Философия древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:59, реферат

Краткое описание

Вершиной политической мысли древнего мира считается философия древней Греции: именно здесь зародилась наука о политике, появились реалистические концепции власти (в отличие от мифологических трактовок). В греческой традиции нет ничего, напоминающего жесткую теологическую схему или проповедь, нет и особого влиятельного общественного слоя - жречества

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………3
ПЕРВЫЙ ЭТАП (IX-VI ВВ. ДО Н.Э.)……………………………………………………………………………………………..4
ВТОРОЙ ПЕРИОД (V - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА IV ВВ. ДО Н.Э)………………………………………………………5
ТРЕТИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (IV - II ВВ. ДО Н. Э.)……………………………………………………………………………………………………………………………………8
ВЫВОД…………………………………………………………………………………………………………………………………….12
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

КСР«Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима».docx

— 35.10 Кб (Скачать)

Кругооборот в политической жизни проявляется  в последовательной смене шести  форм государства. Сначала возникает  монархия, которая постепенно вырождается  в тиранию. Затем благородные  мужи освобождают общество от тиранов, и устанавливается аристократическая  форма правления. Но аристократия постепенно перерождается в олигархию, что  вызывает недовольство толпы и приводит к перевороту, в результате которого устанавливается демократия, темной стороной которой может быть охлократия (власть толпы).

Изучая причины  могущества Римского государства, которому удалось покорить «весь известный  мир», Полибий пришел к мысли о  том, что римское могущество обусловлено  смешением трех государственных  форм: монархии (консулат), аристократии (сенат) и демократии (народное собрание). Политическая мысль Полибия стала  своеобразным связующим звеном между  политико-правовыми учениями Древней  Греции и Древнего Рима.

Политико-правовая мысль Древнего Рима (VIII в до н.э. - V в. н.э.) часто рассматривается  в единстве с древнегреческой. Для  этого есть определенные основания - греческая наука и культура оказали  большое влияние на римское общество. Мыслители и Древней Греции, и  Древнего Рима размышляли о государстве  и его возможных формах, о правах и обязанностях граждан, однако в  политико-правовой мысли древних  греков преобладал социально-политический аспект, у римлян - правовой.

Из произведений мыслителей Древнего Рима, в которых  развиваются оригинальные идеи политики, прежде всего следует отметить поэму  “О природе вещей” Тита Лукреция Кара, работы “О государстве” и “О законах” Марка Туллия Цицерона. Немало для  развития политической мысли древнего мира сделали и такие древнеримские мыслители, как Сенека, Эпиктет, Плиний Старший, Марк Аврелий, Гай Светоний Транквилл и другие.

Тит Лукреций Кар (99-55 гг.до н э.) развивал мысли  древнегреческих философов о  договорном характере государства. Он полагал, что общество, общественная организация (право, законы) возникают  как продукт взаимного соглашения людей.

Марк Туллий Цицерон (106-43 г. до н. э.), развивая идеи Аристотеля, утверждал, что люди от природы наделены богами врожденной тягой к общению. Государство  также возникает природным путем - на основе семьи. Он полагал, что государственная  власть должна быть вручена мудрецам, способным приблизиться к пониманию  мирового божественного разума. Его  политические и правовые взгляды  изложены в трех сочинениях - «О государстве», «О законах», «Об обязанностях». В  отличие от Платона и Аристотеля, считавших, что государство и  естественное право неотделимы, Цицерон  утверждал, что сначала появляется естественное право, и только потом - государство и писаный закон.

Изучал Цицерон  и формы государственного правления  в поисках наилучшего варианта. В  зависимости от численности тех, кто управляет государством, он выделил  три простые формы правления: монархию (царскую власть), аристократию (власть оптиматов), демократию (власть народа). Все эти формы несовершенны, но приемлемы. Каждая из них имеет  свои плюсы и минусы. При этом демократию Цицерон ставил на последнее  место, отдавая предпочтение царской  власти. Хотя каждая из них по-своему привлекательна: монархия - благодеяниями, аристократия - мудростью, демократия - свободой. Но под влиянием обстоятельств  они могут потерять свои позитивные качества, выродиться в неправильные формы. Выход из сложившейся проблемы Цицерон нашел следующий: для  получения идеальной формы правления  следует равномерно смешивать позитивные качества каждой из форм. Таким образом, получается политический идеал - аристократическая  сенатская республика - смешанная  форма правления, в которой монархические  черты представлены в виде власти консулов, аристократические - правлением сената, демократические - народным собранием  и властью трибунов.

