- Об 
  обществе и государстве.
 
 
       
Осуществив грандиозное обобщение 
социального и политического 
опыта эллинов, Аристотель разработал 
оригинальное социально-философское учение. 
При исследовании социально-политической 
жизни он исходил из принципа; «Как и всюду, 
наилучший способ теоретического построения 
состоял бы в рассмотрении первичного 
образования предметов».6  Таким 
«образованием» он считал естественное 
стремление людей к совместной жизни и 
к политическому общению. По Аристотелю, 
человек – политическое существо, т.е. 
социальное, и он несет в себе инстинктивное 
стремление к «совместному сожительству» 
(Аристотель еще не отделял идею общества 
от идеи государства).  Человека отличает 
способность к интеллектуальной и нравственной 
жизни. Только человек способен к восприятию 
таких понятий, как добро и зло, справедливость 
и несправедливость. Первым результатом 
социальной жизни он считал образование 
семьи – муж и жена, родители и дети… Потребность 
во взаимном обмене привела к общению 
семей и селений. Так возникло государство. 
Отожествив общество с государством, Аристотель 
был вынужден заняться поисками элементов 
государства. Он понимал зависимость целей, 
интересов и характера деятельности людей 
от их имущественного положения и использовал 
этот критерий при характеристике различных 
слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные 
и богатые «оказываются в государстве 
элементами, диаметрально противоположными 
друг другу, так что в зависимости от перевеса 
того или иного из элементов устанавливается 
и соответствующая форма государственного 
строя».7 Он выделил три главных 
слоя граждан: очень зажиточных, крайне 
неимущих и средних, стоящих между теми 
и другими.8 Аристотель враждебно 
относился к первым двум социальным группам. 
Он считал, что в основе жизни людей, обладающих 
чрезмерным богатством, лежит противоестественный 
род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, 
проявляется не стремление к «благой жизни», 
а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку 
жажда жизни неумна, то неуемно и стремление 
к средствам утомления этой жажды. Ставя 
все на службу чрезмерной личной наживы, 
«люди первой категории» попирают ногами 
общественные традиции и законы. Стремясь 
к власти, они сами не могут подчиняться, 
нарушая этим спокойствие государственной 
жизни. Почти все они высокомерны и надменны, 
склонны к роскоши и хвастовству. Государство 
же создается не ради того, чтобы жить 
вообще, но преимущественно для того, чтобы 
жить счастливо. Согласно Аристотелю, 
государство возникает только тогда, когда 
создается общение ради благой жизни между 
семействами и родами, ради совершенной 
и достаточной для самой себя жизни. Совершенством 
же человека предполагается совершенный 
гражданин, а совершенством гражданина 
в свою очередь – совершенность государства. 
При этом природа государства стоит «впереди» 
семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется 
так: совершенство гражданина обусловливается 
качеством общества, которому он принадлежит: 
кто желает создать совершенных людей, 
должен создать совершенных граждан, а 
кто хочет создать совершенных граждан,  
должен создать совершенное государство. 
Будучи сторонником рабовладельческой 
системы, Аристотель тесно связывает рабство 
с вопросом собственности: в самой сути 
вещей коренится порядок, в силу которого 
уже с момента рождения некоторые существа 
предназначены к подчинению, другие же 
– к властвованию. Это общий закон природы 
– ему подчинены и одушевленные существа. 
По Аристотелю, кто по природе принадлежит 
не самому себе, а другому и при этом все-таки 
человек, тот по своей природе раб.
       
