Философия Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:16, контрольная работа

Краткое описание

Труднообъяснимым является то обстоятельство, что примерно в середине I тыс. до н.э. почти в одно и то же время в Индии, Китае и Греции возникают первые философские системы. Начинается интенсивное вытеснение мифологических представлений на периферию культурного пространства, дальнейшее развитие мысли начинает определять философия. Во всех трех указанных очагах цивилизации переосмысливаются прежние ценностные установки, имеет место новое толкование истории и мифологии, складываются различные, зачастую противоположные, направления мысли.
Вместе с тем Восток в определенном отношении старше Европы, поскольку первые цивилизации появились именно там.

Оглавление

1. Введение 3
2. Становление древневосточной философии и ее особенности 4
3. Древнеиндийская философия 7
3.1 Философия веданта
3.2 Философия буддизма
4. Древнекитайская философия 10
4.1 Конфуцианство
4.2 Легизм
5. Заключительная часть 14
Список литературы

Файлы: 1 файл

философия древнего востока.docx

— 35.32 Кб (Скачать)

 

  1. Древнекитайская философия

                В развитии философии Древнего Китая выделяют два основных этапа: 1) этап зарождения философских воззрений, охватывающий VIII - VI вв. до н.э. и 2) этап расцвета философской мысли, который относят к VI - III вв. до н.э. и называют «золотым веком китайской философии». Именно на второй этап падает формирование китайских философских школ - конфуцианства, даосизма, моизма, легизма, оказавших огромное влияние на все последующее развитие китайской философии. В это время зарождаются те проблемы, те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии вплоть до новейшего времени. Основными категориями, при помощи которых древнекитайские философы пытались осмысливать мир, были такие понятия, как у син - «пять первоэлементов» (металл, дерево, вода, огонь, земля), ци (воздух, эфир), инь и ян (пассивное и активное начало в природе), дао (путь, закономерность вещей). Эти категории возникли в результате обобщения многовекового трудового опыта и наблюдений за явлениями природы. Подобно философии других народов, древнекитайская философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Натурфилософские идеи не занимали в китайской философии главного места. В большинстве философских школ преобладала практическая

10

 философия, связанная с проблемами  житейской мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком  относится к конфуцианству, моизму  и легизму, мировоззренческие  основания политико-этических учений  которых были или слабы, или  заимствованы из других школ, например из даосизма как наиболее  философичной школы. Древнекитайская  философия малосистемна, что обусловлено  как слабой связью с естествознанием,  так и слабым развитием древнекитайской  логики. Древнекитайская философия  была также слабо рационализирована,  а сам китайский язык затруднял  выработку абстрактного философского  языка. Все это нашло яркое  воплощение в развитии основных  философских школ.

 

4.1 Конфуцианство

               Родоначальником древнекитайской философии считается Кун Фу-цзы (по-русски - Конфуций), живший в 551 - 479 гг. до н.э. Он основал школу и имел много учеников, которые записали мысли своего учителя. Так возникло главное конфуцианское сочинение «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). Это совершенно несистематизированное и часто противоречивое произведение является сборником в основном нравственных поучений. Суждения мыслителя, толкуемые и комментируемые многими поколениями последователей, легли в основу конфуцианства. Главными проблемами учения Конфуция являются нравственная природа человека, жизнь государства, семьи, принципы управления. Центральное место в учении Конфуция занимает категория ли - «ритуал», «правила», «закон». По его мнению, ли объединяет традиционные установления и этические нормы, существовавшие в идеализируемую им эпоху Западного Чжоу. «Без соблюдения ли ничего не смотреть и ничего не слушать; без соблюдения ли ничего не говорить и ничего не делать», - поучал Конфуций своих учеников. «Исправление имен» у Конфуция означало приведение существующих

 

11

реалий общественно-политической жизни в соответствие с традиционными  нормами, восстановление прежних понятий  и представлений относительно

отношений между людьми, в первую очередь между вышестоящими и  нижестоящими. Тезис об «исправлении имен» неразрывно связан с идеей  самосовершенствования личности, в  основе которого лежит понятие жэнь - «человеколюбие», «гуманность», совокупный принцип идеального человеческого  поведения. Особое значение Конфуций придавал категории сяо («сыновней почтительности»), в которой он видел моральную опору для осуществления своего учения. Конфуцианское учение о нравственности опирается на такие этические понятия как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» (дао), которому должен следовать всякий, желающий жить в согласии с самим собой и другими. Овладение духовными ценностями прошлого, полагал Конфуций, позволяет человеку правильно понимать «веления Неба», ибо «жизнь и смерть зависят от судьбы, а богатство и знатность происходят от Неба». Конфуций признавал, что «все течет» и что «время бежит не останавливаясь», но тем не менее он заботился о том, чтобы в обществе все оставалось неизменным. Ключ к управлению народом он видел в силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим.

