Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:59, реферат
Вершиной политической мысли древнего мира считается философия древней Греции: именно здесь зародилась наука о политике, появились реалистические концепции власти (в отличие от мифологических трактовок). В греческой традиции нет ничего, напоминающего жесткую теологическую схему или проповедь, нет и особого влиятельного общественного слоя - жречества
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………3
ПЕРВЫЙ ЭТАП (IX-VI ВВ. ДО Н.Э.)……………………………………………………………………………………………..4
ВТОРОЙ ПЕРИОД (V - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА IV ВВ. ДО Н.Э)………………………………………………………5
ТРЕТИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (IV - II ВВ. ДО Н. Э.)……………………………………………………………………………………………………………………………………8
ВЫВОД…………………………………………………………………………………………………………………………………….12
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………………………………………………13
Кругооборот
в политической жизни проявляется
в последовательной смене шести
форм государства. Сначала возникает
монархия, которая постепенно вырождается
в тиранию. Затем благородные
мужи освобождают общество от тиранов,
и устанавливается
Изучая причины могущества Римского государства, которому удалось покорить «весь известный мир», Полибий пришел к мысли о том, что римское могущество обусловлено смешением трех государственных форм: монархии (консулат), аристократии (сенат) и демократии (народное собрание). Политическая мысль Полибия стала своеобразным связующим звеном между политико-правовыми учениями Древней Греции и Древнего Рима.
Политико-правовая мысль Древнего Рима (VIII в до н.э. - V в. н.э.) часто рассматривается в единстве с древнегреческой. Для этого есть определенные основания - греческая наука и культура оказали большое влияние на римское общество. Мыслители и Древней Греции, и Древнего Рима размышляли о государстве и его возможных формах, о правах и обязанностях граждан, однако в политико-правовой мысли древних греков преобладал социально-политический аспект, у римлян - правовой.
Из произведений мыслителей Древнего Рима, в которых развиваются оригинальные идеи политики, прежде всего следует отметить поэму “О природе вещей” Тита Лукреция Кара, работы “О государстве” и “О законах” Марка Туллия Цицерона. Немало для развития политической мысли древнего мира сделали и такие древнеримские мыслители, как Сенека, Эпиктет, Плиний Старший, Марк Аврелий, Гай Светоний Транквилл и другие.
Тит Лукреций
Кар (99-55 гг.до н э.) развивал мысли
древнегреческих философов о
договорном характере государства.
Он полагал, что общество, общественная
организация (право, законы) возникают
как продукт взаимного
Марк Туллий
Цицерон (106-43 г. до н. э.), развивая идеи
Аристотеля, утверждал, что люди от
природы наделены богами врожденной
тягой к общению. Государство
также возникает природным
Изучал Цицерон
и формы государственного правления
в поисках наилучшего варианта. В
зависимости от численности тех,
кто управляет государством, он выделил
три простые формы правления:
монархию (царскую власть), аристократию
(власть оптиматов), демократию (власть
народа). Все эти формы несовершенны,
но приемлемы. Каждая из них имеет
свои плюсы и минусы. При этом
демократию Цицерон ставил на последнее
место, отдавая предпочтение царской
власти. Хотя каждая из них по-своему
привлекательна: монархия - благодеяниями,
аристократия - мудростью, демократия
- свободой. Но под влиянием обстоятельств
они могут потерять свои позитивные
качества, выродиться в неправильные
формы. Выход из сложившейся проблемы
Цицерон нашел следующий: для
получения идеальной формы
Заслуживают внимания космополитические идеи и естественно-правовые положения, выдвинутые представителями римского стоицизма, наиболее яркими среди которых были Луций Анней Сенека (около 4 г. до н.э. - 65 гг. н.э.) и Эпиктет (50-138 гг.). Сенека считал, что неминуемый и божественный по своему характеру «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство и законы. Вселенная - естественное государство, членами которого по закону природы являются все люди. Поэтому Сенека призывал признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. По его убеждению, перед лицом мирового закона равны все люди - свободные и рабы, граждане Рима и варвары, мужчины и женщины.
У Эпиктета
призывы к надлежащему
Он учил, что свобода человека зависит не от внешних обстоятельств, а прежде всего от внутреннего состояния его души. Есть рабы, которые мечтают о свободе. Но часто, получив ее, они ради еды идут на преступления, становясь рабами желудка. Даже сенаторы по-своему рабы, если они унижаются перед императором. Просто это рабы, которые ходят в сенат.
В чем же настоящая свобода? Свободен только тот, чьи поступки определяются его совестью. «На каждом шагу своей жизни человек должен поступать согласно с законами правды и добра, начертанными в его душе, - тогда он воистину будет свободен. Люди только потому несчастны, что не живут согласно этим законам правды и добра».
Свободу Эпиктет
считал наивысшим благом, и потому
человек свободный не может быть
несчастным. Если, наоборот, человек
страдает, убит горем, то это верная
примета того, что человек стал
невольником (обстоятельств или
чувств). Если человек унижается
перед кем-то - то он самый обыкновенный
раб. Свободный человек
ВЫВОД
Итак, мыслители
Древней Греции и Рима разрабатывали
идеи свободы человека, справедливости,
гражданства, ответственности. В классическом
греческом полисе власть носила политический
характер - свободные афиняне, принимая
участие в осуществлении
Греческие
мудрецы и римские юристы утверждали,
что первоосновой порядка в обществе
должны быть не насилие и жестокость,
не варварские издевательства над людьми,
а справедливое законодательство. А
это привело к оформлению сути
понятий «гражданин» и «
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурдье П. Социология политики. - М., 2007.
2. Гегель. Политические произведения. - М., 1978.
3. Грин Роберт. 48 законов власти. - М., 2006.
4. Історія
розвитку політичної думки:
5. История
политических и правовых
6. Макиавелли Николо. Государь. Пер. с итал.- М.,1990.
7. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. - М., 2008.