Первый закон
логики — закон тождества (А есть
А), т.е. понятие должно употребляться
в одном и том же значении. Второй
закон логики — закон исключенного
противоречия (А не есть не-А). Третий
закон логики — закон исключенного
третьего (А или не-А истинно, "третьего
не дано").На основе законов логики
Аристотель строит учение о силлогизме.
Силлогизм нельзя отождествлять
с доказательством вообще.Аристотель
весьма четко раскрывает содержание
знаменитого сократовского диалогического
метода. Диалог содержит: 1) постановку
вопроса; 2) стратегию задавания вопросов
и получения ответов на них; 3)
правильное построение умозаключения.
Общество. Этика.
В своем учении об обществе Аристотель
более конкретен и дальновиден,
чем Платон, вместе с последним
он считает, что смысл жизни не
в удовольствиях, как считали
гедонисты, а в совершеннейших цели
и счастье, в осуществлении добродетелей.
Но вопреки Платону благо должно
быть достижимым, а не потусторонним
идеалом. Цель человека — стать существом
добродетельным, а не порочным. Добродетели
— это приобретаемые качества,
среди них наиважнейшие — мудрость,
рассудительность, мужество, щедрость,
великодушие. Гармоничным сочетанием
всех добродетелей является справедливость.
Добродетелям можно и нужно научиться.
Они выступают серединой, компромиссом
благоразумного Человека: "ничего слишком...".
Великодушие есть середина между
тщеславием и малодушием, мужество
— середина между безрассудной отвагой
и трусостью, щедрость — середина
между расточительством и скупостью.
Этику в целом Аристотель определяет
как практическую философию.Формы
государственного устройства Аристотель
делит на правильные (достигается
общая польза) и неправильные (имеется
в виду лишь польза для некоторых).Правильные
формы: монархия, аристократия, полития.
Неправильные формы с учетом количества
правящих: один – тирания; богатое меньшинство
– олигархия; большинство - демократияАристотель
связывает определенное государственное
устройство с принципами. Принцип аристократии
— добродетель, принцип олигархии — богатство,
принцип демократии — свобода и нищета,
в том числе духовная.Аристотель фактически
подвел итог развитию классической древнегреческой
философии. Он создал весьма дифференцированную
систему знаний, освоение которой продолжается
и поныне.
4
Философия раннего
эллинизма (стоицизм,
эпикуреизм, скептицизм)
Рассмотрим три
главных философских течения
раннего эллинизма: стоицизм, эпикуреизм,
скептицизм. По их поводу блестящий
знаток античной философии. А.Ф.Лосев
утверждал, что они являлись не чем
иным, как субъективной разновидностью
соответственно досократовской теории
материальных элементов (огня прежде всего),
философии Демокрита и философии
Гераклита: теория огня — стоицизм,
древний атомизм — эпикуреизм,
философия текучести Гераклита
— скептицизм.Стоицизм. Как философское
направление стоицизм просуществовал
с III в. до н.э. до III в. н.э. Главными представителями
раннего стоицизма были Зенон
Китийский, Клеанф и Хрисипп. Позднее
в качестве стоиков прославились
Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий.Стоики
считали, что тело мира составлено из
огня, воздуха, земли и воды. Душа
мира — это огненная и воздушная
пневма, некое всепроникающее дыхание.
По давней античной традиции, огонь
считался стоиками основным элементом,
из всех элементов он наиболее всепроникающ,
жизнен. Благодаря этому весь Космос,
в том числе и человек,—
это единый огненный организм со своими
законами (логосом) и текучестью. Главный
вопрос для стоиков состоит в
определении места человека в
Космосе.Тщательно продумав ситуацию,
стоики приходят к убеждению, что
законы бытия неподвластны человеку,
человек подвержен року, судьбе.
От судьбы деться некуда, действительность
нужно принять такой, какой она
является, со всей ее текучестью телесных
свойств, обеспечивающей многообразие
человеческой жизни. Судьбу, рок можно
ненавидеть, стоик же скорее склонен
ее любить, получая отдохновение в
рамках доступного.Стоики стремятся
обнаружить смысл жизни. Сутью субъективного
они считали Слово, его смысловое
значение (лектон). Лектон — смысл
— выше всяких положительных и
отрицательных суждений, речь идет
о суждении вообще. Лектон осуществляется
и во внутренней жизни человека,
создавая состояние атараксии, т.е.
душевного спокойствия, невозмутимости.
Стоик отнюдь не безразличен ко всему
происходящему, совсем напротив, он относится
ко всему с максимальным вниманием
и интересом. Но он еще определенным
образом понимает мир, его логос,
закон и в полном соответствии
с ним сохраняет душевное спокойствие.