 

4.2 Легизм

               Легизм - учение школы фацзя («законников») - послужил мощной идеологической опорой крупных земельных собственников и городских богачей, то есть новой имущественной знати, усилившейся в Китае в IV-III вв. до н.э. Законники были сторонниками установления государственных законов ради преобразования общества. К представителям легизма относятся Цзы-чан (VI в. до н.э.), Шань Ян (390-338 гг. до н.э.), Ан Сы (280-208 гг. до н.э.) и наиболее выдающийся среди них Хань Фэй-цзы (ок. 280-233 гг. до

 

12

н.э.) - создатель теории государственного управления. В основе этого учения лежал тезис о главенствующей роли единого для всех закона, не признающего исключений даже для  самого правителя. Законники противопоставили конфуцианскому ритуалу «ли» закон  «фа». Отказавшись от метода убеждения, они целиком положились на правовое принуждение и наказание, совесть  заменили страхом. В своем мировоззрении Хань Фэй-цзы опирается на даосизм. Дао рассматривается им как юридический закон, которому подчиняется само небо. Все подчинено законам - небо, вещи, человек. Исключению подлежат только дао и правитель, являющийся государственным воплощением дао. «Мудрым правителем, - писал он, - называется тот, кто в своих велениях следует естественному пути дао, подобно тому, как лодка течет по течению реки». Мыслитель указывает на две стороны закона - вознаграждение и наказание, при помощи которых правитель подчиняет себе подданных. Он приводит многочисленные примеры для подтверждения своего положения о том, что в управлении страной государь должен опираться на следующие факторы: 1) фа - закон, 2) ши - силу власти, 3) шу - искусство управления людьми. По мнению Хань Фэй-цзы, человек является врожденным эгоистом. Злое начало заложено в нем самой природой. Эта природа не может быть изменена в лучшую сторону, но ее можно пресечь наказанием или страхом наказания. В связи с этим государь, чтобы заставить служить себе всех людей, может прибегать к таким средствам как соблазн, угрозы, награды и наказания. При этом Хань Фэй-цзы предлагал меньше поощрять и строже наказывать. Единство государства и прочность власти правителя могут обеспечить законодательство, продуманная система наград и наказаний, система круговой поруки и всеобщей слежки. Эта идеология сыграла значительную роль в создании единого, централизованного государства Цинь. Особое значение легисты уделяли хозяйственной функции государства, его

 

13

регулирующей роли в экономике, в поддержании цен на рынке  и т.д. Для укрепления власти правителя  они предлагали ввести государственную  монополию на разработку естественных богатств и передачу доходов в  государственную казну.

 

  1. Заключение

             В заключении следует еще раз напомнить о специфике восточной философии. В восточной мысли религиозное и философское начала более переплетены, чем в греческой. На Востоке религиозные представления менее индивидуализированы, носят характер общих представлений, что сближает их с философскими построениями. Как отметил Г.В.Ф. Гегель, "содержание восточных религий - бог, в себе и для себя сущее, вечное - понимается больше в свете всеобщности, так понимается и отношение индивидуумов к нему". Тем самым исходная субстанция восточных религий "представляет собою... некую философскую идею". Восточная мысль более эмоционально-этична, нежели рационально-логична. Она исходит из непосредственно-этического восприятия жизни, не противопоставляя последнюю ее собственной цели. Восточные мыслители не сомневались в наличии тесной связи не только между природой и человеком, но и между общественными явлениями и человеческими поступками, с одной стороны, и природными явлениями - с другой. Мыслители Востока напрямую выводили порядок и спокойствие в обществе из поступков людей согласно естественным законам.

Гегель не очень высоко ценил  восточную философию, поскольку, по его мнению, в ней "внешнее, предметное не постигается... соответственно идее". Восточную мысль Гегель считает  недостаточно философичной и преимущественно  религиозной, так как в ней  индивид не полагает себя как нечто  самостоятельное. Тогда как "истинно-объективная  почва мышления коренится в действительной свободе субъекта". Между тем существует и

 

14

 другая, противоположная точка  зрения, ставящая восточную философскую  мысль выше западной и считающая  ее крупнейшим достижением человеческой  культуры. Таковы, в частности, позиции  А. Шопенгауэра, Л.Н. Толстого, М. Хайдеггера, К.Г. Юнга и других  известных мыслителей. Юнг в классической  работе "Архетип и символ", в  частности, писал: "Мы начинаем  заново открывать для себя  астрологию, являющуюся на Востоке  хлебом насущным. Наши исследования  сексуальной жизни, начатые в  Вене и в Англии, не идут  ни в какое сравнение с индийскими  учениями по этому поводу. Восточные тексты тысячелетней давности дают нам образцы философского релятивизма, а идея индетерминизма, только что появившаяся на Западе, является фундаментом китайской науки... Сам психоанализ и возникшие вместе с ним направления мысли - мы считаем их специфически западным явлениям - представляют собой лишь усилия новичка в сравнении с искусством, существующим с незапамятных времен на Востоке". Не входя в детальное обсуждение различных оценок восточной философии, отметим, что восточная религиозно-философская проза, восходящая к книге "Лунь юй" ("Суждения и беседы"), содержащей высказывания Конфуция и его учеников, и индийской "Махабхарате", дала образцы целостного рассмотрения сущности человека и во многом предопределила будущую историю не только Востока, но в определенном смысле всего человечества. При этом восточная религиозно-философская мысль не обретала статус систематической теоретической дисциплины, навязываемой всем извне по определенному алгоритму. Она была частью жизни и передавалась от Учителя к ученику.

 

 

 

 

 

15

Список  используемой литературы

 

 

Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. Белгород, 2000.

 

Лукьянов А.Е. Становление философии  на Востоке. Древний Китай и Индия. - М., 1989.

 

Радхакришнан С. Индийская философия. - М., 1993. - Т. 1-2.

 

Фэн Ю-лань. Краткая история китайской  философии. - СПб., 1998.

 

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская  философия. - М., 1994.

 

Шохин В.К. Первые философы Индии. Учебное  пособие. - М., 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Философия Древнего Востока