Заслуживают внимания космополитические идеи и  естественно-правовые положения, выдвинутые представителями римского стоицизма, наиболее яркими среди которых были Луций Анней Сенека (около 4 г. до н.э. - 65 гг. н.э.) и Эпиктет (50-138 гг.). Сенека считал, что неминуемый и божественный по своему характеру «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство и законы. Вселенная - естественное государство, членами которого по закону природы являются все люди. Поэтому Сенека призывал признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. По его убеждению, перед лицом мирового закона равны все люди - свободные и рабы, граждане Рима и варвары, мужчины и женщины.

У Эпиктета призывы к надлежащему исполнению той роли, которая ниспослана каждому  судьбой, дополняются резкой критикой богатства и осуждением рабства. В основе его миропонимания лежала философия свободы. Он учил людей  дорожить своей свободой - свободой слова, действий, выбора. Он не только проповедовал свои идеи, но и сам придерживался  их, соединяя теорию с практикой. Его  идеалом был Сократ, он часто ссылался на его мысли, жизнь, и особенно смерть. Так же, как и Сократ, Эпиктет  не написал ни одной строчки. Его  философская концепция была изложена в беседах, диалогах, записанных его  благодарными и верными учениками.

Он учил, что свобода человека зависит  не от внешних обстоятельств, а прежде всего от внутреннего состояния  его души. Есть рабы, которые мечтают  о свободе. Но часто, получив ее, они  ради еды идут на преступления, становясь  рабами желудка. Даже сенаторы по-своему рабы, если они унижаются перед  императором. Просто это рабы, которые  ходят в сенат.

В чем же настоящая свобода? Свободен только тот, чьи поступки определяются его  совестью. «На каждом шагу своей  жизни человек должен поступать  согласно с законами правды и добра, начертанными в его душе, - тогда  он воистину будет свободен. Люди только потому несчастны, что не живут согласно этим законам правды и добра».

Свободу Эпиктет  считал наивысшим благом, и потому человек свободный не может быть несчастным. Если, наоборот, человек  страдает, убит горем, то это верная примета того, что человек стал невольником (обстоятельств или  чувств). Если человек унижается  перед кем-то - то он самый обыкновенный раб. Свободный человек распоряжается  только тем, чем может распоряжаться, - он распоряжается собой. И никогда  не покушается на свободу других. Если человек желает управлять другими - он раб своего инстинкта власти над людьми.

ВЫВОД

Итак, мыслители  Древней Греции и Рима разрабатывали  идеи свободы человека, справедливости, гражданства, ответственности. В классическом греческом полисе власть носила политический характер - свободные афиняне, принимая участие в осуществлении власти, могли одинаково сурово призвать к ответу и человека из народа, и  великого вождя. Данная власть базировалась на уважении человеческого достоинства, осознании людьми своих прав, гражданском  самосознании. Рационалистический подход к жизни предполагал опору  на здравый смысл и моральные  максимы.

Греческие мудрецы и римские юристы утверждали, что первоосновой порядка в обществе должны быть не насилие и жестокость, не варварские издевательства над людьми, а справедливое законодательство. А  это привело к оформлению сути понятий «гражданин» и «гражданство», а вместе с ними и представлений  о правах человека. Осознание своих  прав, умение отстаивать их считалось  неотъемлемым признаком каждого  гражданина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурдье  П. Социология политики. - М., 2007.

2. Гегель. Политические  произведения. - М., 1978.

3. Грин Роберт. 48 законов власти. - М., 2006.

4. Історія  розвитку політичної думки: Навч.посібник. - К.,2007.

5. История  политических и правовых учений. Учебник для вузов.Изд.2-е. Под  ред. В.С. Нерсесянца.- М.,2007.

6. Макиавелли  Николо. Государь. Пер. с итал.- М.,1990.

7. Панарин  А.С. Глобальное политическое  прогнозирование. - М., 2008.

Информация о работе Философия древней Греции