Философия Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:27, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение философии Древнего Востока. Для этого необходимо выделить основные задачи. Тем самым, задачами данной работы является изучение особенностей философии Древнего Востока, ознакомление с основными идеями древнеиндийской философии, а также рассмотрение философских школ древнего Китая.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Особенности философии Древнего Востока…………………………. 4
2. Древнеиндийская философия………………………………………….. 8
3. Философские школы Древнего Китая…………………………………18
Заключение…………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………….30

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 23.03.2012.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Легизм

Легизм - учение школы  фацзя («законников») - послужил мощной идеологической опорой крупных земельных  собственников и городских богачей, то есть новой имущественной знати, усилившейся в Китае в IV-III вв. до н.э. Законники были сторонниками установления государственных законов ради преобразования общества. К представителям легизма относятся Цзы-чан (VI в. до н.э.), Шань Ян (390-338 гг. до н.э.), Ан Сы (280-208 гг. до н.э.) и наиболее выдающийся среди них Хань Фэй-цзы (ок. 280-233 гг. до н.э.) - создатель теории государственного управления. В основе этого учения лежал тезис о главенствующей роли единого для всех закона, не признающего исключений даже для самого правителя. Законники противопоставили конфуцианскому ритуалу «ли» закон «фа». Отказавшись от метода убеждения, они целиком положились на правовое принуждение и наказание, совесть заменили страхом.

В своем мировоззрении  Хань Фэй-цзы опирается на даосизм. Дао рассматривается им как юридический закон, которому подчиняется само небо. Все подчинено законам - небо, вещи, человек. Исключению подлежат только дао и правитель, являющийся государственным воплощением дао. «Мудрым правителем, - писал он, - называется тот, кто в своих велениях следует естественному пути дао, подобно тому, как лодка течет по течению реки». Мыслитель указывает на две стороны закона - вознаграждение и наказание, при помощи которых правитель подчиняет себе подданных. Он приводит многочисленные примеры для подтверждения своего положения о том, что в управлении страной государь должен опираться на следующие факторы: 1) фа - закон, 2) ши - силу власти, 3) шу - искусство управления людьми.

По мнению Хань Фэй-цзы, человек является врожденным эгоистом. Злое начало заложено в нем самой  природой. Эта природа не может быть изменена в лучшую сторону, но ее можно пресечь наказанием или страхом наказания. В связи с этим государь, чтобы заставить служить себе всех людей, может прибегать к таким средствам как соблазн, угрозы, награды и наказания. При этом Хань Фэй-цзы предлагал меньше поощрять и строже наказывать. Единство государства и прочность власти правителя могут обеспечить законодательство, продуманная система наград и наказаний, система круговой поруки и всеобщей слежки. Эта идеология сыграла значительную роль в создании единого, централизованного государства Цинь.

Особое значение легисты  уделяли хозяйственной функции  государства, его регулирующей роли в экономике, в поддержании цен  на рынке и т.д. Для укрепления власти правителя они предлагали ввести государственную монополию на разработку естественных богатств и передачу доходов в государственную казну.

 

Заключение.

 

Древневосточная философия  представляет собой большую культурную ценность для всего человечества. Её идеи были интегрированы в духовную среду Запада. Известные литераторы Европы и. России неоднократно обращались к ней исключительно в положительном смысле. Одна из ветвей ведической философии - Веданта оказала влияние на французского писателя Ромена Роллана, английского писателя Олдоса Хаксли, немецкого писателя Германа Гессе; обращение к идеям буддизма мы встречаем у Л. Толстого, Вл. Соловьева, Н. Бердяева, П. Флоренского и др. Известны и такие деятели культуры как Николай и Константин Рерихи, а также Елена Рерих, вдохновлявшиеся этими идеями и много сделавшие для их распространения. Таким образом, можно утверждать, что философская культура Древнего Востока не замкнулась в себе и проложила дорогу на Запад и в Россию.

Исторически сложилось  так, что развитие Китая в течение  длительного периода времени шло обособленно от развития европейских стран. Знания китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными. Это способствовало появлению в Древнем Китае представлений о том, что Китай является центром мира, а все остальные страны находятся в вассальной зависимости от него.

Что же касается Европы, то она по-настоящему “открыла”  Китай лишь в период позднего средневековья, когда после путешествия Марка  Поло в Китай стали прибывать  миссионеры для обращения многомиллионной  массы китайцев в христианство. Миссионеры плохо знали историю страны, ее культуру, не сумели понять ее традиции. Это привело к искажению истинного облика китайской культуры, в том числе и основной части философии.

С легкой руки миссионеров  Китай то представал как страна особых, неповторимых в своей оригинальности традиции и культуры, где люди всегда жили по иным социальным законам и нравственным нормам, чем в Европе, то как страна где якобы в первозданной чистоте сохранились утраченные на Западе истинные моральные принципы. Это привело к появлению двух диаметрально противоположных точек зрения на историю китайской культуры и философии. Одна из них сводилась к противопоставлению западной и китайской культуры и философии за счет принижения последних, а другая - к превращению отдельных элементов китайской культуры, в том числе и философских учений (конфуцианство), в образец для подражания.

Индийская философия - это  истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила  полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Поиск "света, который идет с Востока", "истины о происхождении рода человеческого", которым были заняты многие философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже нашего века - очевидное свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с Индией. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. Белгород. 2000.
      1. Васильев, Л.С. Культура, религия, традиции в Китае / Л. С.                                  Васильев. – М.: Восточная литература, 1970. – 487 с.
      1. Лукьянов, А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия./ А. Е. Лукьянов – М., 1989.
      2. Радхакришнан С. Индийская философия./ С. Радхакришнан – М., 1993. – Т. 1-2.
      3. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии./ Фэн Ю-лань – СПб., 1998.
      4. Философия: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп./ Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН – Остожье, 2002. – 704с.
      5. Философский энциклопедический словарь. – М.: Энциклопедии. – 1987. – 522 с.
  1. Хрестоматия по философии. – М.: Гардарика. – 1999. – 221 с.
  1. Индийская философия./ Чаттерджи С., Датта Д. – М., 1994.
      1. Шохин В.К. Первые философы Индии. Учебное пособие./ В. К. Шохин. – М., 1997.

 

 

 

 

1 Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов / В. А. Канке. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый дом «Лотос», 2002. – С. 148.

2 Антонов, Е.А. История философии: Курс лекций / Е.А. Антонов.– Белгород, 2000. – Тема 2.

3 Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов / В. А. Канке. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательско-книготорговый дом «Лотос», 2002. – С. 150.

4 Хрестоматия по философии.- с. 122

 


Информация о работе Философия Древнего Востока