Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 05:06, реферат
Мировая философия возникает в Древней  Индии в середине первого  
тысячелетия. Первые философские тексты, известные человечеству – упанишады – возникают в рамках так называемой ведической литературы и являются её наиболее поздней (по времени создания), заключительной частью.
1. Социокультурные условия зарождения философии в Древней Индии. Веды
2. Основные этапы развития Индийской философии
3. Философские идеи Упанишад
4. Школы индийской  философии. Общие идеи ортодоксальных  школ
5. Буддийская философия
Неортодоксальные школы (настика): буддизм, джайнизм, червака-локаята.
Для всех философских школ Индии характерна высокая терпимость друг к другу, не смотря на различие взглядов, особенно среди ортодоксальных школ. Истина одна, но путей к ней может быть много: каждая из систем считает себя одним из таких путей, не исключающим возможности существования других.
Ортодоксальные системы расходятся между собой прежде всего во взглядах на субстанциональную основу мира: веданта и миманса усматривают одну такую основу (брахман), санкхья и йога – две (пуруша-дух и пракрити-материя), ньяя и вайшешика – множество (дживы-души). Однако при этом все они признают существование духовной реальности, находящейся за рамками человеческого сознания, – сверхсознания, сущностную духовность мира.
Несмотря на различия в духовных практиках и представлениях о методах познания, все ортодоксальные школы видят человеческий разум ограниченным и признают мистическую интуицию главным путем истинного познания. Общей идеей является также идея сансары, представление о цикличности развития мира. Все ортодоксальные мыслители признают естественность космической и социальной иерархии, необходимость кастового деления общества.
     Несмотря 
на разницу в этических концепциях 
и в представлениях о путях спасения души, 
все ортодоксальные философы считают 
высшей формой бессмертия безличностное 
существование, достигаемое через слияние 
души с универсумом, так как личность – 
конечная форма, и пребывание в ней связано 
со страданием. В этом – принципиальное 
отличие индийской философии от религиозной 
философии христианского Запада и арабо-мусульманского 
Востока, где конечная цель существования 
усматривается в обретении личностного 
бессмертия души.  
5. Буддийская философия
     Основатель 
буддизма – Сиддхартха 
Гаутама (583–483 гг. до н. э.), он  
же – Шакья Муни (мудрец из царства Шакья). 
Будучи наследным принцем царства Шакья, 
в возрасте 29 лет он ушел из дворца и занялся 
аскетической практикой (нарушив тем самым 
законы кастового деления общества, перейдя 
из кшатриев – в брамины). Согласно легенде, 
этот поступок был вызван осознанием того, 
что жизнь людей полна страданий и желанием 
найти путь к избавлению от них. После 
нескольких лет занятий аскезой, завершившимся 
40-дневной медитацией, Сиддхартха Гаутама 
достиг просветления, то есть стал «буддой» 
(пробужденный, просветленный). У Будды 
было много учеников, но сам он ничего 
не писал, поэтому у историков философии 
есть проблемы с определением исходного 
содержания учения Будды. 
Общепризнанной основой его учения считаются четыре «благородные истины», изложенные Буддой в его первой (Бенарезской) проповеди. Суть этих истин состоит в следующем:
– жизнь есть страдание (дукха);
– причина страданий – желания (тршна): жажда жизни, жажда смерти, жажда удовольствий;
– чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний (жажды);
– чтобы избавиться от желаний надо следовать путём Будды.
Свой путь Будда назвал «срединным», то есть отличным как от пути аскета, так и от пути обыкновенного человека. Истина не в жадном наслаждении жизнью и ее удовольствиями, но и не в полном отказе от жизни. Путь Будды – это путь совершенствования своей человеческой природы, вплоть до её преодоления и раскрытия в себе абсолютного, божественного начала. Достижение этого происходит в нирване.
Нирвана (дословно – угасание, затухание) – это чистое, безобъектное состояние сознания, полное преодоление страдания. Нирвана достигается при жизни, а не после смерти (в отличие от мокши), точнее, нирвана есть выход «по ту сторону» жизни и смерти, обретение бытия.
Нирвана – это и психическое состояние и, одновременно, высшая реальность. В ней происходит снятие противоположности объективного и субъективного, духа и материи. Нирвана может быть достигнута представителем любой касты. Это положение, как и предыдущее, противоречит учению Вед и делает буддийскую философию неортодоксальной.
Достижение нирваны – длительный труд, предполагающий последовательное прохождение по всем ступеням так называемого «восмеричного пути», предусматривающего: правильное суждение, правильное решение, правильную речь, правильную жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение.
Таким образом, философия раннего буддизма есть, прежде всего, этическое учение. О многих философских проблемах Будда, как свидетельствуют его ученики, принципиально не хотел высказываться. Он настаивал на практическом значении своего учения, скептически относился к абстрактному теоретизированию, трактующему далекие от жизни вопросы.
     Критичность 
и парадоксальность мышления, практическая 
направленность будут характерны и для 
последующих многочисленных буддийских 
школ и направлений. Наиболее известные 
из них: махаяна, хинаяна, виджраяна. Национальные 
формы буддизма: чань-буддизм (Китай), дзэн-буддизм 
(Япония). 
 
    Литература: 
1. Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий ; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с.
2. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с.
3. Введение в философию: 
Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов 
И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 
2003. - 623 с.