Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:59, реферат
Вершиной политической мысли древнего мира считается философия древней Греции: именно здесь зародилась наука о политике, появились реалистические концепции власти (в отличие от мифологических трактовок). В греческой традиции нет ничего, напоминающего жесткую теологическую схему или проповедь, нет и особого влиятельного общественного слоя - жречества
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………3
ПЕРВЫЙ ЭТАП (IX-VI ВВ. ДО Н.Э.)……………………………………………………………………………………………..4
ВТОРОЙ ПЕРИОД (V - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА IV ВВ. ДО Н.Э)………………………………………………………5
ТРЕТИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ  ГРЕЦИИ (IV - II ВВ. ДО Н. Э.)……………………………………………………………………………………………………………………………………8
ВЫВОД…………………………………………………………………………………………………………………………………….12
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………………………………………………13
Кругооборот 
в политической жизни проявляется 
в последовательной смене шести 
форм государства. Сначала возникает 
монархия, которая постепенно вырождается 
в тиранию. Затем благородные 
мужи освобождают общество от тиранов, 
и устанавливается 
Изучая причины могущества Римского государства, которому удалось покорить «весь известный мир», Полибий пришел к мысли о том, что римское могущество обусловлено смешением трех государственных форм: монархии (консулат), аристократии (сенат) и демократии (народное собрание). Политическая мысль Полибия стала своеобразным связующим звеном между политико-правовыми учениями Древней Греции и Древнего Рима.
Политико-правовая мысль Древнего Рима (VIII в до н.э. - V в. н.э.) часто рассматривается в единстве с древнегреческой. Для этого есть определенные основания - греческая наука и культура оказали большое влияние на римское общество. Мыслители и Древней Греции, и Древнего Рима размышляли о государстве и его возможных формах, о правах и обязанностях граждан, однако в политико-правовой мысли древних греков преобладал социально-политический аспект, у римлян - правовой.
Из произведений мыслителей Древнего Рима, в которых развиваются оригинальные идеи политики, прежде всего следует отметить поэму “О природе вещей” Тита Лукреция Кара, работы “О государстве” и “О законах” Марка Туллия Цицерона. Немало для развития политической мысли древнего мира сделали и такие древнеримские мыслители, как Сенека, Эпиктет, Плиний Старший, Марк Аврелий, Гай Светоний Транквилл и другие.
Тит Лукреций 
Кар (99-55 гг.до н э.) развивал мысли 
древнегреческих философов о 
договорном характере государства. 
Он полагал, что общество, общественная 
организация (право, законы) возникают 
как продукт взаимного 
Марк Туллий 
Цицерон (106-43 г. до н. э.), развивая идеи 
Аристотеля, утверждал, что люди от 
природы наделены богами врожденной 
тягой к общению. Государство 
также возникает природным 
Изучал Цицерон 
и формы государственного правления 
в поисках наилучшего варианта. В 
зависимости от численности тех, 
кто управляет государством, он выделил 
три простые формы правления: 
монархию (царскую власть), аристократию 
(власть оптиматов), демократию (власть 
народа). Все эти формы несовершенны, 
но приемлемы. Каждая из них имеет 
свои плюсы и минусы. При этом 
демократию Цицерон ставил на последнее 
место, отдавая предпочтение царской 
власти. Хотя каждая из них по-своему 
привлекательна: монархия - благодеяниями, 
аристократия - мудростью, демократия 
- свободой. Но под влиянием обстоятельств 
они могут потерять свои позитивные 
качества, выродиться в неправильные 
формы. Выход из сложившейся проблемы 
Цицерон нашел следующий: для 
получения идеальной формы 
Заслуживают внимания космополитические идеи и естественно-правовые положения, выдвинутые представителями римского стоицизма, наиболее яркими среди которых были Луций Анней Сенека (около 4 г. до н.э. - 65 гг. н.э.) и Эпиктет (50-138 гг.). Сенека считал, что неминуемый и божественный по своему характеру «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство и законы. Вселенная - естественное государство, членами которого по закону природы являются все люди. Поэтому Сенека призывал признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. По его убеждению, перед лицом мирового закона равны все люди - свободные и рабы, граждане Рима и варвары, мужчины и женщины.
У Эпиктета 
призывы к надлежащему 
Он учил, что свобода человека зависит не от внешних обстоятельств, а прежде всего от внутреннего состояния его души. Есть рабы, которые мечтают о свободе. Но часто, получив ее, они ради еды идут на преступления, становясь рабами желудка. Даже сенаторы по-своему рабы, если они унижаются перед императором. Просто это рабы, которые ходят в сенат.
В чем же настоящая свобода? Свободен только тот, чьи поступки определяются его совестью. «На каждом шагу своей жизни человек должен поступать согласно с законами правды и добра, начертанными в его душе, - тогда он воистину будет свободен. Люди только потому несчастны, что не живут согласно этим законам правды и добра».
Свободу Эпиктет 
считал наивысшим благом, и потому 
человек свободный не может быть 
несчастным. Если, наоборот, человек 
страдает, убит горем, то это верная 
примета того, что человек стал 
невольником (обстоятельств или 
чувств). Если человек унижается 
перед кем-то - то он самый обыкновенный 
раб. Свободный человек 
ВЫВОД
Итак, мыслители 
Древней Греции и Рима разрабатывали 
идеи свободы человека, справедливости, 
гражданства, ответственности. В классическом 
греческом полисе власть носила политический 
характер - свободные афиняне, принимая 
участие в осуществлении 
Греческие 
мудрецы и римские юристы утверждали, 
что первоосновой порядка в обществе 
должны быть не насилие и жестокость, 
не варварские издевательства над людьми, 
а справедливое законодательство. А 
это привело к оформлению сути 
понятий «гражданин» и «
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурдье П. Социология политики. - М., 2007.
2. Гегель. Политические произведения. - М., 1978.
3. Грин Роберт. 48 законов власти. - М., 2006.
4. Історія 
розвитку політичної думки: 
5. История 
политических и правовых 
6. Макиавелли Николо. Государь. Пер. с итал.- М.,1990.
7. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. - М., 2008.