Философия Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:23, реферат

Краткое описание

Философия - не только сфера рационально-понятийного осмысления первоначал сущего, но и значительная духовная сила, оказывающая влияние на мировой процесс. Она непосредственно участвует в формировании общественного идеала, основных ценностно-мировоззренческих и методологических принципов, напоминая человеку о социально-практической значимости целостных представлений о мире, ставя перед мыслящим историческим субъектом вопрос о нравственных основаниях бытия.

Оглавление

Вступительная часть
1. Становление древневосточной философии и ее особенности
2. Древнеиндийская философия
3. Древнекитайская философия
Заключительная часть (подведение итогов)

Файлы: 1 файл

Реферат.Философия Древнего Востока (2).docx

— 50.79 Кб (Скачать)

     В своем мировоззрении Хань Фэй-цзы опирается на даосизм. Дао рассматривается им как юридический закон, которому подчиняется само небо. Все подчинено законам - небо, вещи, человек. Исключению подлежат только дао и правитель, являющийся государственным воплощением дао. «Мудрым правителем, - писал он, - называется тот, кто в своих велениях следует естественному пути дао, подобно тому, как лодка течет по течению реки». Мыслитель указывает на две стороны закона - вознаграждение и наказание, при помощи которых правитель подчиняет себе подданных. Он приводит многочисленные примеры для подтверждения своего положения о том, что в управлении страной государь должен опираться на следующие факторы: 1) фа - закон, 2) ши - силу власти, 3) шу - искусство управления людьми.

     По  мнению Хань Фэй-цзы, человек является врожденным эгоистом. Злое начало заложено в нем самой природой. Эта природа не может быть изменена в лучшую сторону, но ее можно пресечь наказанием или страхом наказания. В связи с этим государь, чтобы заставить служить себе всех людей, может прибегать к таким средствам как соблазн, угрозы, награды и наказания. При этом Хань Фэй-цзы предлагал меньше поощрять и строже наказывать. Единство государства и прочность власти правителя могут обеспечить законодательство, продуманная система наград и наказаний, система круговой поруки и всеобщей слежки. Эта идеология сыграла значительную роль в создании единого, централизованного государства Цинь.

     Особое  значение легисты уделяли хозяйственной  функции государства, его регулирующей роли в экономике, в поддержании  цен на рынке и т.д. Для укрепления власти правителя они предлагали ввести государственную монополию  на разработку естественных богатств и передачу доходов в государственную  казну.

 

Заключение

     В заключении следует еще раз напомнить  о специфике восточной философии. В восточной мысли религиозное  и философское начала более переплетены, чем в греческой. На Востоке религиозные  представления менее индивидуализированы, носят характер общих представлений, что сближает их с философскими построениями.

Как отметил  Г.В.Ф. Гегель, "содержание восточных  религий - бог, в себе и для себя сущее, вечное - понимается больше в  свете всеобщности, так понимается и отношение индивидуумов к нему". Тем самым исходная субстанция восточных  религий "представляет собою... некую  философскую идею".

     Восточная мысль более эмоционально-этична, нежели рационально-логична. Она исходит из непосредственно-этического восприятия жизни, не противопоставляя последнюю ее собственной цели. Восточные мыслители не сомневались в наличии тесной связи не только между природой и человеком, но и между общественными явлениями и человеческими поступками, с одной стороны, и природными явлениями - с другой. Мыслители Востока напрямую выводили порядок и спокойствие в обществе из поступков людей согласно естественным законам.

     Гегель  не очень высоко ценил восточную  философию, поскольку, по его мнению, в ней "внешнее, предметное не постигается... соответственно идее". Восточную мысль Гегель считает недостаточно философичной и преимущественно религиозной, так как в ней индивид не полагает себя как нечто самостоятельное. Тогда как "истинно-объективная почва мышления коренится в действительной свободе субъекта".

     Между тем существует и другая, противоположная  точка зрения, ставящая восточную  философскую мысль выше западной и считающая ее крупнейшим достижением  человеческой культуры. Таковы, в частности, позиции А. Шопенгауэра, Л.Н. Толстого, М. Хайдеггера, К.Г. Юнга и других известных  мыслителей. Юнг в классической работе "Архетип и символ", в частности, писал: "Мы начинаем заново открывать  для себя астрологию, являющуюся на Востоке хлебом насущным. Наши исследования сексуальной жизни, начатые в  Вене и в Англии, не идут ни в какое  сравнение с индийскими учениями по этому поводу. Восточные тексты тысячелетней давности дают нам образцы  философского релятивизма, а идея индетерминизма, только что появившаяся на Западе, является фундаментом китайской  науки... Сам психоанализ и возникшие  вместе с ним направления мысли - мы считаем их специфически западным явлениям - представляют собой лишь усилия новичка в сравнении с  искусством, существующим с незапамятных времен на Востоке".

     Не  входя в детальное обсуждение различных оценок восточной философии, отметим, что восточная религиозно-философская  проза, восходящая к книге "Лунь юй" ("Суждения и беседы"), содержащей высказывания Конфуция и его учеников, и индийской "Махабхарате", дала образцы целостного рассмотрения сущности человека и во многом предопределила будущую историю не только Востока, но в определенном смысле всего человечества. При этом восточная религиозно-философская мысль не обретала статус систематической теоретической дисциплины, навязываемой всем извне по определенному алгоритму. Она была частью жизни и передавалась от Учителя к ученику.

 

Список  используемой литературы

Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. Белгород, 2000.

Лукьянов  А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. - М., 1989.

Радхакришнан С. Индийская философия. - М., 1993. - Т. 1-2.

Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. - СПб., 1998.

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. - М., 1994.

Шохин В.К. Первые философы Индии. Учебное  пособие. - М., 1997.

Информация о работе Философия Древнего Востока