Если экономический индивидуализм 
берет верх и ставит под 
угрозу интересы целого, государство 
должно вмешаться в эту область. 
Аристотель, анализируя проблемы экономики, 
показал роль денег в процессе обмена 
и вообще в коммерческой деятельности, 
что является гениальным вкладом в политическую 
экономию. Он выделял такие формы государственного 
правления, как монархия, аристократия 
и полития. Отклонение от монархии дает 
тиранию, отклонение от аристократии – 
олигархию, от политии – демократию. В 
основе всех общественных потрясений 
лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, 
олигархия и демократия основывают свое 
притязание на власть в государстве на 
том, что имущественное благосостояние 
– удел немногих, а свободой пользуются 
все граждане. Олигархия защищает интересы 
имущих классов: общей же пользы ни одна 
из этих форм не имеет. Аристотель подчеркивал, 
что отношение между бедными и богатыми 
– отношение не просто различия, а противоположности. 
Наилучшее государство – это такое общество, 
которое достигается через посредство 
среднего элемента (под средним элементом 
Аристотель имеет в виду «средний" между 
рабовладельцами и рабами), и те государства 
имеют наилучший строй, где средний элемент 
представлен в большем числе, где он имеет 
большее значение сравнительно с обоими 
крайними элементами. Аристотель отмечал, 
что, когда в государстве много лиц лишено 
политических прав, когда в нем много бедняков. 
Тогда в таком государстве неизбежно бывают 
враждебно настроенные элементы. И в демократиях, 
и в олигархиях, и в монархиях, и при всякого 
рода другом государственном строе общим 
правилом должно служить следующее: ни 
одному человеку не следует давать возможности 
чрезмерно увеличивать свою политическую 
силу сверх надлежащей меры. Аристотель 
советовал наблюдать за правящими лицами, 
чтобы они не превращали государственную 
должность в источник личного обогащении.    
 
  - Космология 
  и физика Аристотеля.
 
 
       
Физика, космология Аристотеля ниже достижений 
пифагорейской астрономии и физики атомистов. 
Если атомисты предполагали существование 
множества миров, а пифагорейцы – движение 
Земли вокруг центрального мирового огня, 
то космология Аристотеля геоцентрическая, 
т.е. основывается на учении о центральном 
положении Земли в мире. По Аристотелю, 
шаровидная Земля есть неподвижный центр, 
вокруг которого происходит обращение 
Луны, Солнца, планет и неба звезд. Последний 
источник движения в мире, перводвигатель, 
по Аристотелю, бог.
       
По учению Аристотеля, область 
между орбитой Луны и Землей 
есть область постоянной изменчивости, 
постоянных превращений и беспорядочных 
неравномерных движений, а все 
тела в этой области состоят 
из четырех низших элементов: земли, воды, 
воздуха и огня. Как наиболее тяжелый элемент, 
Земля занимает центральное место. Над 
Землей располагаются оболочки воды, воздуха 
и огня. Напротив. Область между орбитой 
Луны и крайней сферой неподвижных звезд 
есть область равномерных движений, а 
сами звезды состоят из пятого, совершеннейшего 
элемента – эфира. Надлунный мир – область 
вечного, непреходящего, совершенного. 
Этому различию надлунной и подлунной 
частей мира соответствует различие происходящих 
в них движений. Первым и совершеннейшим 
видом движения Аристотель объявляет 
равномерное движение по кругу. В наиболее 
чистой форме оно проявляется в суточном 
вращении сферы звезд. Менее отчетливо 
проявляется оно в движении планет вокруг 
Земли, которое осложняется влиянием четырех 
земных элементов и потому неравномерно 
и петлеобразно. Второй вид движения – 
сверху вниз, к центру Земли. К этому движению 
стремятся все тела, и только применение 
силы способно временно задержать их падение 
к земному центру. Эти наиболее устаревшие 
части космологии Аристотеля – учение 
об иерархии надлунной и подлунной областей, 
о центральном положении Земли в мире 
и о ее неподвижности – были восприняты 
в дальнейшем средневековой философией 
и космологией. 
       
Один из важнейших элементов 
физики Аристотеля – учение 
о целесообразности в природе. 
Хотя принцип целесообразности распространяется 
у Аристотеля на все бытие и даже возводится, 
в конечной инстанции, к богу, учение Аристотеля 
о целесообразности представляет собой 
новый шаг по сравнению с Платоном. Отмечая 
целесообразность природы в целом, Аристотель 
вразрез с учением Платона о сознательной 
целенаправляющей  душе мира выдвигает 
понятие внутренней и бессознательной 
целесообразности природы. Примеры целесообразности 
Аристотель усматривал в явлении роста 
организмов как закономерном процессе 
раскрытия внутренне присущих живым телам 
особенностей их строения, достигаемых 
ими в зрелом возрасте, в различных проявлениях 
целесообразно действующего инстинкта 
животных, взаимной приспособленности 
их организмов и т.д. 
 
Заключение.
 