Итак, главные моменты стоической
картины мира таковы:
1) Космос —
это огненный организм;
2) человек существует
в рамках космических законов,
отсюда его фатализм, судьбоносность,
своеобразная любовь к тому
и другому;
3) смысл мира
и человека — лектон, значимость
слова, которая нейтральна как
к психическому, так и к физическому;
4) понимание
мира неминуемо приводит к
состоянию атараксии, бесстрастности;
5) не только
отдельный человек, но и люди
в целом составляют неразделимое
единство с Космосом; Космос можно
и нужно рассматривать и как
бога, и как мировое государство
(тем самым получает свое развитие
идея пантеизма (природа есть
бог) и идея человеческого равенства).Уже
ранние стоики выделили ряд
глубочайших философских проблем.
Если человек подвластен различного
рода законам, физическим, биологическим,
социальным, то в какой мере он
свободен? Как ему относиться ко всему
тому, что его ограничивает? Чтобы хоть
как-то совладать с этими вопросами, необходимо
и полезно пройти школу стоической мысли.Эпикуреизм.
Крупнейшими представителями эпикуреизма
являются сам Эпикур и Лукреций Кар. Эпикуреизм
как философское направление существовал
в то же самое историческое время, что
и стоицизм — это период V—VI веков на рубеже
старой и новой эры. Как и стоики, эпикурейцы
ставят, прежде всего, вопросы устроения,
комфорта личности. Огнеподобность души
— общее представление у стоиков и эпикурейцев,
но стоики видят за ней некоторый смысл,
а эпикурейцы — основу ощущений. У стоиков
на первом плане — разум, сообразный с
природой, а у эпикурейцев — ощущение,
сообразное с природой. Чувственный мир
— вот что для эпикурейцев представляет
главный интерес. Отсюда основной этический
принцип эпикурейцев — удовольствие.
Учение, которое во главу угла ставит удовольствие,
называется гедонизмом. Содержание чувства
удовольствия эпикурейцы понимали отнюдь
не упрощенно и тем более не в вульгарном
духе. У Эпикура речь идет о спокойствии
благородном, если хотите, уравновешенном
удовольствии.Для эпикурейцев чувственный
мир — это настоящая реальность. Мир чувственности
необычайно изменчив, множествен. Есть
предельные формы чувств, чувственные
атомы, или, иначе говоря, атомы не сами
по себе, а в мире чувств. Эпикур наделяет
атомы самопроизвольностью, "свободой
воли". Атомы движутся по кривым, сплетаются
и расплетаются. Представлению о стоическом
роке приходит конец.Эпикуреец не имеет
над собой какого-либо господина, нет необходимости,
он обладает свободой воли. Он может уединяться,
предаваться собственным наслаждениям,
погружаться в самого себя. Эпикуреец
не боится смерти: "Пока мы существуем,
нет смерти; когда смерть есть, нас более
нет". Жизнь — вот главное наслаждение
с ее началом и даже концом. (Умирая, Эпикур
принимал теплую ванну и просил принести
ему вина.)Человек состоит из атомов, которые
обеспечивают ему богатство мира ощущений,
где он всегда может найти для себя удобную
обитель, отказываясь от активной деятельности,
стремления переустроить мир. Эпикуреец
относится к жизненному миру совершенно
бескорыстно и вместе с тем стремится
слиться с ним. Если довести качества эпикурейского
мудреца до абсолютного предела, то мы
получим представление о богах. Они тоже
состоят из атомов, но не распадающихся
атомов, а потому боги бессмертны. Боги
блаженны, им нет никакой необходимости
вмешиваться в дела людей и мироздания.
Да это и не дало бы какого-либо положительного
результата, ибо в мире, где есть свобода
воли, нет и не может быть устойчивых целенаправленных
действий. Поэтому богам на Земле делать
нечего, Эпикур помещает их в межмировое
пространство, там они и носятся. Но богопочитаемость
Эпикур не отрицает (он и сам посещал храм).
Почитая богов, человек сам укрепляется
в правильности своего собственного самоустранения
от активной практической жизни на путях
эпикурейских представлений. Перечислим
главные из них:
1) все состоит
из атомов, которые могут самопроизвольно
отклоняться от прямолинейных
траекторий;
2) человек состоит
из атомов, что обеспечивает ему
богатство чувств и удовольствий;
3) мир чувств
не иллюзорен, он — главное
содержание человеческого, все
остальное, в том числе идеально-мыслительное,
"замыкается" на чувственную
жизнь;
4) боги безразличны
к человеческим делам (об этом,
мол, свидетельствует наличие
зла в мире).
5) для счастливой
жизни человеку необходимы три
главные составляющие: отсутствие
телесного страдания (апония), невозмутимость
души (атараксия), дружба (как альтернатива
политическим и другим противостояниям).
