древней Индии мыслится 
как часть мировой души. В учении о переселении 
душ (сансаре) граница между живыми существами 
(растениями, животными, человеком) и богами 
оказывается проходимой и подвижной. Но 
важно заметить, что только человеку присуще 
стремление к свободе, к избавлению от 
страстей и пут эмпирического бытия с 
его законом сансары-кармы. В этом пафос 
упанишад. 
Упанишады оказали огромное влияние на 
развитие всей философии человека в Индии. 
В частности, велико их влияние на учения 
джайнизма, буддизма, индуизма, санкхьи, 
йоги. Это влияние сказалось и на взглядах 
известного индийского философа М.К. Ганди. 
Философия Древнего Китая создала также 
самобытное учение о человеке. Один из 
наиболее значительных ее представителей 
— Конфуций разработал концепцию «неба», 
которое означает не только часть природы, 
но и высшую духовную силу, определяющую 
развитие мира и человека. Но в центре 
его философии находится не небо, не природный 
мир вообще, а человек, его земная жизнь 
и существование, т.е. она носит антропоцентристский 
характер. 
Обеспокоенный разложением современного 
ему общества, Конфуций обращает внимание 
прежде всего на нравственное поведение 
человека. Он писал, что наделенный небом 
определенными этическими качествами, 
человек обязан поступать в согласии с 
моральным законом — дао и совершенствовать 
эти качества в процессе обучения. Целью 
обучения является достижение уровня 
«идеального человека», «благородного 
мужа» (цзюнь-цзы), концепцию которого 
впервые разработал Конфуций. Чтобы приблизиться 
к цзюнь-цзы, каждый должен следовать целому 
ряду этических принципов. Центральное 
место среди них принадлежит концепции 
жэнь (человечность, гуманность, любовь 
к людям), которая выражает закон идеальных 
отношений между людьми в семье и государстве 
в соответствии с правилом «не делай людям 
того, чего не пожелаешь себе». Это правило 
в качестве нравственного императива 
в разных вариантах будет встречаться 
потом и в учениях «семи мудрецов» в Древней 
Греции, в Библии, у Канта, у Вл. Соловьева 
и других. Особое внимание Конфуций уделяет 
принципу сяо (сыновняя почтительность 
и уважение к родителям и старшим), являющемуся 
основой других добродетелей и самым эффективным 
методом управления страной, рассматриваемой 
как «большая семья». Значительное внимание 
он уделял также таким принципам поведения, 
как ли (этикет), и (справедливость) и др. 
Наряду с учением Конфуция и его последователей 
в древнекитайской философии следует 
отметить и другое направление — даосизм. 
Основателем его является Лао-цзы. Исходной 
идеей даосизма служит учение о дао (путь, 
дорога) — это невидимый, вездесущий, естественный 
и спонтанный закон природы, общества, 
поведения и. мышления отдельного человека. 
Человек должен следовать в своей жизни 
принципу дао, т.е. его поведение должно 
согласовываться с природой человека 
и вселенной. При соблюдении принципа 
дао возможно бездействие, недеяние, приводящее 
тем не менее к полной свободе, счастью 
и процветанию. 
Характеризуя древневосточную философию 
человека, отметим, что важнейшей чертой 
ее является ориентация личности на крайне 
почтительное и гуманное отношение как 
к социальному, так и природному миру. 
Вместе с тем эта философская традиция 
ориентирована на совершенствование внутреннего 
мира человека. Улучшение общественной 
жизни, порядков, нравов, управления и 
т. д. связывается прежде всего с изменением 
индивида и приспособлением его к обществу, 
а не с изменением внешнего мира и обстоятельств. 
Человек сам определяет пути своего совершенствования 
и является своим богом и спасителем. Нельзя 
при этом забывать, что характерной чертой 
философского антропологизма является 
трансцендентализм — человек, его мир 
и судьба непременно связываются с трансцендентным 
(запредельным) миром. 
Философия человека Древнего Востока 
оказала огромное влияние на последующее 
развитие учений о человеке, а также на 
формирование образа жизни, способа мышления, 
культурных образцов и традиций стран 
Востока. Общественное и индивидуальное 
сознание людей в этих странах до сих пор 
находится под воздействием образцов, 
представлений и идей, сформулированных 
в тот далекий период.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В проделанной мною работе я постаралась 
ознакомить читателя азами философской 
мысли в Древней Индии, обратить 
его внимание на проблему философской 
мысли Индии в современном 
обществе, а так же показать, что 
древнеиндийская философия не осталась 
пережитком прошлого и по сей день 
в Индии некоторые люди придерживаются 
направлений древних школ и традиций.  
 
В данной работе вы познакомились с материализмом, 
узнали какими основными доктринами обладает 
йога, а так же познакомились с этикой 
джайнизма и этим течением в общих чертах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Илларионов В.В. Лекции по истории философии – М., 2004
2. Ильин В.В. История философии – СПб.: Питер, 2005
3. Мень А. История религии том 6 – М., 2004
4. Соколов В.В. Историческое 
5. Степаньянц М.Т. История 
6. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юристъ, 1998