       
В заключении мне хотелось бы сделать 
выводы:
В «Метафизике» 
Аристотель считал самоочевидным, что 
«исследование начал умозаключения…есть 
дело философа, т.е. того, кто изучает 
всякую сущность вообще, какова она 
от природы,- это ясно». Там же Аристотель 
пишет: «Мудрость есть некоторая наука 
о началах». Для последующей  истории 
развития мысли важно то, что эти начала 
– не только чисто рациональные,  логические 
конструкты, но и исходное бытие, они обосновывают 
сами себя. Эти начала – пределы мысли 
и реальности одновременно. Исходное бытие 
«истинно через само себя». Тем самым эти 
начала суть исходные принципы, определения 
бытия, совпадение сущности и существования.
       
Аристотель различает два уровня 
философии. Первая философия занимается 
вопросами бытия как такового, 
бытия вообще, тогда как вторая философия, 
или физика, исследует бытие сущего, причастного 
к движению.  Проблема соотношения первой 
и второй философии,  как показала дальнейшая 
история мысли, не проста. Эти идеи оказали 
влияние на характер последующего развития 
философской мысли, особенно в Новое время.
       
Античная философия в эпоху 
Сократа, Платона и Аристотеля 
получает свое наивысшее, классическое 
развитие. Это этап расцвета греческого 
типа философии, наиболее полная 
реализация конструктивных возможностей 
спекулятивного разума. 
       
Итак, эволюция философской мысли 
приводит к актуализации проблем, 
касающихся природы бытия и 
познания, усложнению постановки 
вопросов и их решений, характера 
их взаимодействия. Расширяется 
проблемное поле философии. Характерно, 
что греческая философская мысль развивалась 
под влиянием осмысления не только и не 
столько социальной политики, сколько 
противоречий логического характера, 
осознания несовпадения явления и сущности, 
знания и мнения.
       
Философия возникает лишь тогда, 
когда появляется личность, способная 
и имеющая возможность выйти за пределы 
непосредственно необходимого и задуматься 
свободно над непрактичными, но необходимыми 
для развития личности проблемами. Вот 
почему великие философы древности – 
Конфуций, Лао-Цзы, Сократ, Платон, Аристотель 
– не только носители тех или иных истин, 
но и воплощение мудрости и личностного 
начала.
       
В лоне философии появились 
первые ростки математики и 
физики, астрономии и медицины, истории 
и биологии. Но как философия 
способствовала появлению элементов 
научного знания, так и сами научные концепции 
оказали пользу философскому мышлению, 
выступая питательной средой для осмысления 
бытия. 
       
Человек – всегда тайна не 
только для других, но и для 
себя. Поэтому бытие человека 
включает в себя стремление познать 
себя. Познавая внешний мир, других людей. 
Человек познает себя. Отношение человека 
к другим, Космосу характеризует в первую 
очередь самого познающего человека, его 
интенции, ценностные установки и убеждения. 
В определенном смысле  человек – центр 
бытия, что и подчеркнули греки, предложившие 
максиму «Человек есть мера всех вещей». 
       
Аристотель подвел итог развитию 
философской мысли с ее начала 
в Древней Греции и до Платона 
включительно, он создал дифференцированную 
систему знания, освоение которой продолжалось 
свыше полутора тысяч лет. Именно Аристотелю 
принадлежит систематизация знаний, основанная 
на двух принципах – предметном и целевом. 
Он делит науки на три большие группы: 
теоретические, которые имеют целью само 
знание и делятся первую философию, физику 
и математику; практические, цель которых 
– руководство человеческим поведением 
и в число которых входят этика, экономика 
и политика, и творческие, имеющие назначением 
достижение пользы и осуществление прекрасного: 
поэтика, риторика и искусство. Различные 
части и темы этой совокупности античных 
знаний разрабатываются после смерти 
Аристотеля в его школе – Ликее.
 
Литература.
 
  - Спиркин А.С. 
  Философия: Учебник. -  М.: Гардарики, 1999
 
  - Краткий очерк 
  истории философии. / Под ред. М.Т. Иовчука, 
  Т.И. Ойзермана,     И.Я. Шипанова.  
  – М.:  Мысль, 1969
 
  - Философия: 
  Учебник.  / Под ред. О.А. Митрошенкова. 
  -  М.: Гардарики, 2002