Скептицизм. Скептицизм
— характерная черта всей античной
философии; как самостоятельное
философское направление он функционирует
в период актуальности стоицизма
и эпикуреизма. Крупнейшие представители
— Пиррон и Секст Эмпирик.Античный
скептик отвергал познаваемость
жизни. Для сохранения внутреннего
спокойствия человеку нужно очень
много знать из философии, но не для
того, чтобы что-то отрицать или, наоборот,
утверждать (всякое утверждение есть
отрицание, и, наоборот, всякое отрицание
есть утверждение). Античный скептик
отнюдь не нигилист, он живет, как хочет,
принципиально избегая необходимости
что-то оценивать. Скептик находится
в постоянном философском поиске,
но он убежден, что подлинное знание
в принципе недостижимо. Бытие выступает
во всем многообразии своей текучести
(вспомните Гераклита): вроде бы и
есть что-то определенное, но оно тут
же исчезает. Скептик указывает в
этой связи на само время, оно и
есть, но его и нет, "ухватиться"
за него нельзя. Устойчивый смысл вообще
отсутствует, все текуче, поэтому
живи так, как хочешь, принимай жизнь
в ее непосредственной данности. Познавший
многое не может придерживаться строго
однозначных мнений. Скептик не может
быть ни судьей, ни адвокатом. Скептик
Карнеад, посланный в Рим ходатайствовать
об отмене налога, один день выступал перед
публикой за налог, другой день — против
налога. Мудрецу-скептику лучше помолчать.
Его молчание и является философским
ответом на поставленные ему вопросы.
Перечислим основные положения античного
скептицизма:
1) мир текуч,
у него нет смысла и четкой
определенности;
2) всякое утверждение
есть вместе с тем и отрицание,
всякое "да" есть вместе с
тем и "нет"; подлинная философия
скептицизма — молчание;
3) следуйте "миру
явлений", сохраняйте внутренний
покой.
Заключение
Поле
проблемных вопросов в философии
античности постоянно расширялось.
Их разработка приобретала все более
детальный и углубленный характер.
Можно сделать вывод, что характерные
черты античной философии следующие.
1. Античная
философия синкретична, это означает,
что для нее характерна большая
слитность, нерасчлененность важнейших
проблем, чем для последующих
видов философствования. Античный
философ, как правило, распространял
этические категории на весь
Космос.
2. Античная
философия космоцентрична: ее горизонты
всегда охватывают весь Космос,
в том числе и мир человека.
Это означает, что именно античные
философы выработали самые универсальные
категории.
3. Античная
философия исходит из Космоса,
чувственного и умопостигаемого.
Она в отличие от средневековой
философии не ставит на первое
место представление о Боге. Впрочем,
Космос в античной философии
часто считается абсолютным божеством
(не личностью); это означает, что
античная философия пантеистична.
4. Античная
философия многого достигла на
понятийном уровне — концепция
идей Платона, понятие формы
(эйдоса) Аристотеля, понятие смысла
слова (лектона) у стоиков. Однако
она почти не знает законов.
Логика античности — это преимущественно
логика общих имен, понятий. Впрочем,
в логике Аристотеля весьма
содержательно рассматривается
и логика предложений, но опять
же на уровне, характерном для
эпохи античности.
5. Этика
античности — это по преимуществу
этика добродетелей, а не этика
долга и ценностей. Античные
философы характеризовали человека
в основном как наделенного
добродетелями и пороками. В разработке
этики добродетелей они достигли
необычайных высот.
6. Обращает
на себя внимание поразительное
умение античных философов находить
ответы на кардинальные вопросы
бытия. Античная философия по-настоящему
функциональна, она призвана помочь
людям в их жизни. Античные
философы стремились найти для
своих современников дорогу к
счастью. Античная философия не
канула в историю, она сохранила
свое значение и поныне и
ждет новых исследователей.
Список
использованной литературы.
1.Аристотель. Сочинения
в четырех томах. Том 1-4. Академия наук
СССР. Институт философии. Издательство
«Мысль», Москва, 1976-1984.
2.В.А.Канке. Философия.
Исторический и систематический курс.
«Логос», М., 2001.
3.Платон. Теэтет.
Государственное социально-экономическое
издательство. Москва-Ленинград, 1936.
4.Платон. Пир. Издательство
«Мысль», Москва, 1975.
5.В.Асмус. Платон.
Издательство «Мысль», Москва, 1975.
6.Т.Гончарова. Еврипид.
Серия «Жизнь замечательных людей». Издательство
«Молодая гвардия», М., 1984.
7.Жизнь замечательных
людей. Биографическая библиотека Ф.Павленкова.
«Лио Редактор», Санкт-Петербург 1995.